search
main
0

Дети – детям

Могут ли школьники быть наставниками? Вполне

Мы наблюдаем, что у подросткового возраста сейчас довольно размытые границы. Если по принятой периодизации прежде мы могли говорить о подростковых кризисах с 12 лет, то сейчас временные границы сдвинулись. Подростковые кризисы начинаются с 10 лет и даже раньше. Мы знаем, что этот возраст, возраст тинейджеров, характеризуется не только сменой деятельности, но и сменой авторитетов: на место значимого взрослого приходит друг, товарищ. И этого товарища в школе, я считаю, необходимо создавать и формировать для наших детей. Как могут старшие дети в школе стать наставниками для младших? Приведу в пример различные методики, которые мы практикуем в нашей школе №2109.

Тематические экскурсии

Накануне 8 Марта 7‑й класс провел необычную экскурсию только для девочек 5-7‑х классов. Весь день семиклассники рассказывали о дочерях последнего императора России Николая II. Они говорили об Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии, зачитывали выдержки из дневника императрицы Александры Федоровны про воспитание и образование дочерей. Сами узнали и рассказали другим, как строго воспитывали родители своих детей. Про служение народу, благотворительность и работу молодых княгинь в госпитале. А затем были обсуждения и обмен впечатлениями: дети делились с детьми.

Активные перемены

В сентябре и после зимних каникул можно и нужно поддержать в первоклассниках стремление к учебе, играя с ними на переменах. Ученики 7-8‑х классов вспоминают детские игры, находят интересные упражнения и на одной из перемен каждый день играют с малышами. Мы, взрослые, удивились, узнав, что дети плохо знают игры «Ручеек», «Крокодил», «Колечко-колечко», «Море волнуется» и другие. Научили, поиграли.

Старшие классы могут организовать интерактив по финансовой грамотности для разных возрастных категорий. Для младших можно использовать пальчиковые куклы, это всегда располагает детей и позволяет легче обсуждать самые сложные темы. Ученики 7-8‑х классов используют в играх с детьми ребусы по финансовой грамотности, кроссворды, заполнение чек-листа расходов и доходов, выгодных покупок, рассказывают о правильной экономии средств и способах повышения своего бюджета.

Мастер-классы

Когда старшие проводят у детей мастер-классы, это всегда интересно и тем и другим. Мы в своей школе практикуем такие мастер-классы: «Уход за волосами», «Макраме», «Бисероплетение», «Приготовление мороженого», «Открытки в стиле скрапбукинг». Такие занятия проводят ребята из 7-8‑х классов для учеников 1-6‑х классов.

Говоря о таком наставничестве, надо понимать, что этот процесс важен для обоих сторон. Но, пожалуй, более значим он как раз для старших детей, для наших начинающих наставников. Пробуя себя в этой роли, они учатся быть внимательными к окружающим, терпению и способам взаимоотношений, учатся проще воспринимать и преодолевать проблемы. Наши наставники, конечно, устают от этой непривычной работы, но всегда испытывают удовлетворение от результата, они видят отдачу от других детей. Как тут не вспомнить слова педагога Василия Сухомлинского: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

Марина КУЛЬКОВА, педагог школы №2109

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте