Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Киностудия «Ленфильм» готовится отметить юбилей российского режиссера Александра Сокурова
Искусственный интеллект показал, как мог выглядеть Иван Грозный
Глава СК РФ взял на контроль расследование уголовного дела о пожаре в московской гостинице, где пострадали дети
В Татарстане филиал «Россельхозцентра» принял на практику студентов Казанского аграрного университета
Бухгалтер, переводчик, юрисконсульт: названы исчезающие профессии, которым учат в вузах  
Как нужно готовиться к ЕГЭ по русскому языку – советы профессионала
Осенью 2021 года в России пройдет образовательный проект «Нейрончик»
Профсоюз «Учитель» проанализировал выполнение «майских указов» президента о зарплате педагогов
Как начиналась эра кино в России: 4 мая 1896 года состоялся первый киносеанс в Петербурге
Экопроектировщик, экоурбанист и агроэколог: в центре на Яузе расскажут о профессиях будущего
Киностудия «Ленфильм» готовится отметить юбилей российского режиссера Александра Сокурова Искусственный интеллект показал, как мог выглядеть Иван Грозный Глава СК РФ взял на контроль расследование уголовного дела о пожаре в московской гостинице, где пострадали дети В Татарстане филиал «Россельхозцентра» принял на практику студентов Казанского аграрного университета Бухгалтер, переводчик, юрисконсульт: названы исчезающие профессии, которым учат в вузах   Как нужно готовиться к ЕГЭ по русскому языку – советы профессионала Осенью 2021 года в России пройдет образовательный проект «Нейрончик» Профсоюз «Учитель» проанализировал выполнение «майских указов» президента о зарплате педагогов Как начиналась эра кино в России: 4 мая 1896 года состоялся первый киносеанс в Петербурге Экопроектировщик, экоурбанист и агроэколог: в центре на Яузе расскажут о профессиях будущего
А Вы читали?

Дети будут лучше, чем мы

Учительская газета, №07 от 18 февраля 2020. Читать номер
Автор:

Энергия Басты и стремление к славе Андрея Геласимова

Ну что, Андрей Геласимов написал свою лучшую книгу. Это история условного рэпера Бустера, объединившая энергию рэпера Басты к жизни и стремление писателя Геласимова к славе на волне рэперского кача.

В первой ее части глазами героев-гопников мы видим бандитские 90‑е в российском захолустье. Спортивный костюм «Адидас» здесь haute couture («от кутюр». – Прим. ред.), доза равна жизни сестры, продажа толченой побелки лохам – это бизнес, а негритянская музыка и широкие штаны – вызов мирозданию. Повесив на стену постер с черными музыкантами, герои начинают ощущать себя избранными. Гонят музон на дискачах и этим оправдывают все. Первая часть «Чистого кайфа» могла бы называться «Кайф грязный», потому что такого средоточия дикости и предательств, описанных с позиции «а чё такова?», я давно не встречала. И стала с опасением относиться к Басте. Да, наркоманское сознание, да, треш и угар, но вот это нечеловечески спокойное принятие обстоятельств, которые сам же и породил: тюремный срок отчиму за воровство препаратов, украденных подружкой, продажа этой подружки за дозу, гниение раненого на съемной хате, срыв всех обещаний и договоров, потому что так получилось. Дал бандит деньги для передачи матери – возьмем себе. Оставили нычку на хранение – попользуемся. А после: «невиноватая я, он сам пришел». Возникает аллюзия на «Исповедь» Руссо, сентиментальная оправдательность которой достается лишь одному герою – самому Руссо. Украл в детстве ленточку – побили. Себя жалко, крестьяне – злодеи. Факт, что вообще-то это кража, не в фокусе. Страдал в старости от болезни и подробно описывал пять катетеров в день. А пятеро детей, сданные в воспитательный дом, не в фокусе.

Зато я стала лучше относиться к Андрею Геласимову. Ведь не про Басту как такового он пишет. Писатель пишет всегда про себя. Здесь он возвращается к восторгу, отчаянию и честной злости «Жажды», своей лучшей повести. Герой почти тот же: не боящийся выйти один на один против мира, считающий свой путь и свою музыку важнее чьих-то там триггеров, рвущийся к победе и славе любой ценой, потому что победа и слава воспринимаются им как высшая точка жизни. Лишь там, на вершине, в эпицентре человечьей любви, он станет собой. Довоплощенным. Единым с другими. Это стремление индивидуалиста к общности, отделенности – к совместности. Потому и зашла к Геласимову тема рэпа, дело в потоке, в каче, который диким, магическим образом объединяет людей: «Я смотрю на море их рук, на океан огоньков, на поющих людей и понимаю, что мы одно целое».

Во второй части книги герой лечится от наркозависимости, живет при монастыре, где проходит душевное трудничество: учится заново чувствовать жизнь. Наркотики выжигают не только волю, но и чувства, желание жить в человеческом мире. Реальность постнаркоманского существования никогда не будет такой, как прежде, а всегда будет постнаркоманской. «Умный доктор Наташа» предлагает парню привязывать руку за спину и пробовать жить так, духовную ущербность переводя в физическую, чтобы научиться существовать с ощущением недостачи, потери. Сильную аддикцию нельзя преодолеть и забыть, в этом месте дыра навсегда, но можно научиться жить с этой дырой, не позволяя себе в нее провалиться.

В том и конфликт – провалится ли рэпер, теперь мировая знаменитость, в эту дыру. Жизнь подталкивает его ширнуться. Но он держится. Сначала кажется, что на силе характера, но, узнавая его прошлое, понимаешь: не менее сильно держат и близкие люди. Мать, трясущимися руками вколовшая дозу, чтобы сын не умер, и тогда же узнавшая, что он наркоман; отец – непрощенный, но предлагающий помощь; городская штучка Юля, оставшаяся ради него в северной деревне и ставшая впоследствии женой. Каждый такой поступок близкого человека, не оттолкнувшего, а принявшего, становится поворотной точкой в судьбе героя. Ради матери он отправляется в лечебницу. Принимая отца, заново входит в мир. Любовь Юли возвращает его к музыке.

Хотя финал у Геласимова получается приторно сентиментальный, книгу в целом это не портит. Потому что книга не претендует на интеллектуальную сложность, а, как рэперский трек, держится на энергии убеждения, что от жесткача можно прийти к гармонии, от наркотиков – к музыке, от одиночества – к общности. В общем, от грязного кайфа к чистому: «Все сами поют свою песню. Потому что она всегда была у них. Просто им надо было собраться всем вместе и понять это».

Андрей Геласимов. Чистый кайф – М. : Городец, 2020. – 320 с.

Анна ЖУЧКОВА


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt