search
main
0

Десятилетие науки и технологий: с чего начать?

2022-2031 годы объявлены в России Десятилетием науки и технологий. Соответствующий указ подписал Президент РФ Владимир Путин. Целью десятилетия станет усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны, а одной из основных задач – привлечение в сферу исследований и разработок талантливой молодежи. О том, какие мероприятия в рамках десятилетия необходимо запланировать в первую очередь, размышляют наши эксперты и читатели.

Олег СМОЛИН, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, доктор философских наук, академик РАО:

– Я бы запланировал следующее: первое – отказ от лозунга импортозамещения и замену его на новую индустриализацию. Простое импортозамещение часто сводится к тому, что американские технологии заменяются китайскими. В России выпускается примерно от 5 до 10% станков от советского уровня и 3% тракторов. Без новой индустриализации национальной безопасности нет. Второе: я бы потребовал исполнения указов президента №599 от 2012 года и №642 от 2016 года. Согласно указу №642 расходы федерального бюджета на науку должны составлять не менее 1% от валового внутреннего продукта. Сейчас они в 2,5 раза меньше.

Третье: поскольку, к сожалению, на всю науку в современной России денег не хватит, необходимо определить приоритетные направления – по типу советского атомного проекта, возможно, меньших по масштабу, но не по важности. Приведу два примера: первый – проект «Информационные технологии и искусственный интеллект». В Китае такая программа существует, в России, увы, нет. Второй – проект, связанный с биотехнологиями, включая создание собственных лекарств и субстанций для борьбы с наиболее опасными заболеваниями. В конце прошлого года на специальном заседании комитета глава Минобрнауки Валерий Фальков говорил нам, что даже научные разработки по борьбе с коронавирусом осуществляются в рамках приоритизации. В переводе на русский язык – дополнительных денег Минфин на эти цели не выделил. Министерству приходится снимать средства с одних направлений и перебрасывать на более актуальные.

Четвертое: следовало бы исполнить указ президента об увеличении зарплат работникам науки. В настоящее время большинство опрошенных научных сотрудников не получают положенной им по указу заработной платы. К этому я бы добавил закупку современного оборудования и предоставление качественных жилищных условий для молодых ученых. Программа по жилью существует, но ее критерии достаточно жесткие, ею могут воспользоваться далеко не все молодые ученые страны. Отток кадров младше 35 лет из России продолжается. Нам нужно обеспечить утечку мозгов не из РФ, а к нам, как это было, например, при Петре I или в советский период.

 

Алексей БОБРОВСКИЙ, доктор химических наук, профессор РАН, главный научный сотрудник химического факультета МГУ, лауреат Премии Президента РФ в области науки и инноваций для молодых ученых за 2009 год:

– На мой взгляд, необходимо возродить Российский фонд фундаментальных исследований. Он был замечателен тем, что выделял деньги непосредственно ученым, а не организациям, в которых они работали. Я сам получал эти гранты и знаю, насколько это удобно: ты волен приобретать то, что тебе нужно для научной деятельности, там, где сочтешь нужным. А система госзакупок крайне неудобна и ущербна, поскольку отнимает массу времени и сил, причем деньги тебе могут либо вовсе не дать, либо выделить с многомесячной задержкой. Нормально развивать науку в таких условиях нельзя.

Более того, у РФФИ были замечательные линейки грантов, которые финансировали талантливых аспирантов, а также гранты для поездок на конференции. На высшем уровне постулируется, что оставшийся Российский научный фонд закрывает эти потребности. Но в реальности это не так, поскольку в нем другие принципы финансирования и есть ограничение, связанное с возможностью участия только в двух проектах одновременно.

 

Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО:

– Начать надо с весьма решительных действий. Во-первых, каждую госкорпорацию необходимо просто обязать давать целевые стипендии аспирантам, которые ведут научные разработки, интересные данным структурам. Во-вторых, госкорпорациям обязательно, а остальным желательно ввести систему грантов за открытия и изобретения, связанные с деятельностью этих структур. И в-третьих, нужно серьезно увеличить стипендии всем аспирантам в России, чтобы у них не было необходимости где-то подрабатывать, отвлекаясь от исследований.

 

Артур ХАУСТОВ, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ, заместитель председателя Общественного совета при Минпросвещения России:

– Наиболее уязвимая категория детей на данный момент с точки зрения получения качественного образования – это дети с расстройствами аутистического спектра. Сложность их обучения во многом связана с дефицитом в России стандартизированных и валидизированных инструментов диагностики, а также верифицированных практик работы с ними. В этой связи необходим запуск серии масштабных прикладных исследований, нацеленных на разработку и апробацию как диагностических методик, так и технологий обучения, коррекции, абилитации детей с РАС. Кроме того, важны исследования эффективности существующих моделей обучения и сопровождения таких детей. Ключевым результатом такой работы могут стать реестр практик и пакеты технологий, имеющих доказательную базу.

 

Любовь ГОГИНА, доцент кафедры деловой и политической журналистики факультета журналистики ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ:

– Было очень целесообразно на преобразование российской науки выделить именно десятилетний период, а не просто формально объявить очередной год науки. Хочется надеяться, что мероприятия, запланированные в рамках этого долгосрочного проекта, не выльются в формальные конференции, заседания и не всегда всем полезные обмены опытом, как это, например, произошло с последней реформой русского языка. Десять лет – достаточный срок, чтобы в общую систему научных исследований внедрить радикальные изменения.

Сегодня общество ожидает от научных открытий прикладных результатов, отчего недостаточно активно развивается наука теоретическая.

 

Наталья ГАЙВОРОНСКАЯ, заместитель руководителя отдела образования администрации Бобровского района Воронежской области:

– В последние годы стало заметно развитие школ в определенных направлениях: одни углубленно изучают химию, другие – биологию, третьи – физику и математику. Становится понятно, что одних только школьных знаний в рамках программы ребятам недостаточно, они готовы к открытиям, к исследовательской работе. Поэтому так важен сегодня диалог с вузами. Думаю, в ближайшие годы необходимо усилить взаимодействие между школами и высшими учебными заведениями, прежде всего за счет мастер-классов от вузовских преподавателей. Чтобы дети смогли общаться с ними напрямую, задавать вопросы, советоваться. Ученый может реализовывать с детьми какие-то наукоемкие проекты и тем самым повышать их интерес к исследованиям и наукам.

 

Надежда КАЗАКЕВИЧ, учитель физики и химии частной школы, Санкт-Петербург:

– Для привлечения талантливой молодежи к исследовательской работе сначала эту молодежь нужно правильно вырастить. Надо вернуть в общество и в школу романтизацию познания. Осознание грандиозности задач, которые сможет решить человечество, познавая природу, – это перспектива, которая может увлечь молодые умы. Следует прекратить игры в исследовательскую и проектную деятельность в школе. Обязаловка здесь только отталкивает. Все проекты и исследования нужно перенести в сферу дополнительного образования, там не будет имитации деятельности, потому что заниматься будут дети, которым на самом деле интересно.

Нужно прекратить лукавить, говоря о необходимости науки, параллельно эту науку уничтожая. Достаточно вспомнить Пулковскую обсерваторию в Санкт-Петербурге. Из нее вместо научного учреждения, где проводятся наблюдения, хотят сделать некий вычислительный центр, занимающийся обработкой данных, полученных в других местах. Все это из-за того, что чиновникам пришло в голову разрешить застройку в непосредственной близости от обсерватории. Примеров таких можно привести немало.

Формальные критерии эффективности научной деятельности типа числа публикаций, индекса цитируемости, а также столь милый сердцу чиновников критерий быстрой окупаемости вложений в академическую науку должны быть забыты навсегда. Говорить об окупаемости можно только применительно к прикладной науке, окупаемость фундаментальных исследований непредсказуема.

 

Алексей С., учитель, Великий Новгород:

– Я считаю, что доступ к науке и технологиям имеют лишь ученики городских школ. У нас в Великом Новгороде, например, существует «Кванториум», об успехах его подопечных регулярно рассказывают СМИ. А сельская местность забыта. Немало талантливых детей не имеют возможности заниматься в технических и научных кружках отчасти из-за нехватки преподавателей в сельских школах, но больше всего из-за отсутствия финансирования. Нужно дать ресурсы сельским школам и возродить опыт интернатов для одаренных детей при столичных вузах, которые принимали бы юных гениев.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте