search
main
0

Десантники земли Югорской. В Ханты-Мансийском автономном округе прошла просветительская акция «Инновации лучших в каждую школу»

Река Обь безрассудна и своенравна, как настоящая женщина. По весне она разливается на многие километры, и даже самым лютым морозам не удается сковать ее брачными узами. Толковый директор никогда не взял бы ее к себе на работу, но в Сибири особо выбирать не приходится. Из-за ее скверного характера четыре месяца в году многие поселки оказываются доступны только по воздуху. Но в правительстве округа уже давно изучили, когда река бывает в хорошем настроении. В середине сентября Департамент образования и науки ХМАО и «Учительская газета» в рамках национального проекта «Образование» организовали просветительский десант учителей года России в труднодоступные населенные пункты вдоль русла Оби.

Елизарово…

… «тик-так» – отсчитывает секундная стрелка на теплоходных часах последние мгновения перед началом рейса.

– Встретимся через неделю! – сквозь шум мотора с трудом прорывается голос Лидии Пауковой, директора Департамента образования и науки ХМАО. – Удачной погоды…

Для Лидии Николаевны законы гостеприимства превыше личных интересов. И не важно, что часы в аэропорту Ханты-Мансийска показывают час ночи, директор департамента вначале встретит гостей, проводит в гостиницу, убедится, что все в порядке, и только потом позволит себе краткосрочный отдых. Отправление просветительского теплохода намечено на восемь утра.

Четыре часа против течения – и на пути первая остановка, поселок Елизарово. Ни сотовой связи, ни телефона, ни тем более интернета. Мало что изменилось с тех пор, как в XVII веке купец Елизар купил угодья на речке Елизаровская Сошь и основал там деревню. Конечно, в ту пору о конкурсе «Учитель года» никто и не ведал, как и о том, что через несколько столетий финалист 2001 года Игорь Лелюк, учитель истории из Курганской области, приедет в Елизарово работать. Тем более не могли в те времена предугадать, что первая остановка просветительского теплохода совпадет с первым днем работы Игоря Петровича в новой должности – директора школы. С тех пор так и не научились люди предсказывать будущее. Зато умеют они в суровых зимних условиях строить школы, по внешнему облику похожие на дворцы. Гордился бы купец Елизар своими преемниками: Виктором Седуновым, заместителем главы Ханты-Мансийского района по социальным вопросам, и Русланом Ерышевым, председателем районной Думы. За их настойчивость, целеустремленность и азартность, особенно в тот момент, когда согласовывался и реализовывался проект по постройке новой школы – культурного центра села Елизарово.

Карымкары…

…«тик-так» – отмеряет секундная стрелка последние мгновения до пристани со звонким названием Карымкары. Заводится мотор вахтенника, специального автобуса, который можно встретить только в труднопроходимой местности. Когда смотришь на огромные колеса и высоко поднятую кузовную часть, становится понятно, как подобное транспортное средство смогло спуститься с крутой горы. А вот о том, чтобы проехать в нем, лучше и вовсе не думать. Страшно!

Кочевые народы, ханты и манси, изначально образовали два поселка, которые позже превратились в один – Карымкары. В начале XX века тут появился совхоз, в котором за короткие летние месяцы успевали вырастить рожь и овощи. В 60-70-х годах, когда в Карымкарах заработал леспромхоз, на заработки стали приезжать со всего Советского Союза.

Есть на свете такие неутомимые исследователи, как, например, Лидия Эльзессер, учитель истории Карымкарской школы. Лидия Семеновна и ее ученики узнали, что в начале 1920-х годов в Карымкарах стоял деревянный крест в память о павших бойцах за советскую власть. По крохам восстанавливали они события 1919 и 1921 годов. Тогда Карымкары оказался в самой гуще сибирского восстания, более сотни защитников погибли и были захоронены на холме. Сегодня на этом месте стоит красно-белый обелиск, выполненный по эскизам ребят.

Шеркалы…

…«тик-так» – секундная стрелка не любит останавливаться, это значит остаться без работы, без внимания. У школьниц на пристани полощатся ленты-украшения национального костюма. Еще один день путешествия позади, а впереди – Шеркалы, один из трех национальных поселков на территории Октябрьского района. Живет в Шеркалах 1500 человек, из них 250 – это представители малочисленных народов Севера. Ханты называют поселок Шашвош – спинной городок. Старинная легенда гласит, что в те времена, когда Бог создавал землю, был у него непослушный сын. Однажды Бог пригрозил, что отправит его на землю в образе медведя, вскоре так и произошло, а там, куда упала тень от его спины, появился поселок Шашвош.

В Шеркальской национальной средней школе «Учительская газета» не случайно занимает почетное место на выставочном стенде Вера Степаненко, учитель информатики и главный редактор школьной газеты, год назад победила в нашем фотоконкурсе. Папа у Веры Николаевны – человек в селе уважаемый, он директор той самой школы, где работает Степаненко-старшая, которую закончили четверо Степаненко-средних, и в выпускных классах учатся еще двое Степаненко-младших. Теперь ждем внуков, улыбается глава семьи Николай Степаненко, внучка уже есть.

Нижнее Нарыкары…

…«тик-так» – напоминает секундная стрелка на часах у Лилии Максимовой, начальника отдела общего среднего и специального образования Департамента образования и науки ХМАО. «Я не привыкла опаздывать», – подсказывает она хозяйке.

Мы иногда выбиваемся из графика, по крайней мере, так начинает казаться, как вдруг оказываемся на месте вовремя. В Нарыкарах самая короткая остановка – всего три часа. Река за лето обмелела, и теплоход никак не может пристать. На севере темнеет быстро. Наконец, в сумерках по шаткому трапу учителя года России сходят на глинистый берег.

– Сколько запланировали стоять, столько и будем, – успокаивает коллег Максимова, – ничего, за ночь догоним. – У каждого руководителя есть свои секреты.

Директор школы Владимир Воробьев явно волнуется. Ему, как управленцу, нужно проконтролировать организацию процесса, а как учителю, хочется успеть посмотреть и на мастер-классы. В Нижнем Нарыкары проживают 600 человек, половина из которых ханты и манси.

Непредсказуемые встречи происходят буквально каждый день. Например, Ирина Димова, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», руководитель педагогического десанта, познакомилась со Степаном Димовым, генеральным директором ООО «Сибстрой». Оказалось – однофамильцы. Сибирский Димов – самый важный человек в округе, от него зависит, будут ли в Октябрьском районе зимники – ледовые дороги по водным просторам. А Анатолий Кугаевский, математик из Тобольска, узнал, что его выпускница Людмила Мисник работает в этой школе учителем и завоевала первое место в муниципальном этапе окружного молодежного конкурса «Золотое будущее Югры» в номинации «Молодой ученый».

Березово…

…«тик-так» – вот уже более 400 лет отсчитывает секундная стрелка историю города Березово, основанного казаками как крепость в 1593 году, чуть позже превратившегося в крупнейший торговый центр Сибири и… острог для государственных преступников. Березово многолик. Он повидал много разных гостей: пару сотен лет назад – князя Меньшикова и чету Добролюбовых, а в середине XX века – политических ссыльных и столичных путан.

Всего в Березовском районе проживают больше 7500 детей, которые обучаются в 54 образовательных учреждениях. Чтобы добраться до районного центра из самого отдаленного поселка, нужно лететь на вертолете два часа.

Учителя – люди щепетильные. Если они решили, что на уроке нужен хрустальный бокал на ножке, значит, он нужен и точка. Вы хотите поспорить? Обратитесь к Сергею Кириллову, физику из Москвы, который обыскал всю школу в Березове и не нашел. Что делать, если бокала в школе просто нет? Попросить у Ангелины Аслановой, председателя Комитета образования администрации Березовского района, и он появится через 10 минут.

Луговское…

…«тик-так» – печально отсчитывают корабельные часы секунды до окончания просветительского десанта. Луговское – последняя остановка маршрута.

В 1931 году семьи вынужденных переселенцев образовали на берегу реки поселок, назвали его Луговское, в тот же год построили и школу. Прошло восемь лет, и в поселке открыли лесопильный завод, больницу и детский сад.

– У нас сегодня работает пресс-центр, – встречает нас Елена Евстратова, директор Луговской школы. – По окончании мастер-классов мы каждому из вас подарим специальный выпуск газеты о прошедшем дне. Кроме этого, у нас учителя снимают уроки, чтобы осталось на память.

– Департамент образования тоже фиксирует на видео все мастер-классы, – улыбается в ответ Алексей Мосеевский, начальник отдела информатизации Департамента образования и науки ХМАО. – И мы обязательно потом все оцифруем и выпустим специальный диск, который разошлем по районам. Так что ждите!

Столица

Ханты-Мансийск – это не город. Современные здания из камня, металла и стекла на фоне сибирской тайги смотрятся как декорации к фантастическому фильму, главный герой в котором – Югра, что в переводе с хантыйского языка обозначает территорию, окруженную водой. Ханты-Мансийск – это другая планета, до которой от Москвы чуть больше двух часов полетного времени. Пространство здесь изменяется другими категориями. Близко, это когда 5 часов на автобусе, как до Сургута. Далеко до Нижневартовска – около пятисот километров.

На восьмой день путешествия просветительский десант высадился в столице Югорской земли. Одиннадцатая школа собрала самую большую аудиторию, около 300 учителей из крупных городов округа. Это заключительные мастер-классы, которые дают десантники – учителя года России на Ханты-Мансийской земле.

Впереди последний и самый тяжелый урок – расставание…

Мастер-класс. Физика

Сергей КИРИЛЛОВ, учитель физики и астрономии Центра образования 1830, учитель года Москвы-1998, соросовский учитель, победитель конкурса лучших учителей в рамках национального проекта «Образование».

«Создание проблемных ситуаций с помощью самодельного (простейшего) демонстрационного оборудования»

Поглощать знания надо с аппетитом. Привожу семь постулатов, в которые я уверовал и на которые опираюсь в своей работе:

1. «Мокрая» наука. Физика отнюдь не сухая (или меловая) наука. Надо стремиться сделать ее «мокрой». Не надо говорить: «Представьте, как падает тело…», лучше уроните кирпич, пусть в классе проснется скептик!

2. Окружающий мир – наглядное пособие. Мы находимся в лаборатории природы. Она подбрасывает любопытным наблюдателям свои закономерности, точно пакет с шифровкой. Физика – не в учебнике, она вокруг нас.

3. «Необычное в обычном». К сожалению, мы рано утрачиваем способность удивляться. Не видим чуда в непадающей Луне, скрипе снега под ногами, цвете мыльного пузыря. Мы, точно в темных очках, и они мешают нам видеть мир в цвете. Задача педагога – привлечь внимание ученика, показать удивительное в привычном, помочь снять темные очки, ведь «мышление начинается с удивления» (А.Эйнштейн).

4. Инструмент для познания. «Фюзис» – наука о природе, не абстракция. На каждом уроке необходимо убеждать (показывать), используя физику как инструмент для познания окружающего мира.

5. Ученик – это маленький ученый. Уже сегодня на уроке он должен делать свои маленькие открытия. А мы, учителя, должны создать для этого соответствующую среду, некий «солевой раствор». Рано или поздно, но «огурчик», помещенный в него, обязательно просолится (по Шаталову).

6. «Эмоциональная» наука. Красоту науки можно оценить, обладая определениями и пристальным запасом знаний и умений. А на начальном этапе? Вы встречали человека, который смеялся (или плакал) от радости познания, например, закона сохранения энергии? Добиться необходимых эмоций в данном случае сложнее, чем художественными или музыкальными образами. А такие эмоции нам просто необходимы. Нужно определенным образом адаптировать материал. Ведь ум, прогретый эмоциями, уже не сонный ум!

7. «Формула успеха». На каждом уроке ученики должны «Играть! Действовать! Думать!»

В чудеса со слов верится плохо, их надо потрогать собственными руками, и каждый постулат нужно доказывать с помощью «Его величества Эксперимента».

Мастер-класс. География

Инна КАРАКЧИЕВА, учитель биологии и географии Коми республиканского лицея-интерната г. Сыктывкара, заместитель директора по научно-исследовательской деятельности, учитель года Республики Коми-2000, вице-президент клуба «Учитель года Республики Коми», кандидат экономических наук, отличник народного просвещения РФ, заслуженный учитель РФ.

«Географическая среда.

Типы природопользования»

Существует огромное множество жизненных ценностей. Одних мы придерживаемся, о других мы знаем, а о третьих просто догадываемся. Но самой важной все же является свобода – свобода слова, мысли, выбора. Никто из нас не приемлет ограничений в словах и поступках, а особенно дети. Природа награждает нас с самого рождения удивительной особенностью – СВОБОДОЙ. Но очень часто взрослые, в том числе и педагоги, подменяют свободу ребенка, навязывая свою позицию, свое решение (они ведь знают, как лучше и что лучше для него). Все это способствует затягиванию инфантильного состояния у ребенка, безответственности за свои поступки, обвинению всех вокруг, кроме себя самого, в своих промахах и неудачах. Важнейшее место в работе педагога принадлежит свободе детского выбора с обязательной осознанной ответственностью за свои поступки и слова.

Еще один важный постулат – эффективность, не эффект. Получить высокий результат (эффект) можно по-разному: через перегрузки ученика, натаскивание, бездумное воспроизводство готовой информации. А можно через максимальное использование интереса, возможности, знания самих учащихся. Активность и самоорганизация учеников – вот наиболее короткий путь к успеху, раскрытию потенциала ребенка. Важно, на мой взгляд, согласовывать содержание и формы обучения с запросами, интересами школьника, и тогда ученик САМ будет стремиться познать что-то новое. А если учесть ритм, уровень сложности материала с возможностями ученика, тогда создается ситуация комфорта, успешности и происходит активное вовлечение учеников в образовательный процесс. Технология диалоговых систем позволяет добиваться поставленной цели, выйти через проявление и развитие любопытства к интересу, а через интерес – к желанию узнать новое и проявить, попробовать свои знания на деле.

Предполагаю, что существует формула успеха деятельности педагога:

(СВОБОДА ЛИЧНОСТИ + ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ + ЛЮБОВЬ К СВОЕМУ ДЕЛУ) x ВДОХНОВЕНИЕ.

Мастер-класс. Математика

Анатолий КУГАЕВСКИЙ, учитель математики гимназии им. Н.Д. Лицмана, учитель года Тюменской области-2005.

«Уравнения и неравенства с параметрами и

единый государственный экзамен по математике»

Тема, заявленная на мастер-класс, на мой взгляд, самая сложная и малоизвестная в методике преподавания математики. Если внимательно посмотреть задания по этой теме, то становится ясно: учащиеся не знают определения понятий, плохо разбираются в свойствах функций, в преобразованиях на плоскости и в пространстве, они недостаточно хорошо знают предлагаемую для изучения теорию.

Учителя математики знают, что в методической литературе тема решения задач с параметрами не проработана, в них ничего не сказано о том, когда школьникам лучше освоить эту тему и как учителю построить свою работу. В ЕГЭ по математике подобные задания включаются, есть они и на вступительных экзаменах в вузы. Что делать? Во-первых, при решении задач с параметрами надо быть последовательными, используя те знания, которыми владеют дети. Во-вторых, не бояться вариативности предлагаемых решений. А в-третьих, требовать знания теории предмета.

Мастер-класс. Литература

Олег ПАРАМОНОВ, учитель года России-1993, заслуженный учитель России, учитель русского языка и литературы, кавалер почетного знака «Общественное признание».

«XX век глазами русских

писателей и поэтов»

Я считаю, что большая беда нашей педагогики, и в частности преподавания литературы, заключается в том, что учителя чаще всего пытаются найти ответ, который диктуют сверху и навязывают его своим ученикам. Когда в эпоху перестройки возникла возможность поиска тех самых нужных вопросов самостоятельно, то многие растерялись. Оказалось гораздо проще сбросить с корабля современности Шолохова, Горького, Маяковского, нежели заняться поиском. Разговор о том самом главном вопросе, который стоит искать при изучении классической литературы, является краеугольным на моем мастер-классе. Еще одна проблемная тема – падение интереса к чтению у учащихся. На мой взгляд, одна из важнейших причин – недостаточная выразительность чтения у самого учителя. Причем в этом не вина учителя, а скорее всего беда, поскольку в вузах сегодня преподавание выразительного чтения стоит на очень низком уровне.

Мастер-класс. Химия

Ирина МАРКИНА, учитель химии, 34-й лицей, город Майкоп, учитель года Республики Адыгея-2003

«Очевидное-невероятное в химии»

Мастер-класс направлен на повышение мотивации к изучению химии, реализацию компетентностного подхода в обучении, дает возможность не только приобрести знания и умения, но и мобилизоваться в конкретной ситуации. Внезапное творческое озарение приходит, когда человек пытается отложить решение проблемы и отдохнуть (примеры ассоциативного мышления): открытие мыла, процесса вулканизации каучука, природного красителя – античного пурпура, циклического строения молекулы бензола, открытие йода.

Парадоксальные факты, описанные в литературных произведениях, тоже могут стать инструментом для изучения химии, несмотря на то, что сами авторы не владеют глубокими познаниями в этом предмете. («Собака Баскервилей» А. Конан-Дойля, повесть Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье».) «О сколько нам открытий чудных готовит Просвещения дух…»

Фото автора

ХМАО – Москва

Мастер-классы в 11-й школе Ханты-Мансийска

Участники педагогического десанта: Сергей КИРИЛЛОВ, Анатолий КУГАЕВСКИЙ, Галина АДАМОВА, Олег ПАРАМОНОВ, Ирина МАРКИНА, Инна КАРАКЧИЕВА и Лидия ПАУКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте