search
main
Топ 10
Милосердие и гуманизм: 5 декабря на «Разговорах о важном» школьникам расскажут о Дне волонтера Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева В Калмыкии – карантин: итоговое сочинение перенесли на февраль 2023 года «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Залог успешного общения: Сферум запускает бесплатный курс повышения квалификации по коммуникациям для учителей Десять медицинских классов открылись в Новгородской области Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Школам Комсомольска-на-Амуре пригрозили отключить отопление и электричество Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Совет учителей-блогеров предложил свои идеи к Году педагога и наставника Сельская ДШИ в Оренбуржье признана лучшей в России в год своего 65-летия
0

Десант в глубь веков

В небольшой сельской Питлярской средней школе весной открылась новая экспозиция школьного музея финно-угорской культуры. Кстати, в эти же дни директору школы Александру Анатольевичу Орлову присвоено почетное звание заслуженного учителя.

На открытие музея приехали гости из департаментов образования, из соседних школ, из Государственной Думы округа. И конечно же, оленеводы из тундры, родители и почти все жители села.

Событие-то значительное.

Одно дело, когда ханту с детства внушают, что он представитель малочисленного народа. Но все воспринимается иначе, если видит, что его язык, культура востребованы не только в небольшом родном селе, но и в Москве, в Иркутске, в Будапеште…

Летом 2007 года питлярские школьники были в Будапеште, и ради встречи с ними ученые Венгерской академии наук на один день прервали летние отпуска, чтобы на равных пообщаться с ними. Просили спеть песни на родном хантыйском языке, показать, как изготовляются национальные куклы в селе Питляр, с удовольствием приняли эти куклы в подарок на память. А питлярских школьников обрадовало, что в Академии наук Венгрии хранится фильм об оленеводе села Питляр, отце одного из школьников. Воочию убедились ребята, как велик интерес к их культуре, к музею.

Да и действительно, в этом музее есть чему удивляться.

В качестве экспонатов, которые можно подержать, пощупать, взять на уроки истории, несколько бивней мамонтов, позвонок. Как и чем питался мамонт, дети выявляют, изучив особенности зубов ископаемого животного. В какой еще школе России дети могут изучать не муляжи, не копии, а подлинные археологические экспонаты?! Все экспонаты музея собраны учениками.

Каждое лето питлярские школьники и учителя в самое жаркое и комариное время отправляются изучать живую природу приобских просторов (операция «Живая вода») и проводить археологические раскопки. И все это делается под руководством ведущих ученых округа: кандидатов биологических, исторических, педагогических наук. Со многими из них ученики на равных не только общаются, но и вместе решают какие-то актуальные научные проблемы.

В сентябре-октябре старшеклассники Питлярской школы выезжают на консультации в Музейно-выставочный комплекс имени И.С.Шемановского, в стационар Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук в городе Лабытнанги. Здесь происходит доработка научных докладов.

Нужно ли удивляться, что выступления питлярских школьников на олимпиадах по краеведению, на конференциях разного уровня, на всероссийских и международных конкурсах высоко оцениваются членами жюри. Еще бы! В докладах юных питлярцев видно личное участие в полевых исследованиях, совместная работа с учеными. А чего стоит демонстрация образцов стрел, луков, фрагментов керамики… Видимо, не случайны оговорки руководителей жюри конкурсов, когда в перечне наиболее успешных научно-исследовательских центров наряду с Москвой, Санкт-Петербургом, Ростовом, Нижним Новгородом, Ярославлем называется и «город Питляр»!

Ученики Питляра собрали и классифицировали материалы о животных в архитектурно-скульптурных памятниках Ямало-Ненецкого автономного округа (оказывается, их около шестидесяти!). Они выявили закономерности восстановления растительности, численности и разнообразия насекомых, птиц после пожаров. Им интересно сравнить нынешние и давние занятия людей: оленеводством, рыбной ловлей и охотой.

При музее финно-угорской культуры имеется большая (более тысячи томов) библиотека научных трудов по языкам, истории и культуре финно-угорских народов. Многие студенты очных и заочных отделений разных вузов России из числа бывших активистов музея выполняют курсовые и дипломные работы, используя материалы книг и статей подсобного фонда музея. Берут для написания научных работ и рефератов ученики и учителя.

Девять лет назад, когда директор Питлярской школы Александр Орлов приглашал принять участие в летних экспедициях «Живая вода» учителей и ребят соседних школ района, никто не соглашался. Многие только скептически улыбались: мол, что интересного. Теперь в летние экспедиции питлярцев рвутся учителя и ученики школ из сел Мужи, Овгорт, Шурышкары, студенты Салехардского педагогического колледжа. Скоро попасть в комариное царство на археологические раскопки в Питляр можно будет лишь по конкурсному отбору.

Анатолий МАКЕЕВ, с. Питляр, Шурышкарский район, Ямало-Ненецкий автономный округ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте