Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Дерзкие и открытые для любви. Люди, о которых надо заботиться, потому что они еще маленькие

Учительская газета, №45 от 6 ноября 2007. Читать номер
Автор:

Развитие ребенка прежде всего должно быть гармоничным. Французский писатель-моралист Жан Лабрюйер в конце XVII века охарактеризовал тех, кому так часто завидуют из-за их кажущейся беззаботности взрослые: «Дети дерзки, привередливы, вспыльчивы, завистливы, любопытны, своекорыстны, ленивы, легкомысленны, трусливы, невоздержанны, лживы и скрытны; они легко разражаются смехом или слезами, по пустякам предаются неумеренной радости или горькой печали, не выносят боли и любят ее причинять, – они уже люди». От того, сколько любви и заботы получат эти маленькие личности, зависит, какими они вырастут, кем станут в дальнейшем. Чем раньше они почувствуют свою значимость, тем ярче раскроются их таланты. Ратуя о воспитании здорового и склонного к созиданию поколения, министр образования Московской области Лидия АНТОНОВА считает, что отнюдь немаловажно, какой вклад в формирование детской души вносят именно дошкольные образовательные учреждения.

– Лидия Николаевна, я знаю, что в регионе большое внимание уделяется развитию дошкольного образования, много сил уделяется ремонту или реконструкции детских садов, беспрерывно вводятся новые объекты.

– В настоящее время в области 217278 девочек и мальчиков воспитываются в 1852 дошкольных образовательных учреждениях. Но все, конечно, ждут ввода новых детских садов, которых сейчас не хватает. Это признак того, что в Московской области растет количество рабочих мест, привлекательных для молодых семей, люди начинают возвращаться на работу. Демографическая ситуация стала улучшаться. И мест, где занимались бы развитием детей, готовили их к школьной жизни, учили ориентироваться в мире грамотности и самостоятельности, следили бы за их физическим и психологическим самочувствием, требуется все больше.

Это хорошо, что у нас все больше появляется молодых семей и маленьких деток. А проблему с размещением малышей мы решаем вполне эффективно. В прошлом учебном году ввели в строй пять новостроек: два детских сада, на 110 мест каждый, приняли ребятню Мытищинского района, больше 200 ребят смогли пойти в новый садик в Дмитрове, открыты большие сады в Химках и Одинцовском районе. Возведена пристройка к зданию в поселке Восход. Закончилась реконструкция дома, где играют и творят 180 дошколят, в городском округе Лосино-Петровский.

В этом году заработал сад на 220 мест в Краснознаменске, появилось два новых здания в Красногорске. Строится еще 21 дошкольное образовательное учреждение в Балашихе, Дмитрове, Пушкино, Химках, Подольском районе, Железнодорожном, Звенигороде, Коломне, Красноармейске, Котельниках, Одинцове и Щербинке.

Вопрос обеспечения детей дошкольного возраста детскими садами поставлен на контроль правительством Московской области. Губернатором Борисом Всеволодовичем Громовым принято решение в течение трех лет, имеются в виду 2008-2010 годы, из различных источников финансирования направить на развитие сети дошкольных образовательных учреждений Подмосковья шестнадцать с лишним миллиардов рублей.

– На что пойдут эти средства?

– Они будут направлены в основном на реконструкцию действующих и строительство новых детских садов. В целях эффективного развития сети мы вместе с Министерством экономики провели собеседование с представителями муниципальных образований региона, в ходе которого рассмотрели конкретные возможности строительства новых объектов в каждом из них. Обсудили необходимость реконструкции, наметили сроки и определили обеспеченность инженерной инфраструктурой.

Кроме того, провели мониторинг муниципальных образований по вопросу возвращения в систему дошкольного образования зданий детских садов, в том числе ведомственных, используемых не по целевому назначению.

Потребность муниципальных образований в дошкольных образовательных учреждениях определяется в соответствии с общеобластными показателями и нормативами обеспеченности. За три означенных года предполагается ввести более 30 тысяч мест.

В рамках выполнения Послания Президента РФ Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию во всех муниципальных и государственных образовательных учреждениях Московской области, реализующих общеобразовательные программы для дошкольников, осуществляется выплата компенсации части родительской платы за содержание ребенка. Согласно постановлению Правительства РФ родителям или их законным представителям возмещается внесенная оплата в размере двадцати процентов на первого ребенка, пятидесяти – второго и семидесяти на третьего и последующих детей.

– А вообще дорого обходится мамам и папам содержание их ненаглядного чада в детском саду?

– Один из важнейших вопросов, обеспечивающих общедоступность дошкольного образования, это контроль за установлением родительской платы. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что размер ее не может превышать 20 процентов затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, а с родителей, имеющих трех и больше несовершеннолетних детей, этот процент снижен и вовсе до 10. За содержание детей с отклонениями в развитии, посещающих садики, а также детишек с туберкулезной интоксикацией плата не взимается вовсе. По данным мониторинга, средняя стоимость содержания одного ребенка в месяц в Подмосковье составляет 4599 рублей, а средний размер родительской платы – 784 рубля. Но я хочу подчеркнуть, что это средняя выкладка. Диапазон цен на услуги дошкольных образовательных учреждений колеблется в области от 500 до 1200 рублей в месяц.

– По данным Министерства здравоохранения РФ, количество детей с недостатками физического и психического развития растет. Что делается в Подмосковье для таких бедолаг?

– Коррекцию здоровья этих детей проводят в специализированных группах. За год около тридцати тысяч детей прошли оздоровление более чем в полутора тысячах групп. Различные заболевания, разные степени тяжести – специалисты, озабоченные состоянием подрастающего поколения, всем стараются помочь. Создаются программы по здоровьесбережению, которые становятся важным кирпичиком в выстраивании системы защиты благополучия наших детишек. Огромное внимание уделяется нами развитию инклюзивного образования детей с особыми потребностями. Для педагогов области охрана жизни их подопечных и укрепление их здоровья – не просто красивые слова, это самое важное для них дело. Поэтому во многих садиках разработаны авторские методики и научно обоснованные программы для улучшения состояния ребенка настолько, насколько возможно.

Особое значение мы придаем вопросу организации питания детей. В садиках стараются неукоснительно выполнять все санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

– Удовлетворяют ли садики потребности детей в получении дошкольного образования?

Основным направлением работы дошкольных образовательных учреждений Московской области стала структурно-содержательная модернизация дошкольного образования. Совершенствование системы дошкольного образования на основе создания вариативных программ, обеспечивающих доступность просвещенческих услуг для всех групп населения Подмосковья, происходит за счет внедрения гибких форм пребывания детей в садах. Родители с удовольствием отдают сюда своих озорников на несколько часов в день для того, чтобы те привыкали к дисциплине, узнавали о том, каково это быть школьниками, получали необходимую для этого подготовку. С тех мам и пап, кто работает сутками, мы сумели снять огромный груз беспокойства – их малыши могут оставаться в уютном детском мирке под присмотром внимательных, квалифицированных воспитателей круглосуточно. Обновление подходов сегодня позволило осуществить преемственность образовательных программ дошкольного и начального общего образования в полной мере. Среди родителей, особенно проживающих в сельской местности, популярны комплексы школа – детский сад. Это очень удобная модель учебного заведения, где ребенок, находясь в сравнительно комфортных условиях, постигает азы премудрости.

– Но хватает ли ребятам знаний, полученных в садике, для учебы в школе?

– Воспитатель Московской области чаще всего человек, получивший высшее образование, он никогда не прекращает своего профессионального совершенствования и всегда готов овладеть новыми знаниями. Учителей-дошкольников готовят в Московском государственном областном педагогическом институте, а благодаря гибкости графика нашей системы повышения квалификации, которая позволяет учиться без значительного отрыва от работы, он неизменно освежает и пополняет свой педагогический багаж.

Введение предшкольной подготовки в нашей Педагогической академии последипломного образования в свое время предсказали заранее, и ученые области разработали специальную программу на 500 часов. Стали по ней обучать. И теперь к моменту ввода предшколы в 2008 году подмосковные педагоги оказались во всеоружии, они умеют работать с детьми, которые через год пойдут в первый класс. Вроде бы ну что здесь такого, все «дошкольники» знают, как научить ребенка читать и считать. Не все так просто. Не прошедшие развивающей ступени детского сада малыши тормозят общий ритм работы класса, тянут назад остальных, и из-за разницы в подготовке нарушается единый лад стартового порога начальной школы. Специалист, занимающийся с детьми в дошкольном образовательном учреждении, как раз и обязан настроить этот лад, задать темп и показать «подготовишкам» серьезность их самого важного дела.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту