В 34‑м выпуске «МП» мы начали рассказ об участниках финала Всероссийского конкурса программ развития образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования детей «Арктур»-2019. В этом номере представим победителей нынешнего «Арктура». Публикуем фрагменты их выступлений в рамках конкурсного задания «Защита программы развития организации дополнительного образования детей». За это задание организация-конкурсант могла получить максимум 70 баллов, при этом оценивались результативность, реалистичность, реализуемость, инновационность, эффективность программы, убедительность выступающих, их коммуникативная культура, четкость, содержательность и лаконичность в ответах на вопросы, качество компьютерной презентации. Также предлагаем вашему вниманию вопросы, с которыми к конкурсантам обращалось жюри. Брифинг – важная часть этого конкурсного задания. Вопросы, конечно, не типовые, индивидуальные, предназначенные исключительно для данных конкурсантов.
Детско-юношеский центр «Орион», город Новокузнецк Кемеровской областиДеятельность центра направлена на создание социокультурной среды для интеллектуально-личностного развития учащихся с учетом приоритетных направлений государственной политики в сфере дополнительного образования и особенностей развития Кемеровской области.Инновационность программы развития заключается в совершенствовании образовательной среды через внедрение комплексной модели дополнительного образования детей «Орион» зажигает звезды». Программа способствует переходу из режима функционирования организации в режим развития. Спроектированная модель определяет направления развития центра, которые реализуются через целевые проекты.Управление программой развития основывается на проектном подходе и происходит через организацию проектных офисов с учетом принципов единоначалия и коллегиальности при содействии первичной профсоюзной организации нашего центра.Основные эффекты программы развития – переход к персонифицированному образованию, интенсификация взаимодействия с социальными партнерами, переход к проектному управлению и целый ряд других.Говоря о результатах реализации программы развития, мы можем констатировать, что поставленные задачи были решены.Мы можем говорить о повышении качества доступного дополнительного образования детей. Показатели этого результата – в первую очередь высокая степень удовлетворенности родителей и учащихся, охват большого количества детей и молодежи приоритетными направлениями деятельности, а это почти шесть тысяч воспитанников ежегодно, высокие достижения учащихся в конкурсах и соревнованиях разных уровней.Качественное доступное дополнительное образование обеспечивается обновлением содержания. В 2019 году достижения связаны с введением персонифицированного учета и финансирования дополнительного образования в Кузбассе.Повышение качества образовательных условий связано с непрерывным профессиональным развитием кадрового потенциала.В центре функционирует шесть инновационных площадок федерального и регионального уровней.«Орион» строит свою работу на основе сетевого взаимодействия с образовательными организациями, активно реализует совместные проекты с некоммерческими организациями, привлекает ресурсы бизнес-структур. Мы считаем проектную деятельность важнейшим инструментом развития нашей организации. Только с 2015 года мы реализовали 24 гранта на общую сумму более десяти миллионов рублей, которые были направлены на развитие инфраструктуры системы дополнительного образования нашего города и Кузбасса в целом.Вопросы жюри:- Развитие – это процесс, который заставляет в том числе от чего-то отказываться. От чего вы отказались, что ушло из вашей работы?- Создавая новую программу развития, вы учитываете риски?- Что дает именно вашей организации проектное управление?Центр внешкольной работы «Поиск», СамараВ программе развития нашего учреждения «Территория детства – шаг вперед» на 2018-2021 годы четко сформулирована наша позиция – мы за новое время, которое остро нуждается в новом поколении людей со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации и уверенностью в успехе. Наша задача – дать возможность нашим детям стать лидерами. Программа развития ЦВР «Поиск» – своего рода платформа, точка встречи авторов образовательных практик с их потенциальными потребителями.В основу программы положена парадигма непрерывного образования ребенка, центр которой – наше учреждение. Речь идет о росте образовательного потенциала в соответствии с потребностями личности и общества. Этот рост возможен только в рамках специально организованного образовательного процесса, способствующего формированию нового взгляда на осознание своего жизненного предназначения. Чтобы достичь поставленной цели, мы ввели в педагогический процесс новообразование «Семь – Я», где главным является ребенок, будущий лидер, гражданин, профессионал, семьянин. Введение новообразования касается содержания и формы работы учреждения, развития педагогического коллектива и, конечно, управляющей системы центра.В план основных мероприятий по реализации программы развития мы включили обновление содержания дополнительных общеразвивающих программ, в том числе программ с возможностью дистанционного обучения. Мы берем во внимание и инклюзию.Что касается оценки качества образовательного учреждения, то мы определяем это понятие как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять потребности. В нашей программе система представлена тремя основными элементами – качество процесса, качество содержания, качество условий образования.Мы понимаем, что главным направлением нашей деятельности в ближайшие годы будет создание условий для непрерывного процесса изменения личности ребенка, который будет происходить под влиянием социально-педагогического воздействия и собственной активности воспитанника, направленной на самосовершенствование и самореализацию.Ожидаемые результаты деятельности в рамках программы мы поделили на несколько составляющих – результат, которого ждут обучающиеся и родители, результат для педагогов, который в конечном итоге определит эффективность нашей общей работы.Вопросы жюри:- Расскажите, пожалуйста, об инструментах промежуточного мониторинга.- У вас разработана хотя бы одна дополнительная общеразвивающая сетевая программа? Можете о ней рассказать?- Вы делаете заявку на воспитание лидера. По каким признакам из всего множества детей Самарской области мы сможем узнать вашего выпускника?Дом детского творчества им. А.И.Ефремова, НовосибирскНовая программа развития нашего Дома детского творчества на 2018-2023 годы стала продолжением программы, разработанной на период 2014-2018 годы, в ходе реализации которой мы достигли успешных результатов. Все показатели качества выросли. Но больше всего вырос уровень достижений обучающихся на региональных, всероссийских, международных соревнованиях, увеличилось количество полученных грантов и субсидий на социально значимые проекты.Мы входим в Топ-100 образовательных организаций Новосибирской области, это значит, что более 80% пользователей услуг считают нашу работу отличной.Мы выводим концептуальную основу нашей деятельности на ближайшую пятилетку. Модель перспективного развития нашего учреждения строится на идеях личностно ориентированного, деятельностного подходов и непрерывного образования. Миссия Дома детского творчества будет состоять, с одной стороны, в том, что учреждение является неотъемлемой частью единого воспитательного пространства района, системы непрерывного образования, призванного обеспечить равные возможности детей и взрослых, а это подразумевает предоставление максимально обширного спектра образовательных услуг. С другой стороны, традиционно Дом детского творчества остается одним из ведущих центров культурно-досуговой жизни Кировского района Новосибирска, так как это единственная сценическая площадка в районе.Цель программы развития – проведение преобразований в деятельности учреждения, необходимых для повышения качества дополнительного образования в соответствии с государственной региональной политикой в сфере образования. А отсюда и задачи – обеспечить вариативность, качество и доступность образовательных услуг, внедрить внутреннюю систему оценки качества, обеспечить условия для введения и реализации профессионального стандарта, современный уровень программно-методического обеспечения.Для компактности мы решили показать нашу программу в виде дерева. Корни дерева – это наша история, социальный заказ, наша миссия, нормативные требования, от которых отталкивается каждая наша программа. Левая часть ствола – результативные направления предыдущей программы, которые вошли в новую программу и обеспечивают ее устойчивость. Правая часть ствола – приоритеты новой программы: профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение – реализация выпускников, модернизация технического и естественно-научного направлений, непрерывное образование детей и педагогов, внедрение профстандарта педагога дополнительного образования. Крона – ожидания, результаты нашей программы – удовлетворение социального заказа, обновление материально-технической базы, повышение качества образования и воспитания, открытость и готовность к сотрудничеству. Яблочки – плоды нашей деятельности, которые мы планируем вырастить за эту пятилетку.Вопросы от жюри:- Одно из ваших «яблочек» – творческий совет педагогических работников. Что это такое?- Одна из приоритетных задач – профессиональная ориентация. Какие конкретные продукты предполагаются «на выходе»?
Комментарии