search
main
0

Деревня – мир в миниатюре Тема “Русская деревня: жизнь, быт, традиции”. 6-й класс

Цели и задачи:
1. Познакомить с основными типами русских поселений, основными занятиями, бытом крестьян, их приспособленностью к природным условиям.
2. Познакомить с особенностями деревенской национальной культуры: убранством жилища, обрядами, праздниками, кухней, костюмом.
3. Осуществлять межпредметные связи с географией, музыкой, граждановедением.
4. Развивать нравственные и эстетические чувства.
5. Воспитывать патриотизм и чувство гордости за культурное наследие, уважение к труду.
6. Развивать умение учащихся выступать публично, внимательно слушать и высказывать свое мнение.

Оборудование. Старинные предметы быта, книги с изображением домов разных областей, магнитофон, баян.
Урок проводится в школьном краеведческом уголке. Для проведения его целесообразно выделить сдвоенные часы.
I этап – учащимся за месяц предлагаются темы, по которым они готовят выступление в форме доклада и необходимое оформление.

Темы докладов:
1. Типы русских поселений. Русская деревня.
2. Жилище крестьянина: устройство, убранство.
3. Жизнь и быт крестьянина.
4. Традиции и обряды русской деревни.
5. Традиционный костюм.
6. Русская кухня.
7. Праздники в деревне.
Учитель помогает во время подготовки.
II этап. Урок проводится в школьном краеведческом уголке.
На перемене звучит русская народная музыка.

Ход урока
I. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
II. Мотивация. Зачем человеку необходимо знать прошлое своего народа?
III. Приглашение с хлебом-солью.
Тихо звучит музыка. Входит девочка в русском народном костюме, с вышитым рушником и обращается к присутствующим:

Добро пожаловать, гости дорогие!
Как водится, милости просим
в нашу светлицу.
Не нужно платы, и робеть не надо.
Всем, чем богаты, тем и рады!

Подходит по очереди к ребятам и угощает их хлебом с солью.
Вступительное слово учителя.
Россия со времен Киевской Руси и вплоть до 1861 г. была в основном сельскохозяйственной страной, где оно было главным занятием населения. Природа для крестьянина была средой обитания, жизнеобеспечения. Она определяла уклад его жизни, занятия. Под ее влиянием сложились культура и традиции русского народа. Крестьянин жил в гармонии с природой, хорошо знал ее законы и старался их не нарушать.
Давайте посмотрим, как ему это удавалось. Какие знания о природе требовались крестьянину для его хозяйственной деятельности (знания признаков изменения погоды, примет, климата, почвы и др.).
Какие природные условия учитывал крестьянин при выборе места поселения, строительства жилища, в жизни и быту?
В ходе беседы на доске вычерчиваем логическую цепочку:
рельеф, климат, почвы, растительность – национальная кухня – занятия населения – традиции – одежда.

Выступление по I теме доклада.
Типы русских поселений. Русская деревня.
Планировка деревни складывалась под влиянием географического положения. Различают кучевую, рядовую, уличную и квартально-уличную планировку деревень (показ схем).
Центром деревни, как правило, являлась река или тракт (дорога). (Пример окружающих сел). Кроме деревень, на Руси были села – средоточие власти, торговли и религии. Менее всего были распространены хутора, так как русские привыкли жить общинами. Название поселений отражали географические особенности (Горки, Лужи, Высоково, Озерки, Новое); назывались по фамилиям старинных семейств или хозяев поместий (Вознесенское, Бушуево) или каких-либо событий (Погорельцово).
В деревне “все бревенчато, досчато, гнуто” – начинается с дерева. Деревня – это мир в миниатюре, в котором в зачатке находим то, что затем найдем в большом мире.

Второй доклад
Доклад на тему “Жилище крестьянина”
Деревня начинается с крестьянского дома. Дом состоял из жилой и хозяйственной частей. В зависимости от количества стен дома делились на четырехстенки, пятистенки, шестистенки (показ схем). Жилая часть – это в основном четырехугольная бревенчатая изба с русской печкой. Размеры жилой части 4 м х 4 м. В жилой части располагались неотапливаемые помещения – сени и клеть. В клети хранились запасы, а летом жили и спали. В северных областях избы и клети поднимались высоко над землей, строили “подызбище” и “подклет”. В центре и на юге страны избы становились “наземь”, нижние венцы (ряды бревен) сруба засыпались землей – образовывалась невысокая земляная насыпь вдоль стен дома – завалинка. Пол в таких избах был глиняный и посыпался соломой (показ рисунков). Большую площадь дома занимала хозяйственная двухэтажная его часть. Второй этаж находился на уровне жилой половины.
Здесь находились мастерские, кладовые и поветь, на которую с улицы поднимался бревенчатый настил – взвоз, где могли развернуться две лошади с возами, здесь играла молодежь. Поветь имела значение в свадебных обрядах. Зимой здесь хранили сено. Внизу стоял скот.

Третий доклад
Крестьянское жилище делилось по диагонали. Центральное место в нем занимал красный угол с образами и столом. На почетной лавке сажали большаков (родителей), гостей, а на свадьбу – молодых. У входа стояла лавка – для приходящих и нищих, рядом – мужская, для работы. Мебели в доме почти не было: лавки и сундуки. На стенах висели полки. На них ставили дорогие вещи: ларцы, прялки, горшки. Перегородок в доме не было. На пол стелили половики, сотканные из толстых нитей, на окна вешали полотенца. Спали взрослые на полу, дети – на полатях, старики на печи. (Рассказ сопровождается показом всех экспонатов музея).
Учитель: Мы стали забывать, что главное в доме – печь. Затрещат морозы на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.
Ученик: Знаете ли вы, что русская печь существует около 4 тыс. лет. Причина долголетия в ее универсальности. Она отапливала жилье, в ней приготавливали еду, выпекали хлеб, варили пиво, квас, на ней спали и даже мылись. Русская печь потребовала создания посуды особой формы: вначале горшки, а затем чугуны. Посуду доставали из печи “рогачом”, или ухватом (показ, как это делается).
Учитель: А давайте-ка, ребята, споем песню.
Песня “Печки-лавочки”

Учитель:
Песни даль и сказки тайна,
Свадьба или поминанье
Душу слепят, но сперва –
Полотняные преданья,
Рукодельные слова.

Экскурсоводы рассказывают о рукодельницах, используя экспонаты (вышивка, плетение, резьба по дереву).
Учитель: Долгими зимними вечерами молодежь собиралась в доме у кого-либо на посиделках. Кто вязал, кто вышивал, но обязательно при этом исполняли русские народные песни.
Давайте споем песню.
Учитель: В деревне долгое время хранятся традиции и обряды русского народа. Сейчас вы узнаете, как проходила свадьба в ХVIII в.
Ученик: Начальный этап – это сватовство. Близкие родственники жениха сватают невесту. Обычно сватовство проводит старший в семье. Примечательно, что сватам не полагается угощение в доме невесты, хотя нередко они просиживают там долго. После сватовства требуется совместное выполнение многих хозяйственных дел, связанных со свадьбой. Родственники жениха и невесты собирались на “сговор”. После этого невесту освобождают от обычной домашней работы, т.к. она должна с помощью подруг приготовить приданое, а также венчальную одежду для жениха (по традиции – рубаха, штаны, носки).
В последний день перед свадьбой происходили молодежные вечера, у девушек и юношей отдельно, причем девичники были богаче обрядностью. У девушек – хождение с песнями в баню, а также испрашивание благословения у родителей. После бани устраивали ужин. Утром в день свадьбы из дома жениха в дом невесты отправлялся свадебный поезд (по обычаю из 7 или 9 лошадей). Приезд жениха сопровождается выкупом ворот, преподнесением подарков родителям невесты и обменом подарками жениха и невесты. Иногда обычай предписывает невесте надеть все подарки жениха поверх собственного свадебного платья.
В доме невесты устраивается угощение, после этого свадебный поезд отправляется в церковь, где совершается венчание. Из церкви процессия отправляется в дом жениха. Разыгрываются различные обряды.
Главный свадебный пир устраивается в доме жениха на другой день. Сама свадьба происходила в воскресенье. Обычай угощения на второй день свадьбы – так называемый пирожный стол, где пироги были приготовлены руками молодых. Особенностью свадеб, играемых в Тверской губернии, является сходство свадебного ряженья с календарным. Так, например, один из дружек рядился теленком, а молодая должна была поить его молоком. Свадьба была не только веселым праздником, но одновременно и хозяйственной сделкой между двумя семьями. Невесту “выдавали” замуж без ее согласия. Сговорившись о приданом, составляли список и при получении брали с зятя расписку.
Учитель: А теперь исполним свадебную песню.
Звучит песня в исполнении ребят.
Учитель:
– Крестьяне жили в гармонии с природой и были рачительными хозяевами. Крестьянские общины строили и ремонтировали дороги, чистили лес, берега рек и озер, следили за севооборотом полей, давая земле “отдых” и удобряя ее.
В деревне сложилась своя культура. Общество делилось по возрасту и полу на группы. Каждый знал свою работу, место для отдыха и место в доме. Дети с 7 лет приобщались к труду и помогали взрослым. Молодежь в деревне пользовалась большим вниманием и уважением. Мы, городские жители, многие вышли из крестьян. Мы забыли все, что наши предки сумели донести до наших дней. Без традиции и культуры национальной нет ни одного народа. Корни нашей культуры сложились под влиянием религиозных, общественных, хозяйственных и природных предпосылок. Давайте посмотрим, как они отразились на костюме, кухне и праздниках.
Ученик (в костюме): Традиционной мужской одеждой были длинная рубаха – косоворотка (ее носили навыпуск, с поясом) и широкие штаны. Шилась одежда из белого холста. В холодную погоду надевали кафтаны из толстого сукна, армяки и зипуны. Большинство крестьян носили лапти и войлочные шапки (показ экспонатов музея).
Ученица (в костюме): Женская одежда состояла из длинной холщовой рубахи, поверх которой в северных и среднерусских районах надевали сарафан, а в южных районах клетчатую шерстяную домотканую юбку. В холодную погоду носили душегрейку. Девушки ходили с непокрытой головой, женщины обязательно покрывали голову.
На севере головной убор – кокошник, на юге – сорока, позже – платки. Обувь – лапти (зимой – валенки).
Учитель: Назовите наши национальные блюда? Почему именно эти продукты употреблялись и из них готовили пищу. Могли ли наши предки есть бананы, ананасы, виноград, апельсины? Почему?
Давайте послушаем рассказ о том, как и чем питались наши далекие предки.
Ученик: Режим питания складывался под влиянием хозяйственных, религиозных и природных факторов. В формировании ритуала еды большую роль играло бережное отношение к еде, поскольку урожай давался нелегко. Наши предки экономно относились к ней, и большое значение имели ограничения, связанные с религией. Крестьяне перекусывали в рабочий день 4-5 раз. Приготовлением пищи занималась мать, она же определяла расход продуктов, ей помогала невестка. Время обеда и ужина строго соблюдалось. Жидкие горячие блюда ставились в большой миске в центр стола. Гущу похлебки и мясо можно было зачерпывать только после главы семейства. Главным первым блюдом были кислые щи, летом готовили окрошку из кваса с овощами. Важным в рационе был хлеб из кислого теста, мучные и овощные блюда, любимым печеным изделием – пироги с различной начинкой, блины, оладьи. Основу второго блюда составляли каши, пареные овощи, горох. Использовались молочные продукты. Блюда из мяса были редки, чаще из рыбы. Распространенными напитками – квас, чай, настойки, брага. Кисели из ягод были очень густыми, готовились как десерт. Чаще кисель варили из молока, гороха и ставили как второе блюдо.
(Можно дать рецепт старинного блюда)
Учитель: Сейчас мы поговорим о праздниках. Какие они были?
Ученик: Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни. Праздники существовали во все времена.
Учитель: В деревне справляли как христианские праздники, так и языческие. Какие вы знаете старинные праздники? (Ответы детей)
Ученик: Примеры языческих праздников – проводы весны, масленица, камнепочитание, карауленье солнца. В праздники крестьяне не работали. Наиболее почитались святки, где переплетались языческие обряды (гадания, игры, наряды) и христианские учения. Много праздников было на Руси связанных с с/х сезонами: опашка, Ильин день, медовый спас и др. Каждая деревня имела своего покровителя, и праздник в его честь справлялся особо пышно, в гости приглашались родственники из других деревень.
Ученик: Рассказ о празднике Ивана Купалы. В древности праздник Ивана Купалы отмечали почти все народы Европы. Приходится он на 24 июня – время летнего солнцестояния. Купала – языческий праздник поклонения человека природным стихиям. Две из них – огонь и вода – участвовали в праздничном обряде. На Купалу обязательно разжигали костры и устраивали купание. По народным поверьям, купальная ночь – таинственное время: деревья переходят с места на место и разговаривают между собой, а ведьмы слетаются на Лысую гору и устраивают ежегодный шабаш.
Считалось, что в эту ночь травы набирают волшебную природную силу. До утра знахари и колдуны бродили по лесу в поисках целебных растений. Искали они и волшебный папоротник. Согласно древнему поверью, только в ночь на Купалу цветет в лесу папоротник. Длится это лишь мгновение, но все вокруг озаряется ярким светом. Тот, кто сумеет поймать этот момент и сорвать цветок, тот сможем находить клады. Представления людей о чудодейственной силе трав, собранных в эту ночь, не были лишены здравого смысла. Именно в этот день начинался покос.
Учитель: На праздниках девушки водили хороводы. Сейчас ребята из танцевального кружка покажут вам хоровод, который водили на праздновании Троицы.
Девочки наряжают березу лентами, а затем водят хоровод.

“Березонька кудрявая,
Кудрявая моложавая.
Под тобой, березонька,
Все не мак цветет,
Под тобой, березонька,
Не огонь горит.
Не мак цветет –
Красные девушки
В хороводе стоят,
Про тебя, березонька,
Все песни поют.

Учитель: А теперь ребята ответьте на вопрос, который записан на доске.
Дети отвечают.
Если останется время, можно загадать загадки о праздниках, еде, посуде крестьян.

Домашнее задание
По желанию написать сочинение гусиным пером “Свое впечатление об уроке”.

Надежда КАЯКИНА,
учитель граждановедения

Тверская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте