Госдума приняла в первом чтении законопроект, полностью изменяющий структуру государственного образовательного стандарта. Вместо трех компонентов – федерального, регионального и образовательного учреждения – планируется ввести единый госстандарт, не предусматривающий никакого деления. Проект закона поддержал 331 депутат, «против» высказались 55.
«Компонентная структура фактически разрушает целостность стандартов», – сказал заместитель министра образования и науки Юрий Сентюрин, представляя законопроект в Госдуме.
При этом, по его словам, введение федерального госстандарта вовсе не означает, что региональные власти и сами образовательные учреждения не смогут влиять на содержание образования. В соответствии с проектом закона федеральный стандарт будет представлять собой совокупность предписаний и требований к структуре основных образовательных программ, условиям и результатам их реализации. Утверждать его будет правительство.
Юрий Сентюрин заявил, что реализация закона не потребует дополнительных затрат. Однако многие депутаты с ним не согласны. «Издание учебников на основе новых программ потребует расходов, которые лягут на плечи субъектов Федерации, школ, родителей», – отмечает первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин. По его мнению, закон обязательно должен содержать государственные гарантии, которые позволят реализовать стандарт на территории всей страны. А его коллега по комитету Маргарита Баржанова подчеркнула, что «нужно позаботиться о бедных регионах, которых у нас большинство, и не дать им пропасть после принятия закона».
Есть у депутатов и другие нарекания.
«Идея ввести стандарт на образовательные условия заслуживает всяческой поддержки, – говорит Олег Смолин. – Другое дело, как она реализуется. Из действующего закона предполагается исключить минимальное содержание образования. Дальше возможны два варианта. Если примерная программа, которая определена в новом законопроекте, действительно будет примерной, неизбежно возникнет ситуация, когда в разных школах будут учить примерно одно и то же, но в разном объеме и в разные сроки. Ребенок, который переедет из одного региона или города в другой, может оказаться в положении, когда что-то он вообще не изучал, а что-то изучает дважды. Второй вариант – если примерные программы будут трактоваться как обязательные. Но спрогнозировать, к чему это приведет, пока нельзя, потому что стандарты будет утверждать правительство, то есть ни парламент, ни общество реально участвовать в этом процессе не будут».
Председатель комитета Николай Булаев согласен с тем, что существует ряд опасений, но полагает, что у депутатов есть все возможности доработать законопроект ко второму чтению. В начале октября комитет планирует обсудить возможные риски, связанные с принятием закона, на «круглом столе» с участием общественности.
Комментарии