Мы нередко говорим, что «ведем учеников по дороге знаний». Но каждый учитель при этом ежедневно задает самому себе массу вопросов: «А ведем ли? А им хочется идти по этой дороге? С чем идем-то? И как идем? А куда ведем-то?..»
У Дейла Карнеги прочитал: «Великая цель образования – это не знания, а действия». То есть важно не то, ЧТО делают, а важно то, КАК делают. Большие изменения в социально-политической сфере, свидетелями и участниками которых мы являемся, заставляют нас задуматься о том, какими дети выйдут из школы, будут ли они в состоянии успешно решать те проблемы, с которыми им предстоит столкнуться в реальных жизненных ситуациях. Сегодня люди, способные достичь успеха в учебе, труде, способные принимать на себя ответственность за свою судьбу, судьбу близких, судьбу страны, востребованы везде. Поэтому считаю, что содержание любой образовательной области должно быть нацелено не только на знаниевый компонент, но, главным образом, на деятельностную, практическую его сторону. Одной из главных задач образования на сегодняшний день, по моему мнению, является научить ребенка гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их в практической деятельности; критически и творчески мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности. В связи с этим мне очень нравится высказывание академика Минца: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать».
Моя система взглядов на данную проблему, естественно, не может быть оторвана от целей и задач преподаваемой мною дисциплины – информатики. По моему мнению, в настоящее время можно выделить тенденцию постепенного размежевания задач формирования компьютерной грамотности и задач изучения основ информатики.
Реализация первой задачи связана сейчас с ведущей ролью информатики в формировании информационной культуры школьников, навыков сознательного использования информационно-коммуникационных технологий как важнейшего компонента подготовки детей к практической деятельности, жизни в быстро развивающемся информационном обществе. Реализация второй задачи связана с выделением общеобразовательных функций курса информатики и направлена прежде всего на формирование основ научного мировоззрения (в данном случае на формирование представлений об информации и информационных процессах, роли информационных технологий и вычислительной техники в развитии современного общества, изменении содержания и характера деятельности человека). В связи с этим считаю целесообразным выделить в отдельный курс изучение в школе информационно-коммуникационных технологий, который позволит более полно, системно, с учетом имеющихся на сегодняшний день у школьников различных пользовательских умений и навыков готовить их к рациональному использованию компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
Сегодня и завтра обществу ценен человек-творец. Поэтому задача школы – дать ребенку возможность не только получить готовое знание, но и открыть что-то самостоятельно, научить думать, принимать решения, быть готовым учиться всю жизнь.
Денис СУДАРИКОВ, учитель информатики средней школы № 1, учитель года Новосибирской области-2004, bar_1@ngs.ru, Барабинск
Комментарии