search
main
0

Деньги из-под земли? Как повысить зарплату, не наделав долгов

Конечно, относительное благополучие учителей нельзя считать одной только личной заслугой губернатора. В этом “виноваты” все понемножку: учителя, которые хорошо учат детей, налоговые инспектора, которые хорошо собирают налоги, хозяева предприятий, сумевшие сделать свои заводы и фабрики богатыми. Да и сама земля: нефть, уголь, металлы, драгоценные камни, алмазы и почти вся таблица Менделеева! Еще бы при таких ресурсах пермские учителя ходили голодными! Кроме того, в этом крае традиционно развито меценатское движение. ПГУ – его еще называют классическим университетом, был построен в начале века губернатором по решению земств. Тогда известный пароходчик Василий Мешков уступил под университет здание только что отстроенной им ночлежки. Земства убедили Мешкова в том, что университет сейчас для народа важнее. Впервые на Урале появились историко-филологический, юридический и механико-математический факультеты. Архитектор ночлежки как будто знал, что создает будущий университет – дом этот сегодня является памятником архитектуры, в нем сейчас находятся историко-политологический, философско-социологический,механико-математический, биологический факультеты. Под остальные построили новые здания, а геологический факультет расположен в бане, в которой никто так и не парился. Историю рождения классического университета знает почти каждый житель Перми, а в советские времена участники “Студенческой весны” даже заработали себе на этом массу проблем: ставили пьесу “На дне” и неудачно пошутили…
А если серьезно, всем “образовательным” достижениям Пермской области есть одно- единственное объяснение – четкое, отлаженное и мобильное управление. Вертикаль власти, о которой так часто говорит наш президент, здесь работает бесперебойно и, что особенно важно, разумно, с учетом всех требований времени и ритма современной жизни. А главное – с учетом интересов простого учителя и ученика.
О тонкостях устройства этой управленческой системы я попросила рассказать первого заместителя председателя Департамента образования и науки администрации Пермской области Галину ГУТНИК:
– Вертикаль власти осуществляется путем распределения ответственности. Наш департамент заключает соглашения с главами администраций районов, в которых предусмотрены соответствующие полномочия и в том числе их передача по ряду направлений: по лицензированию, аттестации и т.д. Вообще это достаточно глобальная проблема для любой системы, поэтому год от года мы уточняем функции каждого звена. В недавно разработанном проекте регионального закона об образовании уже наиболее конкретно прописаны полномочия каждого уровня управления системой образования – от губернатора до начальника отдела, так как именно губернатор определяет стратегию образовательной политики. Когда в прошлом году мы готовились к региональному съезду работников образования, я за десять лет проводила анализ состояния системы области, и вот какую вещь отметила: все основные направления скреплены постановлениями, распоряжениями либо указами губернатора. Это очень важно, поскольку таким образом приоритетность образования продиктована для всех глав районных администраций, то есть для тех, кто по сути находится за рамками образовательной системы. Слава Богу, в нашей области уже не стоит так остро вопрос финансирования школ, и у администраций есть возможность решать какие-то другие образовательные проблемы. У нас, как по всей стране, есть дотационные районы и районы-доноры. Доноры – это 12 крупных городов, они обеспечивают себя и делают отчисления в областной бюджет. Все, что собирается сверх бюджета, остается в районе-доноре. Кстати, в этом году впервые доходная часть заметно увеличилась за счет прироста промышленности, сельского хозяйства и строительства. Это значит, что теперь наша область богата не только природными ресурсами.
В этом году завершается региональная программа развития образования, которая была принята пять лет назад и являлась организационной основой нашей деятельности. Сегодня уже принята другая программа, рассчитанная на ближайшие пять лет, в которой заложены основные направления нашей работы и определены механизмы контроля. Вертикаль – это ведь и вопросы контроля в том числе. Каждый учитель, директор, воспитатель детского сада должен знать, что является объектом проверки в ходе лицензирования, инспектирования, экспертизы. Как только люди будут четко понимать, что стоит за той или иной формой контроля, сразу пройдет беспокойство, и этих процедур перестанут так бояться. Поэтому мы стараемся, чтобы все наши программы были рабочими, читаемыми и понятными всем учителям.
Вообще мы строим управление как управление качеством образования. Это системообразующий фактор всей политики нашей деятельности. Но вначале мы попытались разобраться, что такое качество образования. Очевидно, что это очень многоаспектное понятие и его нельзя однозначно определить. И вот через это многозначное понимание качества мы выстраиваем самые разные направления деятельности – и организационные, и контрольные, и регулирующие, и экспертные, и законотворческие. Совсем скоро, в декабре, на Законодательном собрании будет рассматриваться проект закона Пермской области об образовании. В его подготовке принимали участие представители почти всех уровней вертикали управления: при нашем департаменте создан совет руководителей муниципальных органов управления образованием, который коллегиально рассматривает наиболее актуальные вопросы. Так что наряду с советом ректоров, советом директоров учреждений начального и среднего профессионального образования создан еще и такой совет. Мы пытаемся отработать государственно-общественную форму управления, так как это, с одной стороны, укрепляет вертикаль власти, а с другой – развивает самостоятельность и автономность на местном уровне.

Мария ФОМИНА

СТАТФАКТ

На момент образования Пермской губернии в 1795 г. на ее территории проживали 881 тысяча 902 человека, из них больше половины – в сельской местности. С тех пор население возросло почти в 7 раз.
Сегодня в Пермской области – более полторы тысячи школ, более 120 учебных заведений начальной профессиональной подготовки, 8 государственных вузов (не считая военных) и два филиала – Ижевского механического и Челябинского института физкультуры. В вузах работают более 4,5 тысячи преподавателей, в том числе более 200 докторов и 2,5 тысячи кандидатов наук.

СПИСОК ДЕЛ

За последние четыре года приняты региональные законы, в том числе “О приемной семье”, “Об организации работы по опеке и попечительству”, “О науке и научно-технической политике””, “Об охране семьи, материнства, отцовства и детства”, “О государственной молодежной политике”. Были выполнены такие программы, как “Дети-сироты”, “Дети-инвалиды”, “Одаренные дети”, “Оздоровление, отдых и трудоустройство детей в каникулярное время”.
В 1987 году Пермская область была в числе двух областей, где началась подготовка психологических кадров для школ. Был открыт специальный факультет, на который приняли 50 студентов – впоследствии они стали первыми молодыми специалистами в области “школьной” психологии. С тех пор факультет закончили более тысячи человек. Сегодня все учебные заведения Прикамья имеют в штатных расписаниях ставку педагога-психолога, и каждое третье уже имеет своего специалиста. А в некоторых районах, где позволяет финансовая обстановка, в учебных заведениях работают психологические службы из 6-7 человек.
Формируется инвестиционная губернаторская программа на 2001-2003 годы. Одно из ведущих ее направлений – строительство школ. Сегодня по всей области на стадии строительства находятся 43 объекта образования. Ежегодно сдается примерно по 9 объектов.
Согласно губернаторскому постановлению идет контрактно-целевая подготовка учительских кадров для сел. Сельских ребят зачисляют в педвузы при условии, что после окончания учебы они обязательно вернутся домой и какое-то время будут преподавать в местных школах. Этот срок обговаривается при подписании контракта. По такому же принципу проводится подготовка врачей и работников сельского хозяйства.
В целях регулирования процессов реорганизации и ликвидации школ в прошлом году было издано распоряжение губернатора “О мерах по упорядочению процессов реорганизации и ликвидации образовательных учреждений на территории области”, согласно которому школу можно закрыть только с согласия государственного органа управления образованием. При этом муниципальные власти должны доказать необходимость этого шага по нескольким пунктам. Школа будет закрыта только в том случае, если этому способствует демографическая ситуация, а качество обучения не соответствует необходимым требованиям.
90% школ оснащено компьютерными классами.
Закончен всеобщий переход начальной школы области на программу 1 – 4.
30 марта 2000 года было подписано соглашение между Министерством образования России и администрацией Пермской области о сотрудничестве в сфере образования. В рамках этого соглашения с сентября 2001 года Пермская область примет участие во всероссийском эксперименте по введению 12-летнего образования и единого экзамена.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте