Что мы знаем о выдающемся русском писателе XIX века Николае Семеновиче Лескове? В 1860-1870-х годах опубликованы первые его рассказы из народного быта и романы «Некуда» (1864) и «На ножах» (1871). Особую известность принесли ему художественные произведения о трагических судьбах талантливых русских людей из гущи народа («Очарованный странник», 1873; «Левша», 1881; «Тупейный художник», 1883), наконец, роман «Соборяне» (1872). Во многих произведениях Лескова – элементы социальной сатиры, сходные с творчеством Салтыкова-Щедрина («Заячий ремиз», 1894). Лесков – большой мастер языка, сказовой манеры письма. Пожалуй, все это известно российским старшеклассникам. Однако мало кто сможет рассказать, как связаны Лесков и Пушкин. На первый взгляд этого и быть не могло, ведь Лескову не было и трех лет, когда не стало поэта. Такой вывод сделает любой человек, умеющий складывать и вычитать. Примерно так рассуждал и автор основательного документального труда о поэте – «Пушкин и его окружение» Черейский, где среди 2500 современников поэта – увы! – отсутствует имя Лескова. Но дело как раз не в элементарной арифметике, а совсем в другом. Прежде всего в том, насколько писатель чувствовал себя современником Пушкина.
«Два чувства дивно близки нам -В них обретает сердце пищу:Любовь к родному пепелищу,Любовь к отеческим гробам».А.С. Пушкин
Создатель легендарного образа тульского кузнеца Левши, однажды, как известно, сумевшего исхитриться и подковать крохотную блоху, но в итоге оставленного не у дел, до сих пор необыкновенно популярен в России. Десятки исследований его творчества выполнил известный советский историк, доктор филологических наук Всеволод Юрьевич Троицкий, знакомый мне лично. Однажды в беседе он рассказал забавную историю из жизни писателя, связанную с очередным отказом Лескова участвовать в официальном обеде в январе 1887 года. Читатель, верно, уже догадывается, с какой датой был связан этот писательский банкет!
В те дни, о которых пойдет речь, широко праздновался первый скорбный юбилей, вернее сказать, печальная годовщина, – пятидесятилетие со дня смерти великого поэта.
Именно этот скорбный день, как известно, группа столичных журналистов решила отметить шикарным писательским обедом. На него среди прочих пригласили писателя Лескова. Но не тут-то было!
Оговорюсь: подобные «обеды» в то время были одной из немногих возможностей общения для прогрессивных литераторов и деятелей искусства.
Тогда же, 1 января 1887 года, сотрудниками популярной питерской газеты «Новости» праздновалось десятилетие со дня ее издания. Редактировал газету знаменитый журналист и писатель Иосиф (Осип) Константинович Нотович. Он-то и решил для пользы дела соединить в один букет оба эти разные по величине события. Лесков, как известно, вообще не любивший каких-либо юбилейных торжеств, и на этот раз остался верен себе. Более того, отказавшись от обеда, он выразил протест по поводу самого факта его проведения. В своем письме к журналисту и видному сотруднику питерской газеты «Новости» Михневичу от 27 января 1887 года, отправленном на его адрес: СПб., Сергиевская, 56, кв.4, Лесков пишет следующее:
«Уважаемый Владимир Осипович!
Пререкания о том, как позволяется отправить поминовение Пушкина, исполнили беспокойства и смущения всякую душу человеческую, уважающую покой и мир, довлеющий священной памяти усопшего. Я чувствую по поводу всего этого столь мучительные терзания, что не в силах не соборне молиться, преклоньше колена, ни представлять собою данную единицу в числе желающих составить торжествующую группу… Все это совсем несогласно с тем, что было бы уместно по характеру личности, так неудачно поминаемой русскими, у которых сам покойный поэт отмечал их отвратительное «недоброжелательство». Когда впервые высказана была мысль о «праздновании» памяти Пушкина «обедом»… я почувствовал, что дело ставится неверно и грубо, и потому добра из него не выйдет. К несчастию, все так и вышло, как я ожидал, ибо «посол не бывает более пославшего его».
Теперь я еще раз скажу Вам с товарищеским чистосердечием: обед Ваш едва ли произведет на лучших людей страны то впечатление, какое отвечало бы трагическому величию припоминаемого события. Есть нечто острейшее ума – есть какое-то скромное, но сильное чувство, которое говорит, что это при нынешнем положении литературы совсем неуместно и что лучше бы почтить покой могилы тишиною, а не умножать распри.
Всегда Вам преданный
Н.Лесков».
Представленное на суд читателя протестное письмо выдающегося русского писателя не случайно и не единично. Уже на следующий день в письме к Черткову Лесков вновь с заметным раздражением упомянул о своем нежелании идти на «обеденное бахвальство по Пушкине» и «на молитвенную комедию о нем». Писатель поступает, как видим мы, исключительно честно и порядочно в отношении своего кумира! Слишком святое это имя, Пушкин, чтобы поступать иначе.
Но теперь отвлечемся от существа конфликта, чтобы разобраться, что же все-таки имеет писатель в виду, говоря о пресловутом «недоброжелательстве» русских? Лесков, пожалуй, имеет в виду начало незаконченного пушкинского романа «Гости съезжались на дачу…», в котором путешествующий по России испанец делится с русским Минским своими свежими впечатлениями прежде всего о холодности русского светского общества и спрашивает: «Перед чем же я робею? – Перед недоброжелательством, – отвечал русский, – эта черта нашего нрава. В народе выражается она насмешливостию – в высшем кругу невниманием и холодностию». По-видимому, Лесков с особым вниманием (с особой болью!) относился к этому замечанию Пушкина, которого трепетно любил и уважал.
Известно, что еще летом 1875 года в разговоре с князем Гагариным в Париже он, по собственному свидетельству, напомнил своему собеседнику цитированный отзыв Пушкина:
«Не могу теперь точно вспомнить, что именно навело нас на разговор о русских великосветских характерах, о зложелательстве, злорадстве и легкомыслии, которые царят и преобладают там, по замечанию Пушкина. При сем я именно виноват в том, что вспомнил это замечание…»
Об этой парижской встрече писатель доверительно поведал своему читателю в своей публикации «Иезуит Гагарин в деле Пушкина». Этот очерк вышел на 270-й странице в восьмом номере «Исторического вестника» за 1886 год.
Почему мне вспомнились эти прекрасные слова Лескова? Да оттого что они не потеряли своей актуальности и в наши дни! Недавняя дата – 170 лет со дня смерти великого поэта – отмечалась, слава богу, довольно скромно…
Бесконечно прав Лесков, призвавший много лет назад соотечественников по-христиански «уважать покой и мир, довлеющий священной памяти усопшего».
Комментарии