Четвертого ноября мы отмечаем День народного единства и чествуем Казанскую икону Божией матери. Наверное, не многие задумывались о том, что православный праздник появился в честь тех событий, которые мы вспоминаем в этот день, а не наоборот.

День народного единства имеет огромное значение для нашей страны и замечательную историю, связанную с окончанием Смутного времени и освобождением Москвы от иностранных захватчиков. Праздник впервые отметили в 2005 году. За прошедшие 20 лет мы привыкли к тому, что теперь выходные приходятся не на 7 и 8 числа, как это было с 1927 года, а на 4 ноября. День народного единства и православный праздник Казанской иконы Божией матери неразрывно связаны друг с другом.
Казанская икона Божией матери – одна из самых почитаемых и любимых святынь. Ее чтут два раза в год – летом, 21 июля, вспоминают чудесное обретение иконы в Казани в 1579 году. По преданию, ее нашли при раскопках храма, который сгорел уже после взятия войсками Ивана Грозного города. По молитве перед образом свершались чудеса. А Иван Грозный на месте явления иконы повелел построить Богородицкий девичий монастырь. Там икона хранилась до начала XX века. В 1904 году образ украли и с тех пор он считается утраченным, но осталось несколько чтимых списков (копий).
Осенняя Казанская отмечается 4 ноября в память о том, что в 1612 году ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских захватчиков. Нужно пояснить, что Иван Грозный – первый венчанный царь Всея Руси. Он происходил из династии Рюриковичей, до него были только Великие князья. Так получилось, что хоть царь и имел много детей, но большинство из них умерли во младенчестве или раннем возрасте. Только двое дожили до взрослых лет: Иван Иванович прожил 27 лет, Федор Иванович – 41 год.
Иван Иванович, второй сын царя, не участвовал в жизни страны, был трижды женат, детей после себя не оставил. Третий сын, Федор, стал наследником Ивана Грозного и в последствии царем Федором I Иоанновичем. Царствовал он 15 лет, но наследника на свет не произвел – имел только единственную дочь. Таким образом Федор Иванович стал последним представителем Рюриковичей, после смерти которого боярские роды – Захарьины (Романовы) и Годуновы – начали бороться за власть.
Тут стоит напомнить, что последний ребенок Ивана Грозного и пятый сын Дмитрий погиб при странных обстоятельствах в девятилетнем возрасте. При этом не при жизни отца, а уже во время правления своего брата Федора Ивановича. И вот когда в 1598 году царствовать начал Борис Годунов, а это не всем пришлось по нраву, поползли слухи, что на самом деле пятый сын Ивана Грозного Дмитрий не погиб. В результате чего начали появляться Лжедмитрии, выдававшие себя за выжившего наследника. Эта ситуация и положила начало Смуте, которая продлилась долгих 15 лет (1598 – 1613 год), и сопровождалась стихийными бедствиями, царями-самозванцами, внешней интервенцией, гражданской, русско-польской и русско-шведской войнами, а также тяжелейшими государственным и экономическим кризисами.
В 1610 году к власти пришел Совет из семи бояр, из-за чего этот период назвали Семибоярщиной. Они избрали русским царем сына польского короля Владислава. Однако многие не признали католического королевича и присягнули Лжедмитрию II. Совет, опасаясь за свою власть, впустил в Москву польское войско.
В 1611 году в Нижнем Новгороде было создано Народное ополчение. Земский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский сумели объединить народ и повести на Москву. Сражения начались в августе 1612 года, но Москва была освобождена только в ноябре. Четвертого ноября ополчение Минина и князя Пожарского вступило в Китай-город с Московским списком иконы Казанской Божией матери. Но поляки еще оставались в Кремле, и только пятого числа командование польского гарнизона Кремля подписало капитуляцию и отпустило бояр (законное правительство страны), а также другую знать, среди которых находился и будущий царь Михаил Федорович – первый из династии Романовых.
Позднее, в 1649 году, царь Алексей Михайлович Романов (Тишайший) повелел установить 4 празднование Казанской иконы Божией Матери не только летом, но и в ноябре, 4 числа, в память избавления страны от поляков в 1612 году и в честь рождения его первенца, царевича Дмитрия Алексеевича. А в 1818 году император Александр I установил на Красной площади памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому». Дату освобождения Москвы в 1612 году официально отмечали вплоть до Октябрьской революции.

Комментарии