В Юго-Западном округе в течение двух дней состоялся уже ставший традиционным прием жителей, у которых были вопросы к системе образования и проблемы по устройству своих детей в детские сады и школы.
Первый деньПоначалу все было традиционно: как и в другие округа, в префектуру ЮЗАО прибыла команда департамента во главе с министром образования Исааком Калиной.В состав команды вошли четыре председателя межрайонных советов руководителей образовательных учреждений, специалисты Городской дирекции, Городского методического центра, окружной организации Общероссийского профсоюза образования, Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности. Проведение дня в ЮЗАО отличалось от других дней тем, что в первый день все члены команды не разошлись по отдельным кабинетам, а сели все вместе в одном большом помещении. В этом был большой плюс: все ведущие прием видели, как работают сидящие рядом, могли обмениваться мнениями в небольших перерывах, те, кто знал специфику округа, мог дать справку или подсказать что-то другим членам команды. Иногда ведущие прием даже могли обменяться посетителями, если выясняли, что их коллега может полнее и точнее ответить на их вопросы, то есть постоянно исходили из принципа рациональности, разумности и интересов посетителей.На прием приходили жители Юго-Западного округа, других округов и те, кто раньше не пришел в своем округе, и те, у кого нет терпения дождаться, когда команда Калины приедет в их округ. Приходили многодетные мамы с детьми, воспитатели детских садов, чтобы задать вопросы о перспективе своей профессиональной деятельности, родители детей-инвалидов с вопросами об инклюзивном образовании, бабушки за информацией, чему их внуков могут научить в школе и как наилучшим образом загодя начать готовить внуков к сдаче ЕГЭ. Словом, в течение более пяти часов шли непрерывные диалоги, работники префектуры просто диву давались: принимают всех подряд, без записи, кто пришел, тому и предлагают сразу пожаловать на прием. Но удивляться по большому счету было нечему, таков принцип проведения дней Департамента образования в округах – принимают всех, кто приходит, без предварительной записи, и никаких фильтров по допуску или недопуску нет. Однако на этот раз в префектуру приходили даже те, кто хотел попасть на прием не столько к специалистам системы образования, сколько к специалистам префектуры. Так, потребовала немедленного приема мама с ребенком, пострадавшая из-за валютной ипотеки, ее, кстати, сразу же специалисты префектуры приняли, а председатели межрайонных советов тут же помогли прояснить права ребенка в такой сложной ситуации. Исаак Калина, как всегда, взял на себя, пожалуй, самую сложную задачу, потому что вел личный прием, а это всегда непросто. К министру приходили нынешние и прежние председатели управляющих советов, причем постоянно поступали предложения и самому Исааку Иосифовичу войти то в один, то в другой совет. Во время одного из разговоров возникла плодотворная дискуссия о том, как надо выстраивать государственно-общественное управление в больших образовательных комплексах, о роли директора, педагогического коллектива, родителей, учащихся, оставалось только пожалеть, что такой захватывающий разговор не стал достоянием широкого круга слушателей. В последнее время на прием к министру зачастили руководители частных школ, так было и на этот раз. Хотя и говорят, что бизнес, в том числе и образовательный, сугубо личное дело, не предполагающее плотного государственного участия, бизнесмены от образования такого участия жаждут, и понять, что происходит, можно: нынче государственные школы Москвы стали конкурентоспособными, могут сами оказывать как бюджетные, так и дополнительные образовательные услуги, если раньше они нуждались в деньгах и соглашались на аренду школьных помещений, то теперь они им самим нужны.Прием в префектуре ЮЗАО продолжался до позднего вечера, а через день жителей округа ждала еще одна встреча, на этот раз в Академии Сергея Андрияки.По традиционной программе второй день всегда отведен под встречу с жителями округа, на этот раз ее решили провести в Теплом Стане в Московской государственной академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, а это значит, что встретиться с заместителем мэра Москвы по социальным вопросам, министром образования Москвы Исааком Калиной и префектом ЮЗАО Олегом Волковым смогли москвичи, живущие довольно далеко от центра города. Опять же по традиции в академию приехали представители практически всех департаментов социальной сферы, сотрудники префектуры и управ, ибо разговор на таких встречах всегда предметен и серьезен, требует много информации, справок, разъяснений и исчерпывающих ответов. Кстати, на встречу редакция «УГ-М» привезла номер газеты, посвященный кадетским классам столицы, и он пользовался большой популярностью, видимо, жители ЮЗАО этот проект поддерживают и одобряют. Второй деньБольшой и уютный зал Академии Сергея Андрияки был заполнен до отказа, настроение у участников встречи было отменным, так как перед началом все, кто хотел, смогли посетить выставку картин Андрияки, которая находится в свободном доступе, можно было полюбоваться картинами и в очередной раз удивиться мастерству художника и педагога, который так виртуозно владеет жанром акварели.Встречу предварил фильм о районе Теплый Стан, в котором рассказано, как за последний год улучшилась транспортная ситуация, появились новые развязки, новые станции метро, о том, что это один из самых зеленых районов Москвы, что в лучшую сторону изменился природный заказник, оборудована зона отдыха, детские и игровые площадки, реконструирован Зеленый театр, оборудован летний кинотеатр, очищен местный пруд, в народных парках работает бесплатный wi-fi, идет переселение жителей из старых домов в новые, в зоне доступности есть современные школы и детские сады, где обучают по современным стандартам, есть в районе и знаменитый центр «Самбо-70», в котором готовят мастеров спорта самого высокого класса, а украшением района стала Академия Сергея Андрияки, где большое количество детей и взрослых приобщают к прекрасному. Словом, за прошедшие годы Теплый Стан из спального района на окраине города превратился в территорию, тесно интегрированную со всеми сферами мегаполиса, следовательно, запросы его жителей на услуги образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, а в целом всей социальной сферы тоже существенно возросли. Первые вопросы к гостям прозвучали прямо с экрана: одних жителей волновало то, как кормят детей в школах и кто отвечает за качество пищи, других – возьмут ли детей в детский сад, третьих – можно ли детей спокойно переводить из школы в одном округе в школу другого, поближе к дому, не боясь, что им недодали необходимых знаний, кто-то интересовался, продолжат ли работу спортивные секции и сколько бесплатных кружков, секций может посещать один ребенок.Встречу открыл префект ЮЗАО Олег Волков, который приветствовал собравшихся и предложил им задать, что называется, вживую те вопросы, которые у них есть к системе образования, потому что и он сам, и Леонид Печатников, и Исаак Калина готовы ответить на них, проанализировать нынешнее ее состояние и рассказать о перспективах ее развития. К тому же участникам встречи раздали анкеты, чтобы из их ответов понять, как реально обстоят дела в ЮЗАО, какие проблемы волнуют его жителей. Леонид Печатников, поприветствовав участников встречи, сообщил, что и сам, как житель Юго-Западного округа, неплохо осведомлен о жизни в нем, это потом, кстати, повлияло на то, как Леонид Михайлович отвечал на вопросы москвичей, касающиеся социальной сферы, – серьезно и со знанием дела. А Исаак Калина признался, что предметнее проблемы окружной систем образования сумел узнать в результате почти шестичасового приема, проведенного в здании префектуры: хотя он хорошо знаком с этой системой, во время приема удалось выяснить некоторые нюансы отношений в педагогических коллективах, учет которых, конечно же, поможет более качественно выстроить ее работу, найти позитивные решения. О том, как работает система образования района Теплый Стан, рассказала председатель Межрайонного совета руководителей образовательных организаций, директор гимназии №1532 Маргорита Бутырская. Свое выступление Маргорита Афанасьевна закончила показом двухминутного ролика о том, как в детской больнице имени Димы Рогачева школа №109 ведет обучение больных ребят. Министр образования Москвы Исаак Калина сделал аналитический доклад, сравнив показатели развития окружной и столичной систем образования. Исаак Иосифович попутно ответил на вопрос, который ему задают всегда на таких встречах, о том, когда в Москве появятся электронные учебники, и показал замечательный учебный видеоролик, который вполне может войти в учебник по биологии. Министр образования заметил: «Мы должны понимать, что, когда такие материалы появятся в свободном доступе, а они обязательно появятся и уже появилось много подобных вещей, они не заменят учителя, не заменят школу, занятия, но они очень сильно изменят занятия, очень сильно изменят школу, а самое главное – они вынудят изменяться и нас, учителей. Я хочу, чтобы все мы сегодня понимали не только те резервы, которые есть у образования в применении этих новых технологий, но и то, с какой великой осторожностью надо относиться к их использованию. Поэтому Городской методический центр разрабатывает методики использования подобных ресурсов. Я рад, что в этом активно участвуют учителя многих округов, в том числе и учителя Юго-Западного округа». Завершилась встреча оглашением результатов анкетирования ее участников. Префект ЮЗАО Олег Волков сообщил, что на вопрос о работе окружной системы образования они ответили так: «За последние два-три года отмечены такие изменения: школы обеспечивают современным высокотехнологичным оборудованием, улучшено состояние школьных дворов, повышается уровень квалификации сотрудников школ, самая важная проблема – повышение квалификации педагогов, совершенствование методик и качества преподавания в целом, повышение внимания к качеству питания школьников». Об образовании как о самой главной проблеме, стоящей перед московской властью, заявили в той или иной степени 38% участников встречи, остальные считают главным обустройство парковочных мест и содержание жилых домов.Министр образования Москвы Исаак Калина выступил на встрече с жителями ЮЗАО с аналитическим докладом, посвященным развитию системы образования Юго-Западного округа в сравнении со средними городскими показателями.Какую долю в Москве составляют учащиеся Юго-Западного округа? За прошедшие пять лет она почему-то снизилась с 12,8% до 11,7%, на это, наверное, влияет строительство новых домов, присоединение новых территорий, но, наверное, все же влияет и то, что какая-то часть ребят продолжает уезжать учиться из ЮЗАО в другие округа Москвы. В результате мы сейчас имеем 11,7% учеников Юго-Запада в системе образования Москвы. Эту цифру надо запомнить, так как мы понимаем: если что-то хорошее в округе больше 11,7%, то это замечательно, а если плохого больше, чем 11,7%, то это, увы, плохо. Я был мог сказать, что в округе все хорошо, ведь практически все его результаты выше, чем доля округа в системе образования Москвы, но настораживает тенденция: в 2010 году в ЮЗАО доля призеров городского, заключительного, этапа Всероссийской олимпиады школьников была 19,4%, а сейчас она меньше, хотя количество призеров растет, но это значит, что растет оно медленнее, чем в других округах, и они начинают постепенно догонять ЮЗАО. То же самое можно сказать и про другие показатели, особенно про количество школ, подготовивших победителей и призеров городского этапа олимпиады. Если раньше эти школы Юго-Западного округа составляли 16%, то сейчас только 11,3%, то есть школы других округов активнее включаются в число тех, кто готовит победителей и призеров олимпиады. Особенно это видно по заключительному туру Всероссийской олимпиады, то есть самому высокому уровню. Если когда-то у ЮЗАО это были 30% от всего города, то сейчас уже только 16%. Соответственно количество школ, подготовивших таких победителей, составляло 21%, а теперь только 14,9%. При этом подчеркну, что абсолютные показатели не уменьшаются, а растут, но растут медленнее, чем у других округов Москвы. Поэтому, может быть, межрайонным советам стоит взять на вооружение такой лозунг: «Вернем утрачиваемые позиции, а не удовлетворимся тем, что пока наша доля в Москве выше, чем доля учеников!» Показатель округа по рейтингу лучших школ России у Юго-Западного округа чуть-чуть лучше, чем в среднем по городу, но пока еще окончательно не подведены итоги 2015 года, надеюсь, что и 2015 год не снизит показатели округа. Конечно, очень хорошо школы ЮЗАО выглядят в российском рейтинге, понятно, что 1 из 7 и 2 из 13, 11 из 89 и 19 из 126 – это намного больше той доли, что составляют ученики Юго-Западного округа, поэтому могу только выразить благодарность за те результаты, которые показывают школы ЮЗАО во всероссийском рейтинге. Легко можно сравнить показатели по комплектованию дошкольных групп: в самом деле, так же как и весь город, Юго-Западный округ тоже ликвидировал очередь в детские сады и сегодня имеет 51 тысячу детей дошкольного возраста в своих образовательных учреждениях.Показатели Результаты ЮЗАО по записи в первый класс сравнимы с общегородскими, даже чуть-чуть лучше переход детей из дошкольных в школьные отделения своих образовательных учреждений – почти половину первоклассников составляют бывшие дошкольники и в городе, и в округе.Что для меня было очень странным при проведении сопоставления показателей ЮЗАО и Москвы, так это то, что в 2010 году зарплата и воспитателей, и учителей в Юго-Западном округе почему-то была значимо меньше, чем в среднем в Москве. То есть если в Москве воспитатели получали 25,4 тысячи рублей, то в ЮЗАО – 23 тысячи. Еще больше разница была у учителей: в городе их зарплата в среднем составляла 39,2 тысячи рублей, а в ЮЗАО – всего-навсего 32,2 тысячи. Сегодня Юго-Западный округ по этим показателям сравнялся с городом: 49,9 тысячи рублей в среднем получают воспитатели и 69,9 тысячи рублей – учителя.Должен сказать, что мы иногда жалуемся на то, какие у нас трудные дети, какие у нас сложные дети, как часто они себя плохо ведут, тем не менее все-таки показатели правонарушений и в ЮЗАО, и в Москве в целом за прошедшие пять лет значительно снизились, хотя я всегда говорю: если эти показатели не нулевые, то это для нас плохо. Но все равно мы понимаем, что 9517 меньше, чем 20702, а 4027 меньше, чем 8167. Должен признать, что результаты в Юго-Западном округе по сравнению с общегородскими очень и очень приличные, но по сравнению с окружными же показателями 2010 года они в абсолютных величинах выросли, а в относительных снизились, потому что другие округа за это время улучшали свои результаты гораздо быстрее.
Комментарии