Основные задачи: 1. Воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма в учащихся. 2. Формирование базисных (начальных) знаний учащихся о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека.
Правильный ответ. Вершат правосудие в России; Правильный ответ. Лишение свободы, штраф, смертная казнь, Республика
Участники
В игре участвуют 2-3 команды учащихся 7-х классов. Особенностью данной возрастной категории является то, что семиклассники еще не изучали обществоведческого курса. Именно этим объясняется относительная «легкость» конкурсных заданий данной игры. Разработчик игры старался подобрать вопросы и задания, рассчитанные на «общее развитие» детей, требующие лишь общегражданских знаний, не затрагивающие узкие области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни.
Форма проведения
Игра проходит в актовом зале в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Игра состоит из 5 конкурсов. Каждый конкурс разбит на 3 темы (направления). Побеждает команда, получившая в конце игры большее количество баллов.
Конкурс «Символы государства»
1. Государственный флаг
Командам выдаются наборы полосок цветной бумаги, звездочек, эмблем. Необходимо из них сложить государственные флаги: а) России; б) Татарстана; в) Содружества Независимых Государств (СНГ); г) Соединенных Штатов Америки (США); д) Европейского союза (ЕС); д) Организации Объединенных Наций (ООН).
Время на выполнение задания – 3 минуты. За каждый правильно сложенный флаг команда получает 0,5 балла. Всего 6 флагов. Таким образом, команды могут получить в этом конкурсе максимум 3 балла.
2. Государственный гимн
Командам выдаются полоски белой бумаги, на которых напечатаны по одной строчке всех трех куплетов Государственного гимна Российской Федерации. Необходимо правильно разложить эти строчки так, чтобы получился первый куплет и припев гимна.
Время на выполнение задания – 2 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 2 балла.
Правильный ответ. Текст Государственного гимна Российской Федерации:
1. Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2. От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
3. Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
3. Государственный герб
Команды получают изображения государственных гербов Российской Федерации и Республики Татарстан. Необходимо найти в каждом из них специально допущенные 3 ошибки.
Время на выполнение задания – 2 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 3 балла.
Правильный ответ. В Государственном гербе Российской Федерации присутствуют следующие ошибки:
У орла нет лапок, в которых должны быть скипетр и держава.
Недостает третьей короны, которая располагается между головами орла.
На «груди» орла отсутствует герб Москвы.
В Государственном гербе Республики Татарстан присутствуют следующие ошибки:
У барса «на груди» (сбоку) отсутствует щит, на котором изображен цветок.
Барс не имеет крыльев.
На верху герба недостает тюльпана, а снизу – надписи «Татарстан».
Конкурс «Государственная власть»
1. Президент России
Команды выбирают правильный ответ из предложенных.
Президент РФ является
главой государства;
главой Правительства РФ;
главой парламента РФ;
Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
Время на выполнение задания – 15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.
Правильный ответ. Глава государства и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.
2. Парламент России
Парламент России называется
Совет Федерации;
Федеральное Собрание;
Государственная Дума;
Верховный Совет.
Правильный ответ. Федеральное Собрание.
3. Суды в России
Суды в России:
принимают законы;
проводят выборы в стране;
вершат правосудие в России;
являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.
Правильный ответ. Вершат правосудие в России; являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.
Конкурс «Преступления и наказания»
1. Уголовное наказание
Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные формы наказаний. Необходимо выбрать те наказания, которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации.
Наказания:
лишение свободы;
ссылка;
высылка;
предание публичному позору;
штраф;
четвертование;
избиение плетьми;
смертная казнь;
бессрочная каторга;
конфискация имущества.
Время на выполнение задания – 1 минута. За правильно выполненное задание команда получает 4 балла (по 1 баллу за каждое правильно названное наказание).
Правильный ответ. Лишение свободы, штраф, смертная казнь, конфискация имущества.
2. Возраст
Командам предлагаются карточки, на которых перечислены различные возрастные категории: а) 12 лет; б) 14 лет; в) 16 лет; г) 18 лет. Задача команд: во время перечисления ведущим преступлений поднимать ту карточку с возрастом, с которого начинается уголовная ответственность за данное преступление.
Преступления:
убийство (с 14 лет);
причинение тяжкого вреда здоровью (с 14 лет);
кража (с 14 лет);
грабеж (с 14 лет);
вымогательство (с 14 лет);
заведомо ложное сообщение об акте терроризма (с 14 лет);
бандитизм (с 16 лет);
получение взятки (с 16 лет).
Время на обсуждение командой каждого пункта задания – 5 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 4 балла (по 1 баллу за каждые 2 правильно поднятые карточки).
Правильные ответы даны в скобках.
3. Обстоятельства
Команды получают карточки: а) отягчающее обстоятельство (увеличивает ответственность); б) смягчающее обстоятельство (уменьшает ответственность); в) освобождает от ответственности (снимает ответственность); г) никак не учитывается. Задача команд: во время перечисления ведущим различных обстоятельств совершения преступления поднимать соответствующие им карточки.
Обстоятельства:
совершение преступления в группе (отягчающее обстоятельство);
явка с повинной (смягчающее обстоятельство);
несовершеннолетие виновного (смягчающее обстоятельство);
необходимая оборона (освобождает от ответственности);
совершение преступления в состоянии опьянения (отягчающее обстоятельство);
наличие заболевания у обвиняемого (никак не учитывается).
Время на обсуждение командой каждого пункта задания – 10 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 3 балла (по 1 баллу за каждые 2 правильно поднятые карточки).
Конкурс «Наша Родина»
1. Официальное название
Россия;
Российская республика;
Республика Россия;
Российская Федерация (РФ);
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР);
Содружество Независимых Государств (СНГ).
Задача команд: выбрать ту карточку, на которой написано официальное название нашей страны.
Время на выполнение задания – 1 минута. За правильно выполненное задание команда получает 2 балла.
Правильный ответ. Россия и Российская Федерация. Ответ считается правильным только в том случае, если прозвучали оба официальных названия страны.
2. Территория
Каждая команда получает карту России (она может представлять собой лист бумаги с контуром границ страны) и карточки с названиями стран: а) США; б) Япония; в) Великобритания; г) Германия; д) Финляндия; е) Казахстан; ж) Китай; з) Индия; и) Монголия; к) Белоруссия. Задача команд: выбрать из этого набора страны, граничащие с Россией, и наклеить их на карту именно в тех местах, где они граничат с нашей страной. Можно усложнить задачу, попросив назвать столицы этих стран, имена их руководителей.
Время на выполнение задания – 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов (по 1 баллу за каждую правильно наклеенную страну).
Правильный ответ. Япония (на востоке); Китай (на юго-востоке); Монголия (на юго-востоке); Казахстан (на юге); Белоруссия (на западе), Финляндия (на северо-западе).
3. Население
Каждая команда получает листок с перечнем наций, представители которых проживают в России. Задача команд: поставить галочки напротив тех наций, которые имеют свою государственность в составе Российской Федерации (национальные республики).
Нации:
татары;
башкиры;
якуты;
финны;
немцы;
евреи;
чуваши;
украинцы;
грузины;
азербайджанцы;
чеченцы;
казахи;
узбеки;
калмыки;
турки.
Время на выполнение задания – 2 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов (по 1 баллу за каждую правильно названную нацию).
Правильный ответ. Татары, башкиры, якуты, чуваши, чеченцы, калмыки.
Конкурс «Гражданин России»
1. Гражданство
Командам необходимо написать на листе бумаги основания приобретения российского гражданства.
Время на выполнение задания – 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов.
Правильный ответ: а) факт рождения от родителей – граждан России; б) натурализация (прием в российское гражданство на основе просьбы); в) регистрация (относится к лицам, у которых супруг или родственник по прямой восходящей линии является гражданином России). Для того чтобы ответ был засчитан как правильный, достаточно назвать два первых основания.
2. Права и свободы гражданина
Команды получают карточки с заданиями. Задача команд – вписать права персонажей «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. Пушкина в соответствующие пустые строки.
Приказав Чернавке увести царевну и бросить ее связанной в лесу, царица посягнула на ___ (личную неприкосновенность, жизнь и свободу).
Брак королевича Елисея и царевны был заключен при ___(свободном и обоюдном согласии).
Пес Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на ___ (неприкосновенность жилища).
Время на выполнение задания – 3 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 6 баллов (по 2 балла за каждое правильно вписанное право).
3. Обязанности гражданина
Команды получают листы бумаги с перечнем обязанностей. Задача команд: отметить галочкой те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны.
Обязанности:
соблюдать законы;
платить налоги;
состоять в рядах какой-либо политической партии;
быть членом профсоюза;
работать на предприятии;
защищать Отечество;
сохранять природу и окружающую среду;
бережно относиться к памятникам истории и культуры;
учиться, получать образование.
Время на выполнение задания – 2 минуты. За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов (по 1 баллу за каждую правильно отмеченную обязанность).
Правильный ответ. 1) Соблюдать законы. 2) Платить налоги. 3) Защищать Отечество. 4) Сохранять природу и окружающую среду. 5) Бережно относиться к памятникам истории и культуры.
Айдар Аминов, учитель высшей категории, г. Казань
Комментарии