Когда о ком-либо говорят «Он очень принципиальный человек», обычно это считается положительной характеристикой. Мол, у товарища есть своя система ценностей, он ее не скрывает и никогда не пойдет на сделку с совестью. Таких обычно приводят в пример, являют миру как образец для подражания: Джордано Бруно мог отказаться от убеждений, но предпочел смерть на костре; Муций Сцевола добровольно сжег свою руку в огне алтаря, но не выдал врагу свои замыслы; тысячи и тысячи репрессированных в 30‑е годы прошлого века людей даже под пытками и угрозой расстрела не согласились оговорить своих близких. И так далее. А вот Талейран, наоборот, стал хрестоматийным примером отсутствия всяких принципов и убеждений, ибо всегда был готов предавать и продавать кого угодно ради собственных интересов.
В школе мы сталкиваемся с принципиальностью обычно, когда дело касается оценок. «Сидоров не учит уроки, не выполняет задания, вызывающе плохо ведет себя на занятиях. А потом еще и требует, чтобы ему поставили четверку за работу, которую он при мне же списал у соседа! Так вот, я ни за что его не аттестую в этой четверти! Хоть режьте!» И ведь, что интересно, многие действительно идут до конца, то есть не аттестовывают, несмотря на угрозы вплоть до увольнения. А некоторым все это совершенно не важно, они абсолютно спокойно могут поставить кому угодно что угодно в зависимости от внешних факторов и независимо от уровня знаний школьника. Впрочем, такую позицию тоже можно считать своего рода принципом: дескать, главное – не причинить вреда ребенку, а остальное – мелочи!Точно так же можно вспомнить и тех, кто принципиально не жалуется родителям на их детей, не пишет докладные директору, не говорит плохого о коллегах за глаза, всегда возвращает долги (или никогда не берет взаймы), не собирается агитировать детей за ту или иную партию только потому, что «есть разнарядка на школу», и так далее.С одной стороны, каждый из нас понимает: надо иметь некий внутренний стержень из ценностей, убеждений, принципов, ибо они формируют наш нравственный фундамент, без которого невозможно расти и развиваться. С другой стороны, если у всех стержни будут направлены параллельно, а у одного тебя перпендикулярно, жить будет, прямо скажем, некомфортно и тебе, и окружающим. И рад бы согнуться, да проглоченный кол мешает.Так что же, собственно, думают о своих принципах обычные граждане, живущие рядом с нами? Гордятся ли они наличием/отсутствием такого качества, как принципиальность? Случалось ли, чтобы она же им боком выходила?Юлия, 22 года:- Ни разу не пожалела о том, что поступила по своей совести и принципу. А вот когда поддавалась жалости и закрывала глаза на какие-то поступки, это было мучительно. Думаю, настоящие ЛЮДИ понимают принципиальных и не возражают против наличия у них каких-то убеждений. Возмущаются любители ничегонеделания. Мол, я сам амеба, а если у тебя есть скелет, ты меня раздражаешь.Катерина, 18 лет:- Я считаю, что принципиальность нельзя оценивать в категориях «хорошо» или «плохо». Есть принцип «Я не бью женщин». Есть принцип «Я курю не более одной сигареты утром». Принцип «Я не пью кофе по месяцам, в названии которых есть буква «р». Все это отдельные и абсолютно реальные фразы, которые люди предписывают себе соблюдать. Принципы нельзя грести под одну гребенку. Мы говорим иногда, что «тот человек – человек принципа», подразумевая под этим, что он не привык отступать от того, что считает правильным. Только вот грош цена подобному утверждению, если мы не знаем, что для человека значит правильное, а что – нет, насколько это соотносится с нормами морали, с общественно приемлемым поведением, насколько его принципы имеют реальное значение для общества или же для самого человека. Если человек отступит от своего обычного принципа «Я с презрением отношусь к представителям других рас и считаю свою страну единственной сильной и важной страной в мире», то я скажу ему большое спасибо и пожму руку. Принципиальность полезна, если речь идет о благотворном влиянии на общество или на самого человека. Но она вредна и опасна, если это замаскированные под «благородство» упертость и нежелание признавать иные точки зрения или если эти принципы противоречат здравому смыслу.Артем, 21 год:- Принципы у меня есть. Например, всегда уступаю место пожилым людям и инвалидам. И никогда – толстым слонам/слонихам. Ибо в последнем случае сами виноваты, пускай страдают. Еще я не люблю пресмыкаться и лизать чужие сапоги. Принципиально. Лучше в морду получить. В армии меня много кто за это не любил, в основном из командиров. Но некоторые уважали. И даже старшина, который меня просто презирал, казалось бы, поддержал решение майора уволить меня пораньше, мол, хорошим солдатам надо навстречу идти.Олег, 30 лет:- Вообще я человек достаточно принципиальный, в том числе и в каких-то мелких вопросах. То есть если кого-то что-то не устраивает, а мне кажется, что все, наоборот, идет отлично, так и нужно, то я специально не буду ничего менять, хоть десять раз мне объясняй. Но глупо, когда ты ругаешься с людьми не из-за чего, я конфликты не сильно люблю, поэтому, бывает, стараюсь идти навстречу людям, отказываясь от каких-то своих убеждений. Но если это касается моих принципов насчет устоев жизни, правильности принятых решений, поступков, каких-то моих ценностей, то здесь уже я становлюсь человеком довольно-таки упертым. Уступать бывает полезно, потому что есть разные люди, иногда раздуваются очень длительные конфликты из-за того, что один из них не сделал шаг навстречу, но и, пардон, не надо опускаться до бесхребетности, нужно уметь отстаивать свое мнение.А вот интересно, если взять не простых смертных, а преподавателей и научных работников из системы высшего педагогического образования? Может, у них какие-то иные взгляды на принципиальность?Алексей БОРОВСКИХ, профессор, заместитель декана факультета педагогического образования МГУ:- Я стараюсь быть принципиальным. У меня есть несколько понятий, к которым я всегда и везде принципиально отношусь очень серьезно, – это вопросы жизни и смерти, чести и достоинства, совести и справедливости, любви и верности. Надеюсь, что мое отношение к этим понятиям, мои взгляды и принципы не изменятся. Что касается остального, то принципы ведь существуют для принятия решений и управления своим поведением. Есть иерархия принципов, одни подчинены другим, и что сейчас важнее, то и главнее. Но на сделку с совестью я никогда не пойду. Применительно к моей работе, тут все просто: если студент выучил материал, он получит зачет, а нет – так нет. Ничего личного. Некоторые мои коллеги полагают, что имеют право заявлять: «Экзамен ты сдашь только через мой труп!» Но, по мне, это не принципы, а амбиции. Принципы – вещи гораздо более серьезные…Страдал ли я когда-либо от своих принципов? Пожалуй, нет. Ведь если они важнее всего, то все остальное не важно. А если ты понимаешь, что все делаешь правильно, в полном соответствии с собственными представлениями о добре и зле, то незачем жалеть о чем-то.Анастасия ГУБАНОВА, студентка 2‑го курса факультета иностранных языков МГППУ:- Я, наверное, человек принципиальный. Но в зависимости от ситуации. Думаю, что всегда может произойти такое, что приведет к полному пересмотру принципов, отказу от старых в пользу новых. Сегодня я, например, довольно спокойно меняю свои принципы и приоритеты в зависимости от того, какой информацией владею. А информация поступает постоянно, она меняет представления о происходящем. Среди моих знакомых есть такие, которые никогда не согласятся поменять свои взгляды. Но я не считаю, что их позиция лучше, чем моя. Я только знаю, что все, с кем я общалась тесно, рано или поздно соглашаются идти на уступки, если с ними нормально поговорить, изложить им свои доводы. Они не обязательно примут чужую позицию, но, по крайней мере, узнают о существовании иного мнения. А следующий этап – компромисс, консенсус.Елена РЕВЯКИНА, учитель иностранного языка, аспирант из Ирландии:- Я человек принципиальный, но гибкий. У меня есть устоявшиеся взгляды, но я допускаю, что и они могут поменяться. В наше время надо быть гибким. У меня есть ценности, которых я придерживаюсь, – мне важно быть честной с самой собой и с окружающими, по возможности. Этому принципу я не изменю. Я не буду врать ни себе, ни людям, потому что это противоречит моему внутреннему «я». Конечно, нередко мои же принципы мне вредят, но я не жалею, что осталась в гармонии с самой собой, ведь я всегда поступаю по совести. Не исключено, что пройдут годы и отношение к этому у меня изменится. Но, уверена, и на тот момент я буду честна как внутренне, так и внешне. А с детьми надо постоянно говорить на тему ценностей и принципов, обсуждать, почему человек поступил так, а не иначе. Надо помочь им выработать собственное мировоззрение, в котором они бы точно так же вели себя, соразмерно со своими внутренними убеждениями.Владислав ВИНОГРАДОВ, заведующий кафедрой педагогики Елабужского института Казанского федерального университета:- Я иногда бываю принципиальным. И стараюсь поступать так, как велит мне моя совесть. Но в силу врожденной конформности готов долгое время терпеть посягательства на мои принципы. Никогда не доверял людям, которые заявляют, что готовы отстаивать свои принципы до последнего. Как правило, это дубовые и ограниченные люди с проблемами. Нет таких принципов, которые бы находились вне того или иного контекста. А все мы, как известно, существуем именно в контексте, который постоянно меняется. И в определенных условиях любой принцип может оказаться нерабочим, абсурдным и ненужным. Принцип – это же определенная установка, лежащая в основе человеческой деятельности. Взять, к примеру, всем нам знакомый принцип «не навреди». Но что такое вред? Достоевский писал, что иногда человеку на пользу бывает причинить вред самому себе. То, что для одного вред, для другого польза, и наоборот. Или же принцип честности: если человек утверждает, что он всегда и везде говорит одну лишь правду, то надо помнить, что в тесте Айзенка подобное заявление означает, что он лжет. Я предпочитаю не быть столь категоричным, не делить мир на черное и белое, не оценивать людей с позиции принципиальности и беспринципности. Жизнь гораздо более сложна, чем кому-то хотелось бы ее представить.Марина НИКОЛАЕВА, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета:- Я человек гибкий. У меня есть принципы, но я их не выпячиваю. Не задумывалась, готова ли я ради них идти на костер… В любом случае, наличие принципов – это наличие неких убеждений, без которых невозможна гармония человека с самим собой. С другой стороны, гибкость не менее важное качество, которое позволяет жить в постоянно меняющемся мире. Допускаю, что для кого-нибудь гармонией может стать именно полное отсутствие всяких принципов. Но тогда мне нужно уметь найти с ним общий язык и принять его таким, каков он есть. Хотя это вовсе не означает, что я должна принять и перенять его позицию. И вообще каждый человек должен быть осознанным, делать что-либо не потому, что ему так велят, а потому, что он понял важность этого действия. А у детей надо формировать не принципы, а ценности – семья, дружба, любовь…От редакцииА лично вы, коллеги, считаете себя принципиальными людьми? Или сегодня такое время, что о принципах лучше не вспоминать?Вадим МЕЛЕШКО, Алена СЕРГЕЕВА
Комментарии