Учителя-логопеды прислали свои лучшие материалы в одной номинации – «Сценарии уроков». Преподаватель Киселевской специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната VIII вида Суксунского района Пермского края Алевтина Зайкина представила методическую разработку урока «Дифференциация согласных р-л, близких по акустико-артикуляционным признакам.
Тема по коррекции общего недоразвития речи «Труд людей весной». Педагог использует разнообразные виды упражнений, способствующие активизации и обогащению словарного запаса учеников по теме «Весна» и «Труд весной в деревне». Задания для индивидуальной работы на карточках способствуют развитию мыслительных операций, формированию произвольного внимания и самоконтроля детей. В представленном учебном материале удачно переплетается работа учеников с текстами, звуко-слоговым анализом слов и дифференциацией звуков р-л. Методическая находка – итог урока. Учитель-логопед использует творческие формы: составление синквейна и кластера, которые активизируют мыслительную деятельность, способствуют повышению речевой активности, совершенствуют грамматический строй речи, формируют умение обобщать знания.
Авторская разработка модели индивидуального занятия по развитию слуха и формированию произношения «Дифференциация звуков в-ф. Диалог «У окна» учителя специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида города Советска Кировской области Натальи Стародубцевой позволяет молодому специалисту в полном объеме сформировать представление о модели индивидуального занятия по развитию слуха и формированию звукопроизношения.
Учитель-дефектолог специального (коррекционного) детского дома для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии города Советска Кировской области Лидия Царегородцева представила модель занятия на тему «Зимующие птицы. Пересказ произведения Г.Ладонщикова «Дельный совет» путем перевода стихотворного текста в повествовательный». В методической разработке реализуется основной принцип коррекционной педагогики при соблюдении триединой задачи. Особую ценность представляет использование комплексно-тематического метода с наглядно-игровыми приемами, позволяющими более эффективно работать над развитием речи детей. Учебный материал подобран в соответствии с уровнем интеллектуального и речевого развития учеников, с учетом структуры дефекта. Необходимо отметить, что представленная работа имеет практическую направленность, связность, систематичность изложения материала.
Несколько слов хотелось бы сказать о недостатках конкурсных работ. В некоторых материалах нет четко сформулированных целей, поэтому сложно говорить об их достижении. Иногда задания, которые предлагаются детям в ходе того или иного урока, не соответствуют теме. Или вовсе отсутствуют задания, упражнения, практические работы, способствующие раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.
Хотелось бы поспорить с одной из наших конкурсанток, которая утверждает, что чувство дискомфорта, неуверенности у детей с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации возникает в силу особенностей восприятия информации, зависит от развития высших психических функций и темпа деятельности. Адаптация, на наш взгляд, зависит от различных социальных, психологических, познавательных, эмоциональных факторов, поэтому опираться только на высшие психические процессы и темп деятельности недостаточно.
Серьезный недостаток конкурсных работ – когда материал не является авторским, когда разработки, методы и приемы работы, предложенные учителем от своего имени, используются в современных методиках классической коррекционной педагогики. Мы ждем от участников конкурса новизны, но, к сожалению, некоторые учителя дают лишь обобщенную подборку материалов для коррекционной работы. Надеемся, что наши советы помогут вам создать материал, который будет достоин публикации и внимания коллег. Творческих удач!
Любовь ПЕРЕБОРОВА, учитель-логопед, Татьяна ХАРЧЕНКО, педагог-психолог Центра диагностики и консультирования города Краснодара
Комментарии