search
main
0

Делайте ваши ставки! Интеллектуально-познавательная игра по теме «Осанка школьника» для учеников 5-8-х классов

Цели: проверить знания учащихся о роли осанки в жизни человека, предупредить появление и прогрессирование многих заболеваний, связанных с неправильной осанкой.

Оборудование и материалы: презентация с вопросами и иллюстрированными ответами; музыкальное сопровождение; секундомер, раздаточный материал: стартовый капитал (17 денежек для каждой команды), карточки с номерами ответов (1-8).Ход мероприятияЗвучит музыка «Если хочешь быть здоров – закаляйся!».Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашем интеллектуальном клубе! Интеллектуальный клуб – место интересных встреч и состязаний, где высшие ценности – ум и смекалка, интеллект и находчивость, командная работа и удача! Желаем, чтобы удача никого не обходила стороной!Сегодня мы встретились на игре «Будь здоров!».Музыка «Что? Где? Когда?». Выход крупье к столикам.Учитель: В игре принимают участие команды… (По очереди объявляются команды.) Приветствуем наших игроков!Участники известны, а теперь настало время познакомиться с экспертом, который будет следить за ходом игры. (Учитель представляет эксперта.)Правила игрыУчитель: Игра состоит из четырех раундов. В начале игры каждая команда получит стартовый капитал – 17 денежек. Отвечая на вопрос, команды делают ставки и поднимают карточку, соответствующую номеру выбранного ответа. Если ответ правильный – ставка удваивается, если нет – команда лишается ставки. Время обдумывания – от 30 секунд до 3 минут. В конце игры подсчитывается заработанный капитал. Победителями игры становятся команды, набравшие наибольшее количество денежек.Претензии по количеству заработанных денежек принимаются во время игры после оглашения количества заработанных денежек. После подписания протокола и объявления итогов тура претензии не принимаются.Каждая заработанная денежка делает вас на несколько шагов ближе к победе. За столами игру будут контролировать представители из числа учителей школы.Чтобы лучше понять правила игры в нашем интеллектуальном клубе, давайте порепетируем.Делайте ставки, уважаемые игроки! Вы должны положить одну денежку на край стола.Тема нашей игры – «Осанка школьника».Осанка человека дает много информации о нем, его физическом развитии, состоянии здоровья и даже о его самочувствии и настроении.Проблема правильной осанки стоит на одном из первых мест у школьных врачей и ученых, занимающихся вопросами здоровья школьников. У значительной части детей из года в год выявляются отклонения в развитии позвоночника. Изменения в осанке и сколиоз обнаруживаются примерно у 75% всех обследованных.Внимание, пробный вопрос: Что такое осанка?1) Положение туловища при движении.2) Положение головы и туловища при движении.3) Привычная поза в покое и при движении.4) Постановка ног при движении.Время пошло. (Через 30 сек.) Время вышло. Ваши ответы.Команды поднимают карточку, соответствующую номеру выбранного ответа, и удерживают ее до тех пор, пока не огласят правильный ответ.Правильный ответ №3. Осанка – сохранение привычного положения тела. Это положение может быть правильным (хорошая осанка) или иметь те или другие дефекты, например, чрезмерный наклон головы вперед, согнутая круглая спина и др. Осанка трудно формируется и быстро разрушается при отсутствии контроля.За правильный ответ ставка удваивается! За неправильный ответ вы лишаетесь ставки!Крупье добавляют денежки или собирают ставки с края стола.Учитель: Итак, правила оглашены, пора начинать игру!Фанфары.Раунд I. Тестовый.Ставка: 1 вопрос – 1 денежка. Делайте ваши ставки, уважаемые игроки!1-й вопрос: Что является основой туловища?1) Грудная клетка.2) Позвоночник.3) Конечности.Правильный ответ – №2. Основа туловища человека – позвоночный столб. Позвоночник – это осевой орган, который влияет на осанку. На искривление позвоночника влияют: привычка сутулиться; недостаток двигательной активности; портфель или сумка через плечо вместо ранца или рюкзака.Делайте ваши ставки, уважаемые игроки!2-й вопрос: Влияет ли неправильная осанка на состояние здоровья?1) Нет, не влияет.2) Улучшает здоровье.3) Ухудшает незначительно.4) Оказывает вредное воздействие.Правильный ответ – №4. Неправильная осанка вредно сказывается на работе органов и систем всего организма. Так, при неправильном положении тела грудная клетка постепенно суживается и становится плоской. Углы лопаток начинают торчать в стороны. Ухудшается деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения и т. д. Это в свою очередь приводит к быстрому утомлению, головокружениям и частым головным болям. Ухудшается аппетит, снижается работоспособность, учиться и работать становится труднее. При нарушенной осанке уменьшается жизненная емкость легких, это отражается на работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Слабость мышц живота и согнутое положение тела влияют на работу кишечника, шлаки плохо выводятся из организма, а это приводит к снижению иммунитета, простудным заболеваниям, быстрой утомляемости. Нарушение осанки приводит к болезни позвоночника и болезни корешков спинного мозга. Болезнь корешков спинного мозга вызывает ухудшение работы тех органов, которыми они управляют.Делайте ваши ставки, уважаемые игроки!3-й вопрос: Какими способами можно исправить осанку?1) Усиленное питание.2) Всевозможные развлечения (танцы, вечеринки, театр и пр.).3) Пребывание на свежем воздухе.4) Самоконтроль за своей осанкой.5) Правильное привычное положение тела во время работы и отдыха.6) Занятия спортом.7) Массаж и самомассаж.8) Постоянные занятия физкультурой.Правильных ответов может быть несколько. Если один из ответов будет неверным, вы теряете ставку.Правильные ответы – №3, 4, 5, 6, 7, 8. Исправить осанку помогут прежде всего постоянные занятия физкультурой. Общеразвивающие упражнения, частью которых является утренняя зарядка, специальные упражнения, развивающие правильную осанку и коррегирующие уже появившиеся нарушения. Правильное привычное положение тела во время работы и отдыха существенно влияют на формирование осанки. Помогут также свежий воздух, спорт и массаж. Очень важно самому научиться контролировать свою осанку. Если забывать и не делать этого, то другие меры малоэффективны. Вот как просто можно проконтролировать свою осанку: стать к стене, плотно прижавшись затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками; подбородок слегка приподнять. Зафиксировать в сознании мышечные ощущения при таком положении тела. Конечно, ходить так человек не сможет, но если в течение дня 3-4 раза осуществлять самоконтроль и стараться удерживать так позу, это благоприятно отразится на осанке. Массаж и самомассаж не только снимают утомление и повышают работоспособность, но и способствуют развитию тела, укрепляют мышцы, суставы, кожу.Делайте ваши ставки, уважаемые игроки!4-й вопрос: Как вы считаете, влияет ли неправильная посадка на состояние здоровья?1) Улучшает здоровье.2) Нет, не влияет.3) Ухудшает незначительно.4) Оказывает вредное воздействие.Правильный ответ – №4. Неправильная посадка вредно сказывается на работе органов и систем всего организма. Последствия неправильной посадки те же, что и неправильной осанки, т. е. это деформации и нарушения развития скелета (особенно позвоночника и тазовых костей), что ведет к нарушениям дыхания, кровообращения и затрудняет работу внутренних органов. Может развиться искривление позвоночника.Делайте ваши ставки, уважаемые игроки!5-й вопрос: Десятиклассник плохо выучил уроки. В течение всего учебного дня во время занятий он с озабоченным выражением лица пытался прятаться от учителей за спинами одноклассников. При этом он опускал голову и пригибался всем туловищем почти вплотную к парте, опираясь на ее край, что было не так легко, так как он был уже довольно высокий. При такой позе руки пришлось опустить под парту, а ноги вытянуть вперед. К концу уроков от этих манипуляций у десятиклассника устали плечи и спина, заболела голова.Как вы считаете, по каким признакам в данной ситуации можно судить о неправильной посадке за партой?1) Опущенная голова.2) Озабоченное выражение лица.3) Пригнувшееся к парте тело.4) Усталость в плечах и спине.5) Вытянутые ноги.6) Опущенные под парту руки.7) Головная боль.Правильных ответов может быть несколько. Если один из ответов будет неверным, вы теряете ставку.Правильные ответы – №1, 3, 5, 6. В данной ситуации признаками неправильной посадки за партой являются: опущенная голова, пригнувшееся к парте тело, опущенные под парту руки и вытянутые ноги. И как следствие этого – усталость в плечах и спине и головная боль. Важным условием нормального развития костно-мышечной системы учащихся подростков является правильная посадка во время учебных занятий в школе и дома за партой, письменным столом, компьютером.Делайте ваши ставки, уважаемые игроки!6-й вопрос: Влияет ли неправильная осанка на внешность человека?1) Нет, не влияет.2) Существенно влияет.3) Влияет несущественно.Правильный ответ – №2. Неправильная осанка ухудшает фигуру, общий облик и делает человека малопривлекательным. В народе говорят: «Без осанки конь – корова». И совершенно справедливо. Никакое симпатичное лицо, модная, броская одежда или самая современная прическа не спасут, если у вас плохая осанка. Человек с плохой осанкой производит впечатление усталого человека и выглядит неудачником. Сгорбленная спина старит даже очень молодого человека. Если хотите выглядеть привлекательно, не забывайте о спине. Пожилой стройный человек смотрится приятнее молодого, у которого спина выгнута колесом и шаркающая походка.Делайте ваши ставки, уважаемые игроки!7-й вопрос: Как вы считаете, отличается ли костная система в молодом возрасте от костной системы взрослого человека?1) Нет, не отличается.2) Отличается существенно.3) Отличается несущественно.Правильный ответ – №2. Костная система в молодом возрасте существенно отличается от костной системы взрослых большим содержанием органических веществ и меньшим содержанием солей. Поэтому они менее крепки и тверды и легко поддаются искривлению. Процесс окостенения скелета заканчивается примерно к 20-23 годам, особенно поздно формируются кости стопы и кисти. Следовательно, в течение всего школьного периода костная система у учащихся остается еще не сформированной.Делайте ваши ставки, уважаемые игроки!8-й вопрос: Как вы считаете, какие косвенные факторы могут стать причиной плохой осанки?1) Нарушение питания.2) Недостаточная двигательная активность.3) Недостаточное пребывание на свежем воздухе.4) Угнетенное настроение, связанное с плохой отметкой.5) Несоответствующая росту мебель.6) Резкое замечание учителя.Правильных ответов может быть несколько. Если один из ответов будет неверным, вы теряете ставку.Правильный ответ – №4, 6. Одно из состояний, косвенно влияющих на формирование нарушений осанки, – стресс. Это ссоры с друзьями и родителями, строгие замечания и наказания со стороны учителей, плохие отметки, волнения, связанные с экзаменами, и многое другое. В таких ситуациях получается замкнутый круг. Стресс приводит к нарушениям осанки, из-за этого (как уже говорилось выше) нарушаются дыхание, кровообращение и очень страдает центральная нервная система (ЦНС), что еще более усиливает угнетенное состояние и плохое настроение.Делайте ваши ставки, уважаемые игроки!9-й вопрос: Влияет ли осанка на походку?1) Влияет несущественно.2) Не влияет.3) Влияет существенно.Правильный ответ – №3. Осанка и походка сильно взаимосвязаны, так при плохой осанке не может быть правильной походки, и неправильная походка формирует плохую осанку. Самая скромная одежда прекрасно выглядит, если у вас высоко поднята голова, прямая спина и легкая походка. Правильная осанка делает фигуру человека стройной и красивой.Делайте ваши ставки, уважаемые игроки!10-й вопрос: Какие из предложенных условий необходимо соблюдать во время сна?1) Постель мягкая, углубленная; на подушке находятся голова и часть туловища; невозможность менять положение.2) Постель жесткая, ровная; на подушке находится только голова, возможно менять положение.3) Постель мягкая, ровная; положение тела калачиком; возможно менять положение.Правильный ответ – №2. Для полноценного сна необходимы правильное положение тела во время сна и возможность его менять. Кровать или диван должны быть на 15-25 см больше длины тела, а постель – жесткая и ровная. Соблюдение этих требований имеет важное значение для предупреждения нарушений костно-мышечной системы. Постоянно неправильное положение тела во время сна может стать причиной развития плохой осанки и искривления позвоночника. Нормальное положение позвоночника нарушается, если, например, спать калачиком или с приподнятыми на подушке плечами, в слишком мягкой или неровной постели. Также вредно для позвоночника спать, редко меняя положение тела, т. к. нарушается кровообращение.Раунд II. Школьная партаУсловия раундаУчитель: Вашему вниманию будет предложен список из шести размеров парт и шести категорий роста ученика. Вам необходимо за 1,5 минуты сопоставить их. После оглашения вопроса вы пишете пары цифр на листе с надписью «II раунд». Ставка – 4 денежки. Если вы ответили на все вопросы верно, ставка удваивается, если допущена одна и более ошибок – вы теряете ставку.Крупье, раздайте задания!Крупье раздают каждой команде карточки с пометкой «II раунд». Команды на этих листах пишут название команды или указывают класс.Учитель: Сидячая природа школьных занятий – первый и постоянный враг хорошей осанки. Важно не только обеспечить рабочее место, соответствующее росту школьника, но и приучить его сохранять во время учебных занятий.За 1,5 минуты вы должны сопоставить высоту парт с ростом ученика.Ведущий зачитывает список:Время пошло! Время вышло!Крупье собирают карточки с ответами.Правильный ответ:Учитель: Крупье, огласите результаты раунда!Перечисляются классы-команды и количество правильных совпадений. Называются команды, которым ставки удвоились, и команды, которые лишились ставки.Учитель: Правильно подобранные детские парты позволяют повысить работоспособность детей, усидчивость.Раунд III. Кот в мешкеУчитель: Знаете ли вы, уважаемые игроки, что значит купить кота в мешке? Совершенно верно – купить неизвестно что. Вот и в этом раунде вы будете угадывать, что же находится в мешке.Условия раундаУчитель: Вы должны узнать, какой предмет находится в мешке. Ответ записывается на карточке с надписью «III раунд», их у вас будет две. После каждого обсуждения вопроса карточка передается крупье.Ставка: 1 вопрос – 2 денежки. Время на обдумывание – 1 мин.За правильный ответ ставка удваивается. За неправильный ответ забирается 2 денежки.Делайте ваши ставки, уважаемые игроки!1-й вопрос: В мешке находится предмет, который существенно ухудшает походку и осанку девочки. Что лежит в мешке?Крупье, соберите карточки и огласите ответы команд. (Перечисляет классы и зачитывает их ответы.)Правильный ответ: Туфли на высоких каблуках. Хождение на высоких каблуках существенно ухудшает походку и осанку, что приводит к деформации скелета и нарушению работы внутренних органов. Другое осложнение из-за хождения на высоких каблуках в детском и подростковом возрасте – плоскостопие, т. е. деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов.Высокий каблук может стать причиной усталости и боли в ногах. При высоком каблуке стопа сползает вниз и большой палец упирается в носок обуви, отчего этот палец отводится кнаружи. Этим как бы уменьшается длина стопы, но у основания пальца начинает выпирать косточка.Девушкам до восемнадцати лет из-за еще не сформировавшейся стопы, не окрепших связок и мышц голени вообще не рекомендуется носить обувь на высоких каблуках. Такую обувь можно надевать изредка и всего на несколько часов, только после того как стопа сформировалась и окрепла.Делайте ваши ставки, уважаемые игроки!2-й вопрос: Эта вещь поможет исправить неправильную осанку. Что находится в мешке?Крупье, соберите карточки и огласите ответы команд. (Перечисляет классы и зачитывает их ответы.)Правильный ответ: Фиксатор осанки.Раунд IV. Ва-банкУсловия раундаУчитель: Вам будет предложен один вопрос. Время на его обдумывание – 3 минуты. Ставку выбираете сами. Ответ записываете на карточке. Если ответ правильный – ставка удваивается. Если нет – все поставленные денежки забираются.Делайте ваши ставки, господа!Внимание, вопрос: Многие родители еще помнят правило, рассказанное первой учительницей, как правильно сидеть за детской партой. Запишите это правило.Крупье, огласите ответы команд.Внимание, а теперь правильный ответ: Правило «пяти точек»: за детской партой нужно сидеть, опираясь на обе руки, обе ноги и попу. Сидеть надо прямо, тело имеет несколько точек опоры (стол, сиденье, его спинка, пол или подножка). Проверить правильность своей посадки можно самому. Так, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула. Расстояние от глаз до книги или тетради определяется рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев касаются виска.Игра завершилась. Настало время подсчитать заработанный капитал и определить победителей.Во время подсчета денежек идет демонстрация упражнений для исправления неправильной осанки.Учитель: Правильная осанка – это залог не только красоты, но и крепкого здоровья. Все отклонения в осанке представляют большую опасность, если они не выявлены своевременно и не приняты меры для их устранения. В таких случаях они становятся той почвой, на которой возникают более стойкие и серьезные нарушения. Если у вас неправильная осанка, не расстраивайтесь, ее можно исправить, если постоянно обращать на нее внимание и целенаправленно выполнять упражнения. В вашем возрасте не все еще потеряно!Подведение итогов игры.Учитель: До свидания! До новых встреч!Источники:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/proekt-vliyanie-osanki-na-zdorove-uchenikahttp://baby.inlife.ruПрим. ред. Презентация к игре опубликована на сайте «Учительской газеты»: www.ug.ru/method_article/823​Ольга ПОДЧАСОВА, учитель технологии Алексеевской средней школы Благовещенского района Алтайского края, победитель XVI Всероссийского конкурса «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте