search
main
0

Делай сам. Мудрый совет. Выпуск 40

Бывшие ученики и студенты часто обращаются ко мне за советом, за помощью. Кому-то нужна рекомендация для участия в международной программе или проекте; кто-то собирается сдавать международный или кандидатский экзамен; некоторые хотят повысить свой уровень знаний.

Пишу рекомендации, помогаю выбрать учебник, напоминаю старинные принципы, «золотые правила». Они просты: без труда не выловишь и рыбку из пруда; не повезло, а наработал; если не попробуешь, не добьешься успеха. Казалось, обучила всех, но недавний звонок заставил заново задуматься о самом сложном уроке. За двадцать пять лет работы подобное обращение оказалось единственным, но о нем стоит поговорить подробнее.

После обмена обычными приветствиями бывший ученик, ныне молодой специалист, кратко рассказал мне о заинтересовавшей его программе. Слушая его рассказ о сложных требованиях, я привычно подумала: сейчас спросит, где посмотреть образцы, какие посоветую книги и сайты. Ан нет.

Одно из часто встречающихся как на экзаменах, так и в процессе подачи документов на конкурс заданий – эссе, в котором соискатель обосновывает свою позицию и объясняет, почему он считает себя достойным претендентом на стипендию, грант или место в докторантуре. «Понимаете, я точно знаю, как начать и чем кончить, а вот середина, само содержание, не складывается. И Я подумал, вы-то наверняка умеете писать эссе по-английски, знаете, каким должно быть содержание!» Конечно, я знаю и умею. Помолчав, я постаралась сформулировать свой ответ так, чтобы не обидеть моего бывшего очень хорошего ученика, но одновременно дать ему полезный педагогический урок. Спросила, кто именно должен заполнять бумаги, сочинять эссе, сдавать экзамены; кто получит искомый приз, если победит в конкурсе. Молодой человек помолчал, а потом тихо ответил: «Я». Кто же тогда должен потрудиться, прочитать образцы, хорошенько подумать и постараться грамотно описать свои достижения на английском языке? Конечно, можно найти и скопировать образцы в интернете; можно найти знающего человека, профессионала, кто сумеет вместо вас сделать любое задание на «отлично». Но работать-то предстоит вам, не кому-то другому! Если вы хотите добиться успеха, вам и нужно пробовать свои силы. Не получится один раз – снова пробуйте.

Допустим, вы хотите убедить учредителей премии, что ваши исследования по извлечению из огурцов солнечных лучей (вспомним «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта) невероятно продвинут вперед науку. Значит, вам надо подробно изучить все, что сегодня известно о солнечных лучах и об огурцах, а затем изложить собранные данные в доступной связной форме. Если требуется сочинить целевое эссе о том, почему вы желаете продолжить учебу именно в данном университете или вести свои исследования именно в данной лаборатории, выясните, что является основным направлением для этого учреждения и постарайтесь найти точки соприкосновения со своими интересами. Если вы мечтаете попасть на работу в престижую фирму или научно-исследовательский институт, проанализируйте: какие качества у вас есть положительные, какой наработан опыт, чего надеетесь достичь, как вы трудитесь в команде и самостоятельно? Переводчик Требуется – приложите к пакету документов свидетельства о курсах, отзывы с предыдущего места работы или практики, интернатуры. Нужен преподаватель младших классов – укажите, что у вас есть опыт работы вожатым, инструктором… Проще говоря, если вы прекрасно поете, то для получения места в хоре сделайте упор на свои певческие данные, а если претендуете на место в кордебалете, сошлитесь на успехи в танцевальных конкурсах.

Самый сложный жизненный урок не прописан в школьных программах, учебных планах, его в темах экзаменационных и нет, в ЕГЭ. Мне кажется, по мере накопления нами, преподавателями, педагогического и жизненного опыта стоит обращать внимание не только на то, каким образом мы учим грамматике и лексике, но и на понимание нашими учениками собственной роли в процессе обучения, подготовке к будущей профессиональной деятельности. Если тебе что-то нужно, делай сам. Учитель даст материал, поможет разобраться в сложностях, объяснит непонятные места и проведет контрольные. Но основной тест, главная проверка знаний ждут впереди. Специалисты подсчитали: чтобы объясняться на бытовом уровне, достаточно иметь словарный запас в 700 – 1000 слов. В юные годы опытная переводчица объяснила мне: если хочешь качественно переводить научные доклады, полезно выучить около трех тысяч терминов. Вспомним один из указов Петра I. Он предложил отправлять подающих надежды молодых людей в другие страны на учебу. «Тех, кто умеет ремесла, обучить художеству; тех, кто способен к художеству, обучить ремеслам». В наше время мало знать только иностранный язык, то есть «художество», или только компьютер, то есть «ремесло». Нужно владеть и тем, и другим. Научные исследования ведутся на стыке разных областей знаний. В любой сфере человеческой деятельности можно увидеть сочетание различных умений.

Кто в ответе за содержание, за «середину»? Конечно, мы сами. В том и заключается самый сложный урок, который нам предстоит преподать каждому ученику.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте