У каждой школы в целом и у каждого педагога или школьника в частности свой рецепт успеха, свое понимание этого феномена. Однако, если в одном месте и в одно время собираются люди, чьи взгляды на успешность примерно совпадают, такой коллектив способен на многое. Так, в частности, произошло с учителями и учениками школы №5 села Эдиссия. Как вы помните, эта образовательная организация вошла в число лауреатов II Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2017 и стала его бронзовым призером. В чем же ее секрет?
– Успешность – это постоянное движение, самосовершенствование, – убеждена директор школы Татьяна Мурадханова. – На Востоке говорят: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Но ведь умение жить в нестабильной реальности – это и есть развитие. Как сказал один чешский педагог, нужно иметь ощущение необходимости перемен, постоянных изменений к лучшему. Конечно, это не значит, что в стремлении к новому надо отказываться от традиций, от всего того, что было наработано предыдущими поколениями. Поэтому, когда я приняла бразды правления у моей коллеги, учителя немецкого языка Маргариты Арутюнян, я не стала ничего убирать, отказываться от традиций, оставила все хорошее, но не остановилась на этом, а продолжила развитие. В воспитании будущего поколения считаю важным почитание и уважение прошлого, осуществление связи времен, пополнение его своими новыми достижениями.Школа села Эдиссия известна во всем Курском районе как стажерская площадка по патриотическому воспитанию детей и молодежи. Здесь ежегодно проводится месячник оборонно-массовой работы, действует музей боевой славы, активно функционирует совет ветеранов. Правда, вместо тимуровцев теперь здесь волонтеры, а от пионерской организации осталась лишь посвященная ей экспозиция, однако суть движения сохранена и приумножена. Ребята активно участвуют в жизни села, бескорыстно помогают нуждающимся. При этом они умеют совмещать приятное с полезным, работая в ученических производственных бригадах. Успехи трудового объединения школьников оценены на уровне руководства района, а социальные партнеры охотно выплачивают лучшим ученикам стипендии.- Но только тем, кто учится на «4» и «5», – уточняет Татьяна Николаевна. – Школьники умеют трудиться и руками, и головой, поэтому они без труда поступают в технические и аграрные вузы, а в дальнейшем становятся инженерами, предпринимателями, учеными. И вообще хочу сказать, что лучшая профилактика противоправных действий в подростковой среде – труд на благо общества и занятия творчеством с учетом личных интересов и предпочтений. Поэтому у нас налажено социальное партнерство с центром занятости. Его специалисты помогают трудоустраивать наших учеников, а также дают возможность заработать учащимся, но только в свободное от учебы время и под присмотром классных руководителей.Заместитель директора Светлана Бабаева работает в этой школе уже четверть века. За это время тут изменилось очень многое, но главные изменения произошли с приходом нового директора. Поэтому успех в конкурсе «Успешная школа» стал вполне закономерным результатом.- Сейчас все наконец-то поняли, что воспитание человека гораздо важнее его обучения, – констатирует Светлана Дмитриевна. – Мы этим занимались всегда, но с появлением Татьяны Николаевны стало гораздо больше открытости, прозрачности как для общества, так и для детей. Выпускники приходят и восхищаются: дети стали более самостоятельными, не боятся высказать свое мнение, стремятся предложить свои идеи, как улучшить школьную жизнь. Раньше подобная инициатива исходила только от педагога. Также у нас несколько раз в году проходят дни открытых дверей, родители могут присутствовать на уроках своих детей. Ежегодно мы проводим педагогические консилиумы, в которых принимают участие учителя разных классов, воспитатели дошкольных учреждений. Преподаватели-предметники характеризуют каждого ребенка, педагог-психолог дает свой портрет, каждый высказывает личное мнение, что делать и как с ним работать. Эта форма работы позволяет решить актуальнейшую задачу современного образования – преемственность между дошкольным и школьным образованием, между уровнями образования. Такая информация очень помогает, особенно тем, кто принимает детей после детсада, начальной школы или 9‑го класса.- Еще одно слагаемое успеха нашей школы – работа управляющего совета, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Франжета Гаджиева. – Что интересно, мы стараемся привлекать туда не только родителей наших учеников, но и всех, кто заинтересован в процветании школы и села. Это авторитетные и влиятельные люди, в основном мужчины, которые кровно заинтересованы в том, чтобы в Эдиссии все было хорошо, чтобы молодежь росла правильная. При этом управляющий совет не занимается поиском денег, у него другие функции – решение задач учебно-воспитательного направления. Поиск спонсоров – гораздо более деликатная задача. Например, у нас ежегодно в феврале проходит вечер встречи выпускников. Мы проводим экскурсию по школе. И люди, которые когда-то учились у нас, а теперь стали состоятельными бизнесменами, видят наши проблемы и обычно говорят, что они готовы сделать для улучшения условий обучения, развития образовательной среды, поддержки одаренных детей либо детей социально незащищенной категории, безо всяких просьб с нашей стороны.- Для меня превратить школу в райский уголок не самоцель, – признается директор. – Мне очень важно, чтобы дети были окружены красотой, ибо это духовно возвышает. И я против убогости, к которой привыкают. Поэтому все в школе стараюсь сделать максимально красивым. Этот же аргумент я всегда использую в разговоре с родителями и спонсорами. И они, как правило, соглашаются с этим.Другим фактором успешности вполне можно считать то, что школа в целом, ее учителя и ученики в частности принимают участие во многих творческих конкурсах, поскольку это помогает интеллектуальному, культурному и профессиональному росту.К слову, после того как Татьяна Мурадханова стала лауреатом краевого конкурса «Директор школы Ставрополья»-2016, учитель русского языка и литературы Ольга Атанасова тоже решилась принять участие в конкурсе «Учитель года России»-2017, заняв 1‑е место на муниципальном этапе. У нее за плечами и ряд других испытаний, в частности конкурс «Самый классный классный», поэтому она знает, насколько велик эффект от подобных мероприятий.- Когда я принимала участие в конкурсе, это была моя потребность, я хотела показать, на что способна и чего достойна, увидеть свои шаги в профессии, – говорит педагог. – Но и, конечно же, сыграл свою роль пример директора. Кстати, конкурс «Учитель года» проводится в нашем районе именно на базе нашей школы, что тоже немаловажно. И я могу сказать, что для меня это обязательное условие развития успешности учителя как профессионала и личности.Словом, педагоги не сидят на месте, а стремятся расти в своей профессии. Их участие в конкурсах самым непосредственным образом отражается на успехах учеников. Они понимают, что соревновательный момент важен, для того чтобы человек лучше понимал дело, которым занимается. Но одному стать победителем довольно сложно, нужна помощь коллектива. Поэтому, как только речь заходит о том или ином конкурсе, в школе создается творческая группа, ее участники предлагают идеи, как лучше выступить и что сделать для достижения успеха. Это помогает сплотить команду, дать возможность каждому из ее членов сделать что-то для достижения результата и ощутить себя причастным к победе. Что особо ценно: на протяжении конкурса люди узнают очень много полезной информации, приобретают новые навыки, разрабатывают материалы, которыми потом могут пользоваться другие.- Конкурс – это успешность учителя, коллектива, школы и района, – подчеркивает учитель истории и обществознания Марина Клинчаева. – Дети всегда спрашивают о конкурсе, интересуются им. Я сама победитель Всероссийского конкурса «История в школе: традиции и инновации», который прошел в 2017 году. После этого я поверила в свои силы, выросла. Каждое испытание дает стимул для развития. Причем это касается всех – и победителей, и лауреатов, и просто участников. Поэтому я уверена, что в любом профессиональном соревновании проигравших нет. Когда готовишься, изучаешь чужой опыт, обобщаешь свой, читаешь множество литературы. И вырабатывается стремление взять самое лучшее и использовать в своей работе, а также поделиться с другими тем лучшим, что есть у тебя. В общем, конкурсы нужны, особенно такие, как «Успешная школа». Чем он хорош, так это тем, что здесь соревнуются коллективы, нет сложной, запутанной процедуры отбора, каждая школа сама себя выдвигает. Это создает очень комфортную атмосферу, и каждый из участников ощущает исключительно доброе отношение к себе!
…Конечно, не конкурсами едиными жив человек. И, если вынести их за скобки, останется много другого, ведь школа – сложный организм, мозаика личностей. А в скобках остается обычная работа – выполнение ФГОС, курсы повышения квалификации, участие в проектах, публикации, встреча на методобъединениях, совещаниях, семинарах, сетевые взаимодействия, работа с РЭШ и так далее. Все это также помогает школе быть успешной.
с. Эдиссия, Курский район, Ставропольский край
КомментарииА что думают по этому поводу школьники? Каковы их критерии успешности?Владимир МУРАДОВ, ученик 9‑го класса:- Успешный ученик – это лидер, личность, которая ведет за собой, помогая людям подниматься на более высокий уровень жизни, развиваться, расти. Такой школьник помогает не только одноклассникам, но и ученикам младших классов. При этом вовсе не обязательно, что лидер должен быть только один на весь класс или всю школу. Наоборот, настоящий лидер всегда дает возможность другим людям проявить себя, стать лидерами в каком-либо своем направлении. И если ему это удается, он успешный. Человек, у которого нет никаких деяний и целей, не может быть лидером. Потому что непонятно, в чем именно он успешен. Хотя, я знаю, некоторые люди все равно заявляют, что они успешны, даже если у них нет ни друзей, ни окружения. Возможно, они успешны для самих себя, в своей собственной системе координат. Почему бы и нет?..Кристина АКОПЯН, ученица 10‑го класса:- Чтобы из неуспешного человека сделать успешного, надо сначала помочь ему побороть его страхи, потому что неуверенные люди – закомплексованные, они не могут сделать то, на что способны. И тут очень много зависит от окружения, ведь, если вокруг только те, кто считает тебя неудачником, тебе будет очень трудно чего-то достичь. У меня тоже бывает иногда чувство, что ничего не получается. И я не боялась просить помощи у своих друзей и близких, потому что знала, что они всегда поймут и примут.Аделина ВАРТАНОВА, ученица 10‑го класса:- Я учусь хорошо, но не считаю себя неуспешной только потому, что получаю на уроках «4», а не «5». И вообще для ощущения успешности вовсе не обязательно всегда и везде быть самым первым и самым лучшим, ведь главное – это не внешние показатели, а внутреннее ощущение. Поэтому тот, кто на любимой работе занимается любимым делом, может чувствовать себя более успешным даже за 12 тысяч в месяц, чем тот, кто зарабатывает миллионы и все равно несчастен. С другой стороны, если люди вокруг постоянно капают на мозги, мол, ты слишком мало зарабатываешь, ты неудачник, это сильно снижает самооценку и мешает ощущать себя успешным.Раиса МИХАЙЛОВА, ученица 11‑го класса:- Успех – понятие универсальное, потому что оно может иметь разный смысл по отношению к разным людям. Если же человек считает себя успешным, а окружение считает иначе, надо все-таки стараться найти консенсус, иначе неизбежны конфликты. И хорошо, когда все люди живут в единой системе нравственно-ценностных координат. Поэтому каждый человек должен соизмерять собственные желания с желаниями окружающих, а не пытаться противопоставить себя обществу. С другой стороны, если данное окружение постоянно тобой недовольно, имеет смысл подумать, не стоит ли сменить круг общения.
Комментарии