Сегодня очень много говорят о том, что подрастающее поколение нужно воспитывать так, чтобы они стали настоящими гражданами своей великой страны. Выстраивать такую систему патриотического, нравственного, эстетического воспитания совсем непросто. А ведь часто речь идет о том, что воспитывать нужно будущих учителей, которые дальше передадут эстафету, работая со своими учениками в тех школах, куда придут после окончания колледжа. Каждый колледж работает по-своему, предлагая свои формы и методы работы со студентами. О том, какие педагогические находки есть в колледже №18 «Митино», рассказывает заместитель директора по обеспечению безопасности Владимир СМИРНОВ.
Моя работа в колледже в должности заместителя директора по обеспечению безопасности началась сравнительно недавно, в январе 2006 года. До этого была длительная служба в Вооруженных силах, затем работа в других организациях. Одним словом, есть с чем сравнивать общую направленность и уровень воспитательной работы в нашем колледже. В то же время по сравнению с сотрудниками, проработавшими в колледже по 10 и более лет, я вроде бы «человек со стороны», поэтому острее воспринимаю все то, к чему в колледже, может быть, привыкли и считают нормой. Но общеизвестно, что все это привычное формирует душу студента, его мировоззрение, его нравственные устои ежедневно, ежечасно и ежеминутно.
А привыкли в нашем колледже к постоянно действующему музею истории Митино, частым встречам с ветеранами войны-митинцами, с нашими шефами – военными моряками в специально оборудованной кают-компании. У нас привыкли к великолепному хору народной песни под руководством И.Л.Прокофьевой, завоевавшему недавно первое место на городском конкурсе народной музыки педагогических колледжей Москвы. На различных мероприятиях с неизменным успехом выступает Академический хор – лауреат и дипломант различных хоровых конкурсов, которым руководит Т.Ю.Торяник. В составе этих хоров, а также инструментального ансамбля (руководитель Е.М.Тачкова) мы уже в самом начале учебного года с некоторым удивлением и большой радостью обнаруживали многих наших первокурсников. И они вместе со старшими товарищами неоднократно давали выездные концерты перед различными коллективами Москвы и области.
В июне 2006 года на приусадебном участке колледжа при поддержке управы района Митино заложена Аллея Памяти, посвященная 65-летию победы в Битве за Москву. 16 участников Битвы за Москву посадили с помощью студентов нашего колледжа 16 именных деревьев. В декабре прошлого года в колледже прошла Неделя Памяти, посвященная 65-й годовщине разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Каждый день Недели Памяти был насыщен событиями, которые проходили с участием ветеранов войны, защитниками Москвы: 4 декабря – открытие памятной экспозиции в музее истории Митино; 5 декабря – открытие тематической выставки художественных работ студентов «Москва непобежденная» и гала-концерт тематического конкурса чтецов; 6 декабря – историческая конференция; 7 декабря – презентация альманахов «Педагог», «Дошкольник», студенческой газеты «Альма-матер». 8 декабря, в пятницу, состоялась хоровая ассамблея. На ней был представлен тематический репертуар песен Великой Отечественной войны. В хоровой ассамблее приняли участие мужской хор ветеранов войны Московского комитета ветеранов войны, хор мальчиков «Дебют» СЗАО, вокально-хоровой ансамбль ДШИ №13, хор мальчиков ДШИ №13, ансамбль народной музыки ДШИ №13, академический хор и хор народной музыки.
Из мероприятий самого последнего времени глубокий нравственный след оставили выступления в колледже хора ветеранов Великой Отечественной войны, а также участие наших студентов в открытии мемориальной доски легендарному наркому Военно-морского флота Н.Г.Кузнецову.
Можно было бы и дальше перечислять большие и маленькие ступеньки движения наших студентов к труднодостижимой вершине нравственного здоровья. Но мне хочется сейчас более подробно рассказать здесь об одном недавнем событии из этого же ряда, которое, однако, выделяется своей масштабностью, глубиной и силой воздействия.
В ноябре 2006 года было объявлено, что в колледже скоро состоится премьера спектакля студенческого театра о декабристах «Первенцы свободы» (сценарий и постановка заместителя директора по воспитательной работе Л.С. Львовой). Признаюсь, были некоторые сомнения в успехе замысла: в спектакле занято около пятидесяти человек, в том числе 40 студентов (девушек дошкольного и юношей физкультурного отделений), и большинству из них предстояло впервые выйти на сцену. Вероятно, многие и думали: «Ну какие из физкультурников артисты? Да и будет ли зрителям интересно заведомо патриотическое содержание спектакля? Ну какая может быть интрига в совсем неновой декабристской тематике? Как будет восприниматься наш самодеятельный спектакль после триумфального шествия по стране фильма «Звезда пленительного счастья» и неоднократного показа его в дальнейшем по телевидению? И вообще, возможно ли такое – воодушевить стольких студентов на это, что ни говори, творческое подвижничество?» Но премьера состоялась.
В спектакле были использованы отрывки из произведений русской классической литературы: лирики А.С. Пушкина, поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины», романа Ю.Н. Тынянова «Кюхля», мемуарных записок П.Е. Анненковой. Звукорежиссеры Е.Н.Тян и А.А.Фадеев обеспечили сопровождение всего спектакля великой музыкой Георгия Свиридова, а музыка Сергея Рахманинова звучала в исполнении Т.Ю.Торяник, преподавателя музыки и участницы спектакля. Сцену бала декабристов поставила преподаватель колледжа, хореограф О.А.Рындина. В результате получился великолепный героико-патриотический музыкальный спектакль. Оказалось, что это может быть не только интересно, но и притягательно, завораживающе.
Между тем на сцене по сюжету все просто, как это и было в реальной жизни: декабристы решают, что делать для спасения России. Они готовы пожертвовать ради этого титулами, свободой, благополучием. А вместе с ними – их жены, невесты, любимые.
Спектакль идет, одна сцена сменяется другой. Казалось бы, ничего нового зрители не узнают: вот декабристы обсуждают свои намерения, вот княгиня Трубецкая приходит к губернатору с просьбой, вот жены и невесты едут в Сибирь. Но на сцене происходит волшебство перевоплощения наших обычных студентов в дворян-подвижников. Осуществляется непостижимое и всегда неожиданное таинство художественного проникновения замысла создателей спектакля в души зрителей. А в зале нарастает напряжение, пронзительная тишина, и аплодисменты сменяют друг друга.
Последняя сцена встречи князя Трубецкого с женой (их играли студенты третьего курса Никита Хаврук и Дарья Бабина) – кульминация спектакля. У зрителей слезы на глазах. Аплодисменты, долгие несмолкающие аплодисменты, и возгласы «браво».
Спектакль идет сравнительно недолго – всего один час. Но за это время зрители успевают пройти несколько состояний: от неверия и сомнения – к интересу и удивлению, от захваченности ежеминутными учебными заботами – к слиянию с возвышенными чувствами героев, от равнодушия – к глубокому переживанию происходящего на сцене, от внутренней закрытости – к очищающим душу слезам.
После окончания спектакля директор колледжа Т.С.Сергеева от души поздравила артистов с несомненным успехом, выразив этим общее мнение всех присутствующих на спектакле. А затем был выход к зрителям артистов и тех сотрудников колледжа, которые участвовали в сотворении этого чуда. Постановщик спектакля Л.С. Львова представила залу каждого из пятидесяти создателей спектакля. Абсолютно каждому достались свои искренние и благодарные аплодисменты. Все это время зал приветствовал участников спектакля стоя.
Общее впечатление от спектакля можно охарактеризовать одним словом – «потрясение». Его испытали не только зрители, но и сами артисты. От сделанного ими, от того, что удалось почти невозможное. Теперь им и зрителям уже непросто (а может быть, и не нужно) спускаться с той нравственной высоты, куда они поднялись вместе с героями спектакля.
Спектакль занял первое место на театральном фестивале СПО и стал дипломантом I фестиваля «Юные таланты Московии». Зрители и конкурсная комиссия единодушны в своем мнении: это надо было сделать, это надо показывать, это надо смотреть.
Такое будет востребовано всегда. Без ссылок на «такое время», «такие обстоятельства», «такие сейчас дети». Да, у нас в колледже Такие дети, они способны делать Такие спектакли под руководством Таких педагогов.
Комментарии