Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Действенное средство воспитания «человеческого в человеке». Размышления об одном сериале с цитатами и комментариями

Учительская газета, №31 от 1 августа 2017. Читать номер
Автор:

На днях на ТВ-канале «Культура» произошло интересное событие – был показан сериал… «Ну и что же?» – спросите вы. А то, что это был пятисерийный рассказ о жизни… не полицейского подразделения, не одинокой женщины, желающей познакомиться, а детского хора. Следя за хоровыми телевизионными событиями, я что-то не припомню подобных сериалов. И вообще тянет ли хоровая тематика на сериал? Ответ может быть только один: да, тянет, ведь хоровое пение всегда занимало в российском сообществе собственную и значительную воспитательную лакуну.

Вспомним, как ярко освещал воспитательные проблемы и возможности  хорового пения наш выдающийся просветитель Константин Дмитриевич Ушинский! Не могу удержаться от того, чтобы не остановиться на нескольких его высказываниях по поводу хорового пения. Предварительно замечу, что  сегодняшним практикам-хоровикам, к сожалению, мало что известно об отношении Ушинского к хоровому пению, о его словах, подчеркивающих значение этого музыкального жанра для задач воспитания «человеческого в человеке». Сегодня хорошо известен лозунг, якобы принадлежащий Константину Дмитриевичу: «Запоет школа – запоет народ!» Однако знакомство с педагогическим творчеством нашего великого ученого-педагога дает все основания утверждать, что Ушинский подобным образом никогда о хоре не высказывался. По отношению к хоровому пению он выражал свое мнение значительно тоньше и содержательнее. Он трактовал его как  могучее средство, оживляющее и освежающее человека, располагающее дружных певцов к дружному хорошему делу. Возвратясь из Швейцарии, куда он ездил, как бы сказали сегодня, по обмену опытом, Ушинский с восторгом рассказывал об одной начальной школе: «Учителей всего шесть, считая в том числе и директора г-на Фрелиха, который преподает немецкий язык, немецкую поэзию, педагогику и хоровое пение… Сделайте одолжение, обратите только внимание на это соединение педагогики с хоровым пением. Оно как нельзя более характеризует тот воспитательный элемент учения, о котором у нас и говорить странно…» И дальше – внимание! – следует та самая фраза, которая кем-то позже была переделана в лозунг. Ушинский сказал буквально следующее: «Когда запоют в наших школах, тогда можно будет сказать, что они (школы. – Ю.А.) пошли вперед».И еще одна цитата из Ушинского. Он буквально воспевает воспитательную ценность пения в хоре: «Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение! Как оно оживляет утомленные силы детей, как оно быстро организует класс!»И после приведенных панегириков Ушинский обращает внимание читателя на неудовлетворительное состояние обучения российских школьников хоровому пению. Его слова решительны и безапелляционны, и мы, современные учителя-музыканты, можем лишь вполне разделить его мнение. Он подчеркивает: «Уже из того одного, что в наших училищах не введено хоровое пение и что даже наши поэты и наши артисты не сделали ровно ничего в этом отношении для детей, можно судить, как вообще наше общество до сих пор мало занималось воспитанием поколений». И, высказав критическое суждение, Константин Дмитриевич при этом ни на минуту не забывает о высоком воспитательном значении хорового исполнения как такового: «В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу… Вот почему в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями должны побеждать трудности ученья».И сегодня наши общественные деятели, думающие о будущем нации, а также художественно грамотные члены правительства призывают нас обратить внимание на пока не реализованные возможности хорового пения как искусства, плодотворно влияющего на здоровье исполнителей, и как полезного занятия, развивающего у участников хора человеческие задатки. Вспомним хотя бы недавнее яркое выступление о школьном хоровом пении на собрании Российского хорового общества заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ольги Юрьевны Голодец. Да и сама министр образования и науки Ольга Юрьевна Васильева, конечно же, не чужда вопросов музыкального воспитания: мы помним, что по первому своему образованию она дирижер-хоровик. Ветераны музыкальной педагогики помнят о  ее прекрасной работе в качестве учителя музыки в двух московских школах.Теперь о сериале. Думается, что пять серий передач об этом детском хоре – явление вполне оправданное, достойное и своевременное. Судите сами. Детский хор «Весна» – это старший хор детской музыкальной хоровой школы «Весна» имени А.С.Пономарева. Хор в марте 2015 года отметил свое 50-летие. Создателем школы и художественным руководителем хора «Весна» на протяжении почти 50 лет являлся заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов Александр Сергеевич Пономарев (1938-2012). Александр Сергеевич для «Весны» был тем самым атлантом, который один поддерживал здание хора. С 2012 года хором и школой руководит его ученица – лауреат международных конкурсов Надежда Владимировна Аверина. Старший хор – детский хор «Весна» известен сегодня своими достижениями как в нашей стране, так и далеко за ее пределами, а богатая событиями история хора – это и есть история «Весны», о которой в своем сериале рассказал канал «Культура». Слушаешь прекрасное выступление хора и думаешь: «Куда еще выше можно взобраться? Они достигли таких исполнительских тонкостей и высот, что иногда их пение напоминает собой игру большого мастера, который добивается качественной интерпретации, едва касаясь клавиатуры кончиками пальцев. Многое в музыкальном исполнении зависит от замысла автора, а у каждого из них есть своя смысловая загадка, и разгадать ее в собственной интерпретации (что «Весне» удается практически всегда!) – это большое счастье и для коллектива, и для руководителя. Высокий уровень исполнения – это творчество хора, это его продукция, работа души. А душу «потрогать» и все понять невозможно! Все-таки какое это счастье, что душа – это метафизическое, а не материальное понятие!Сериал начинается с рассказов выдающихся мастеров-музыкантов о значении хорового пения.Дмитрий Корчак, певец: «Хор – это самый лучший инструмент для социализации человека. Ребенку, который прошел хоровую школу, с другими людьми взаимодействовать намного проще, чем ребенку, который жил дома и такую школу не прошел. Хор, особенно детский, – это чудесная вещь, помогающая нам сблизиться и увидеть мир в новых красках».Владимир Минин, дирижер хора: «Не важно, кем он будет впоследствии, хоть зубным врачом. Но в нем всегда будет, во-первых, больше рецепторов для восприятия искусства, а во-вторых, раскроются возможности для реализации жизненных фантазий».Тамара Синявская, певица: «Люди, которые в детстве столкнулись с музыкой и с такими хоровыми коллективами, как «Весна», стать плохими людьми не смогут по определению. В хоре закладывается основа человеческого характера, человеческого общения, человеческой доброты и вкуса».Игорь Бутман, музыкант-исполнитель: «Это очень хорошее занятие – петь в хоре. Знать, где, в какой хоровой партии звучит твой голос. Если он звучит излишне громко, его надо чуть сдерживать, если силы не хватает,  поддать! Хор заставляет чувствовать себя в балансе с партнерами, с теми, кто стоит с тобой на одной сцене, чтобы единое целое было красиво, чтобы была гармония».   Говоря о сериале, хочется подчеркнуть, что он создан авторами с большой любовью и выдумкой. Показ работы с хором перемежается в нем сценами из внехоровой жизни юных исполнителей, ответами на тонко поставленные вопросы. Ребята отвечают на них от души, оживленно и с интересом. Например, на вопрос о том, что послужило для юного певца причиной, чтобы пойти на трудные испытания, предшествующие записи в коллектив, следовали такие ответы. Люба Матусевич: «Папа у меня занимался в этой хоровой школе и решил меня тоже туда отвести. Он так решил: если он там учился, то и меня надо туда отправлять». Александр Матусевич, отец Любы: «Я не заметил у Любы каких-то особенных способностей. Решил, что в школе она разовьется».Следует другой вопрос юному певцу: «Ты помнишь момент, когда тебе захотелось петь?» Ответ Мирослава Почаи: «С садика, с того момента, когда я его окончил. У меня этот дар начал проявляться, и я пошел в хоровую школу». Вопрос: «А как этот дар проявился?» Ответ: «Я не знаю, как это случилось, я разговаривал, думал, «мычал», и вдруг возникли красивые звуки. Голос появился».Катя Кузина: «У меня другая история: я с рождения пела, шла, например, с мамой вприпрыжку и пела, а не как Мирослав…»Игорь Маштак: «У меня есть такая версия: когда я был еще маленький, совсем младенец, у меня было одеялко с нотками. Может быть, это подействовало?»Ваня Лаврухин: «Мне было несложно поступать в хоровую школу, там у меня много друзей еще с детского сада. И вообще там интересно, а половину учителей я уже знал». Михаил Лаврухин, отец Вани Лаврухина: «Большая доля пения в моем Ване была уже с трех лет».Богдан Власенко: «Папа заметил эту школу, он отвел меня туда, я сдал вступительный экзамен, и мне очень там понравилось. Люблю исполнять всякую музыку. Например, духовная музыка мне тоже нравится, нет такого в музыке, что бы я ненавидел! «Ненавижу музыку» – у меня такого по определению быть не может!»Надежда Аверина: «При приеме в нашу школу для меня самое главное – это умненькие глазки ребенка, его умение общаться. Особенно если он не бежит к маме, не плачет, что ему хочется домой. То есть он уже готов взаимодействовать в нашем коллективе с себе подобными и соответственно активно начнет обучаться». Одной из главных составляющих успеха хора, подчеркивает ведущий (текст читает Сергей Шнырев), является его внутренняя атмосфера, потому что от атмосферы в хоре зависит настроение ребят. От настроения ребят зависит их желание петь: чем больше сил они вкладывают в произведение, тем больше у них возможности получить высокий результат. Хор – это коллектив, говорит Надежда Аверина. Если в нем есть злой ребенок, он все время злится, ссорится, ну как после этого он будет петь? Это просто невозможно! Или появляется какой-то выскочка: «Я лучше всех пою». Из таких выскочек хора тоже не получится. Очень важно, чтобы ребята уважали друг друга, поддерживали,  это все положительно на пении отражается.Вика Перцовская: «В нашем коллективе ценятся доброта и скромность, не очень хорошо, когда появляется, например, крикливый хорист или когда кто-то употребляет слова, грубо говоря, сленговые, нам это тоже не нравится, самим детям!»Надежда Аверина: «У нас нельзя произносить какие-то плохие слова, с этим я борюсь очень сильно и небезуспешно. Они плохих слов не употребляют, но вот не совсем приличные слова, такие «оладушки», как я их называю, все равно проскакивают, знаете, как зараза такая». Ульяна Конопелько, педагог: «Каких-то ругательных, грубых слов у нас, конечно, не произносит никто. Это очень важно: ну как человек, например, ругающийся тем же матом, сможет после этого выйти на сцену и петь «Херувимскую»? Это будет «нечестная чистота».За время обучения в школе, говорит ведущий, дети проходят через несколько коллективов. Первая ступенька – младший хор. В нем на несложных примерах учатся главному – петь вместе, слышать и видеть друг друга, а главное – дирижера.Кандидатский хор – ступенька гораздо более серьезная. Это тест на вступление в «хоровое братство» – старший хор. Кандидатам надо научиться строить несложное многоголосие, а в общем звучании не терять свою партию, разбираться в некоторых законах строения музыкального произведения. А старший хор, продолжает ведущий, напоминает большой корабль! Если ты вступил на его палубу, придется понять и принять правила жизни на нем. А правил этих немало: строгая дисциплина, стремление двигаться в одном направлении, а главное – не тянуть одеяло на себя, иначе рискуешь стать не частью команды, а плавать обычным пассажиром.Две из серий целиком посвящены пребыванию детей в летнем хоровом лагере. Восхищают высокий операторский уровень показа красот Подмосковья, по которому едут автобусы с ребятами, а также демонстрация их жизни в специфическом лагере с хоровым уклоном (оператор-постановщик Евгений Тимохин, операторы Андрей Митрофанов, Александр Харитонов, Алексей Горбатов и Руслан Зубаиров).Надежда Аверина: «Наш учебный год начинается не первого сентября, как у всех детей, а с летнего хорового лагеря. Три недели мы будем в нем жить, трудиться, направляя наши усилия – и певческие, и воспитательные – на создание нового старшего хора». Известная идея организации для детских хоров специализированной лагерной смены получила в «Весне» собственную интерпретацию. Дети должны отключиться от родителей, от обычного распорядка дня и погрузиться в новую атмосферу самостоятельности, подружиться с ребятами, потому что это все связано с обучением пению. Ну и, конечно, лагерь дает возможность почувствовать свои силы, вклад собственного голоса в общее звучание хора.А вот как сами ребята рассказывают о специфике хорового лагеря. Катя Кузина: «Хотя бы на три недели можно все-таки побыть взрослой, самостоятельной и провести для себя испытание». Ваня Лаврухин: «В лагере иногда скучновато, потому что там никто тебя не веселит, а когда езжу с родителями, они меня часто веселят…»Мирослав Почаи: «Здорово, что мы будем вставать, зарядку делать, бегать, прыгать, есть, петь, это для меня очень даже хорошо! Здорово, что я в лагерь поеду!»Маша Соколова: «Сегодня нам сказали надеть самые красивые платья, сегодня у нас будет отчетно-выборное собрание, это там, где мы будем выбирать звеньевых, старост. Мы, маленькие, голосовать не будем, но я буду болеть за своего шефа – Нину». Надежда Аверина: «У нас в хоре развита система самоуправления: у нас есть совет хора – дети, которые руководят другими детьми, у них есть четкие обязанности, это в основном старшие дети, и они создают внутреннюю атмосферу хора. Они объясняют наши порядки тем, кто помладше, поглупее, менее опытен…»Вот на собрании идет оживленное обсуждение кандидатуры звеньевой Нины Степановой. Медея Гиоргадзе: «Ну в основном она грубо разговаривала, еще было время, когда она красилась, а у нас это запрещено – и то и другое… И она вела себя совершенно не так, как «веснушка». От автора: «Веснушки» – так по традиции называют себя участники «Весны».Нина Степанова: «Мне в принципе и родители о поведении говорили, но слова родителей не так звучат, как, например, слова твоих же сверстников. Но в основном все проблемы возникали из-за общения, здесь я, видимо, допускала большие ошибки. И другие «веснушки» близко приняли это  к сердцу».Люба Матусевич: «Некоторые недолюбливали ее, а потом пришли к общему мнению, что она хотя и может переусердствовать, но желает только лучшего своей партии, хору».Надежда Аверина (выступая на собрании): «То, что Нина – хороший музыкант, – это всем известно. С другой стороны, у нее очень сложный характер, это мы все тоже прекрасно знаем. Просто сложный характер. Она, с одной стороны, лидер, очень сильный лидер. С другой стороны, она не все понимает, как и все мы с вами, включая меня и других наших взрослых. Это нормально. Где у нас здесь идеальный человек, покажите мне хоть одного?»Медея Гиоргадзе: «Мы и так ей все это говорили, но сейчас эти слова услышали все, и, естественно, это ее подтолкнет быть хорошей. И я считаю, что это ей поможет на самом деле».Анастасия Вакуленко, преподаватель хора: «У нас очень много амбициозных девочек, я, честно говоря, не помню, было ли так всегда, когда я была маленькая. Наверное, было. С одной стороны, это хорошо: такие дети отчасти «стержни», особенно когда они правильно настроены, за ними тянутся, они показывают пример. С другой – это мешает общей работе».Очень интересно было визуально наблюдать на телеэкране, как в лагере проходят выборы. Этот процесс снят классно и информативно: повторю, что работа съемочной группы заслуживает всяческих похвал! Люба Матусевич: «Я боялась, что меня не переведут в старший хор. Тебя обсуждают, и все такое… Конечно, страшно было…»На собрании. Выступает старшая девочка, шеф Любы Матусевич: «Люба в принципе девочка искренняя, честная. Она веселая, незамкнутая, очень общительная. Она добрая, щедрая, но вот бывает, что грубит…»Юля Сапранова: «У нее есть некая такая грубость в отношениях, и когда она это делает, то этого сама не замечает. То есть ей надо говорить: «Смотри, Люба, вот сейчас ты некрасиво делаешь, нехорошо сказала». Ей надо просто помогать!» Люба Матусевич: «Ну, конечно, я иногда не сдерживалась, но потом как-то изменила свое поведение, можно сказать. Подумала, что смогу все-таки исправиться, что у меня будет такая воля, что я смогу исправить свой характер».Надежда Аверина о Любе: «Сложная и по характеру, и по пению, но интересная девочка. А когда в хоре есть такие интересные личности, это всегда хорошо».Люба Матусевич: «Я хочу учиться дальше, я думаю, что смогу приложить сколько надо усилий!»Идет голосование о переходе Любы в старший хор. Голосование положительное. Руководитель поздравляет ее с успешным переходом. Юля Сапранова: «В последний вечер мы собираемся где-то на открытом месте, зажигаем свечи и слушаем «Прощальную симфонию» Гайдна. И так проникаешься этой музыкой! Вообще прощальный вечер – это мое любимое…»Ведущий: «Наш хор добрался до сцены Большого зала консерватории не без потерь. Некоторые расстались с коллективом сразу после летнего лагеря, другие решили сделать это позже: в мире так много интересного! Да и кто сказал, что хор, требующий максимальной отдачи, единственный раз и  навсегда выбранный путь?» Ольга Паламарчук, мама Сони Паламарчук: «Нас перевели в старший хор, мы были этому рады, с одной стороны. С другой стороны, что такое старший хор? Старший хор – это как олимпийская сборная. Есть просто любительский спорт. Но и олимпийская команда есть, один неповторимый, уникальный, известный, как бы олимпийский коллектив – это старший хор. А Соня всегда хотела делать что-то еще. Она хотела танцевать, рисовать, заниматься хоккеем, бегать на лыжах».Соня Паламарчук: «Мама сказала: «У меня к тебе есть один очень серьезный вопрос. Ты хочешь остаться в хоре?» Я сказала: «Да». После этого мама сказала, что мне можно и чем-то другим позаниматься. И я задумалась о танцах. Я и раньше занималась танцем фламенко, а теперь решила поступить в танцевальный коллектив для занятий и другими танцами».Надежда Аверина о Соне: «Я видела, что хор ее не очень затягивает. Ей как бы все хорошо, все одинаково! И особого труда она в пение не вкладывает, притом что у нее хорошие музыкальные способности и голос красивый. Она, видимо, пока не нашла себя, ищет, наверное… Но это же нормально! Если у ребенка нет большой природной склонности к хоровому пению, то зачем ее мучить, даже если она при этом хорошая девочка? Ведь она будет все время страдать: «Эти поют, а я не пою, эти поехали в поездку, а меня не взяли…» Зачем растить ее как человека ущербного? Она найдет себе другое дело, например гитару, и будет прекрасно играть. Она, конечно, не станет гениальным музыкантом, но зато будет человеком, любящим музыку и умеющим в ней что-то делать собственными руками!»Ведущий: «Но есть и те, которые не теряют надежды попасть в старший хор даже после неудачных попыток. Наша героиня, Злата Федяева, пробует дважды войти в одну и ту же реку».Клавдия Федяева, мама Златы: «Мне нравится ее стремление доказать, что она сможет справиться с трудностями. Я всегда ей говорю: «Понимаешь, ни одна тетя, ни один дядя тебя не научат, если ты сама не станешь учиться…»Злата Федяева: «Мне нужно научиться бегло читать нотную запись, быть очень внимательной. Нужно больше слушать себя на хоре, больше разговаривать с ребятами о своих ошибках. И, поняв их, ты просто полетишь к своему успеху!»Надежда Аверина: «Я очень рада, что она не сдается, это важное качество человека, которого мы воспитываем. К цели надо идти! А она музыку любит. У нее были проблемы: ей не хватало элементарных навыков пения по нотам. Надеюсь, что за этот год она их преодолеет, будем ждать… Когда хор поет на сцене, я это хорошо помню, себя саму ты уже не ощущаешь, а чувствуешь какой-то частью этой большой и прекрасной музыки, вкладываешь свои силы, умения, талант, чтобы все получилось по-настоящему… Я вижу их рост от занятия к занятию. Сегодня он сидит скромно, практически не открывая рот. А теперь он активен, поет, старается, из его уст музыка просто льется! Не у всех в равной степени, но процесс идет, и я за всем этим внимательно наблюдаю».О хоре пишут, что «Весна» – это настоящее чудо, созданное для обычных детей на северной окраине Москвы. Это хор, который отличают оригинальность творческого мышления, изысканный вкус, блестящая, виртуозная хоровая техника, сценическая экспрессия и артистизм, глубина интерпретации. Это выдающийся певческий ансамбль, ставший образцом для подражания и во многом критерием в оценке современного детского хорового музицирования. Это коллектив, который пять десятилетий дарит людям счастье и радость своим «весенним» творчеством. В заключение отметим, что сериал о хоре «Весна» снят компанией «Ви-Ko Продакшн», основатель которой Викторина Евгеньевна Петросянц –  продюсер кино и телевидения, искусствовед, автор телефильмов, просветительских телепрограмм на темы, связанные с формированием художественной культуры у молодых.Юлий АЛИЕВ, доктор педагогических наук, профессор, учитель школы-интерната №16, Москва


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту