search
main
0

Даже сыр в мышеловке имеет цену . Для того, кто ловит мышей..

Лозунг «Образование должно стать приоритетной сферой экономики», выдвинутый президентом страны, давно стал привычным для нас. Однако теперь российские политики пошли дальше: они считают, что именно образование призвано играть решающую роль в развитии отечественной экономики. Вместе с тем все, даже самые ярые консерваторы, признают, что бюджетное финансирование не потянет отечественную высшую школу. Необходимы внебюджетные вливания. Причем немалые. Где их взять? Решением финансовой проблемы может стать система образовательных кредитов.

Михаил ФРАДКОВ, Председатель Правительства РФ:

– Систему образования нужно связать с экономикой, с ее потребностями и запросами, в самое ближайшее время необходимо разработать и внедрить нормативную базу по образовательным кредитам и субсидиям.

Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ:

– Перед нами стоит задача поднять экономику в стране. Для этого нужны люди, которые умеют свободно мыслить. По большому счету, главная задача реформы образования – научить людей учиться. Сегодня многие приписывают нам стремление перейти к платному образованию, но бесплатного образования нет в принципе. Как говорится, даже сыр в мышеловке имеет цену для того, кто ловит мышей. Другое дело, что нам надо сохранить бюджетные места, определяя, на какие специальности их нужно выделить, установив, каковы кадровые потребности государства. Зачем государству платить за то, что не нужно ни ему, ни студенту?!

Нам надо навести порядок в трудоустройстве выпускников вузов. Не дело, что огромное количество выпускников педагогических, медицинских и прочих вузов не идут работать по специальности. Думаю, самым эффективным было бы введение системы образовательных кредитов, тогда молодые люди могли бы сами решать, за что им платить, работать или не работать после окончания вуза, искать ли фирму, которая погасит кредит.

Стефан ВАСИЛЬЕВ, представитель ООН в России:

– За год – с 2003-го по 2004-й – в мировом рейтинге человеческого потенциала, определяющем ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования и реальный доход граждан, Россия поднялась с 63-го на 57-е место. Это значит, что страна стала больше вкладывать в развитие человеческого потенциала, в наукоемкие технологии, в образование. Если тенденции и темпы развития сохранятся, Россия станет и дальше подниматься вверх.

Что выбирают студенты…

В 2003 году наибольшее количество студентов – 427,8 тысячи человек – поступили на инженерно-технические специальности, 416,4 тысячи выбрали экономические, 283,8 тысячи – гуманитарные специальности. Сразу за специальностями-лидерами следует педагогика, которой отдали предпочтение 96,5 тысячи человек. Наименьшим спросом пользовались медицина (39,5 тысячи), культура и искусство (27,8 тысячи человек).

…молодые специалисты?

Центр социологических исследований МГУ провел опрос, на основании которого можно сделать выводы: собираются ли молодые специалисты работать по той специальности, которую получили в высших учебных заведениях.

23% студентов хотели бы получить второе высшее образование и готовы платить за это.

После окончания первого вуза намерены работать по специальности 71% студентов МГУ, 30% – хотели бы работать, но боятся не найти работу, 13% планируют заниматься чем-то, не связанным с полученной специальностью.

Николай БУЛАЕВ, председатель Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке:

– В последние годы мы много говорили о ГИФО, идет эксперимент в трех регионах России, но до сих пор нет никаких законопроектов, которые бы касались введения государственных именных финансовых обязательств. Сегодня все чаще идут разговоры о государственных субсидиях, о целевой подготовке специалистов по договорам, об образовательных кредитах. Последняя форма финансирования привлекательна, однако, на мой взгляд, слишком пока велики банковские ставки при предоставлении таких кредитов – от 10 до 20 процентов в год. Это значит, что человек, взявший кредит, должен в результате вернуть деньги в размере двух кредитных сумм. Для семей это накладно, поэтому они предпочитают заплатить за обучение в негосударственном вузе, где качество оставляет желать лучшего. Мне кажется, что банковское кредитование будет распространено широко, когда проценты составят 2-3% в год. При этом государство могло бы компенсировать банкам от 3 до 10% ставки кредита, не устраняясь, а участвуя в этом процессе. Не нужно, как мне кажется, устраняться от участия в процессе кредитования и мощным промышленным корпорациям, сообществам, которые могли бы давать кредиты под малый процент, но зато в результате получать хорошо подготовленных молодых специалистов. Могу сказать, что пока мало законодательных актов, которые бы помогали развитию образовательного кредитования, и это упущение надо исправлять совместными усилиями.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте