search
main
0

Давид ФЕЛЬДШТЕЙН, вице-президент Российской академии образования: Не стать зверочеловечеством

​Сегодня остра проблема понимания, в каком мире, в каком пространстве живет сегодня человек, какие требования объективно формирует и предъявляет ему общество. В этом контексте нельзя не вспомнить, что каждый век, кроме нашего, имел свой идеал – святой, герой, джентльмен, рыцарь, мистик, а то, что мы предложили сегодня, – человек без проблем – очень бледная и сомнительная замена. Чрезвычайно важно, что в принципиально изменившемся сегодня мире, безусловно, изменились не только условия жизни, социальное пространство существования, деятельность человека, система его отношений, но изменился и сам человек. Об этих изменениях, в том числе в детском возрасте, мы знаем, к сожалению, еще меньше. Сегодня актуализируются задачи рассмотрения специфики процесса развития самого современного детства, изменений, подвижек, фиксируемых, дифференцируемых и представленных и на разных этапах детства, и на всей дистанции онтогенеза. Возникшая неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров вызывают массовый психологический стресс, который тяжело сказывается на общем духовном и физическом развитии людей, у которых отмечаются глубинные изменения восприятия, сознания, мышления, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сферы, жизненных ритмов, пространства деятельности, душевных переживаний, этических и ценностных аспектов бытия. Причем наиболее выраженно особенность и характер этих процессов проявляются в детстве, когда формируются социально-психологические особенности человека, его умственные способности, осуществляется процесс социализации и индивидуализации, осваиваются нормы общества.

Подчеркну, что детство не просто усваивает формы и нормы организации мира взрослых, детство само объективно и весьма активно ставит перед нами, взрослыми, все новые и новые задачи, оно реально действующая составная часть общества. То есть перед нами сложный, многопланово обусловленный процесс взаимоотношений детей и взрослых, в котором активно участвует и та и другая сторона. Именно в этом процессе произошли сейчас большие изменения, которые определяют специфику развития современного детства, многие характерные особенности его реального состояния и деятельности в качественно изменившемся социокультурном пространстве. Весьма тревожно, что в этом пространстве четко наблюдается отстранение взрослого мира от мира детства, по сути, дети сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми. Если еще два десятилетия назад ребенок развивался в условиях малого социума – семьи, ближайшего окружения, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию, когда уже с дошкольного возраста, младшего школьного возраста он находится в огромном развернутом социальном, в том числе новом знаниевом, пространстве, где на его сознание буквально давит хаотический поток информации, идущей прежде всего из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей. Это связано с тем, что в нашем взрослом мире сегодня, к сожалению, реально не выработано отношение к детству как к субъекту взаимоотношений, поэтому и отсутствует дифференцированная позиция к характеру, условиям созревания ребенка. В частности, это проявляется в том, что взросление, самостоятельность, общественная ценность растущего человека не подчеркивается, не фиксируется, атрибутивно не обозначается. Причем положение с этим все хуже и хуже, даже в сравнении с античностью и Средневековьем, где были специальные ритуалы поэтапной фиксации взросления и наконец принятия во взрослое общество. Сегодня в нашем обществе, с одной стороны, сняты многие табу, с другой стороны, отсутствует доверие к растущим людям, выход их за пределы чисто детских забот и тревог. При этом рухнули многие образующие структуры самого детства, изменились отношения между детьми, отмечаются интенсивная примитивизация сознания, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. За этими внешними проявлениями кроются внутренние глубинные переживания ребенка – неуверенности, одиночества, страха, в то же время – инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность, то есть те современные приобретения детства, которые стали тяжелейшей потерей для него. Мы имеем реальные изменения детства, и тут особую значимость приобретает задача установления ориентиров, направлений личностного развития растущих людей, которая никогда не стояла так остро, как в наши дни, когда, с одной стороны,  взрослый мир стал значительно меньше претендовать на растущего человека, с другой – серьезно нивелировалось значение для ребенка проблемы будущего. Отсюда возрастает важность раскрытия закономерности не только когнитивного, социального, но и духовного развития детей, их переживаний, стремлений, сомнений. Особый смысл приобретают проблема отношений детей к себе, к миру, к другому человеку, понимание, чувствование ими другого человека. Это тем более необходимо в современных условиях, когда реально выросла опасность, о которой предупреждали еще великие русские философы, начиная с Владимира Соловьева, – «опасность вырождения человечества в зверочеловечество», связанная с тем, что рост материальных потребностей опережает рост потребностей духовных, а активно насаждаемая рыночная идеология, ориентированная на сиюминутный успех, внедряясь в интеллектуальную жизнь, способна, по обоснованному мнению нашего известного академика Моисеева, «ввергнуть все общество в мир абсурда». Поэтому от нас требуется не поиск путей, условий приспособления детей к наличным формам социального бытия, не подгонка их под определенную колодку, а создание возможностей, стимулирующих рост и совершенствование творческих сил каждого растущего человека, его критического мышления, помогающих его субъектному саморазвитию и самореализации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте