Профессионалам - профессиональную рассылку!
Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика
Мы никому не передадим Вашу личную информациюФильм «Материнский инстинкт», снятый по роману Барбары Абель «За ненавистью», позиционируется авторами, прежде всего режиссером Оливье Массе-Депасса, как оммаж наследию Альфреда Хичкока. Наряду с этим он содержит едва уловимый отсыл к эротическому триллеру Пола Верховена с Майклом Дугласом и Шерон Стоун в главных ролях. Так что скучать не придется, а финал так и вовсе удивит.
Действие картины разворачивается в Бельгии в 60‑е годы, и тут стоит отметить, что мастерски воспроизведен антураж с интерьерами, авто, костюмами и прическами, но совершенно не передан дух эпохи. Впрочем, последнее не столь необходимо для развития сюжета.
Живущая в пригороде Элис Брюнель (Верле Батенс) молода, красива и вполне счастлива: ее муж Симон (Мехди Неббу) не только хорош собой, но и умен, благороден, порядочен, а премилый сын Тео (Жюль Лефевр) радует школьными успехами. Правда, ребенок иногда становится причиной маминого беспокойства, поскольку, имея в анамнезе аллергию на ореховое печенье, часто убегает куда-нибудь со двора. Порой Элис, не обнаружив мальчика в доме и в саду, начинает паниковать – богатое воображение тут же рисует ей картины, в которых Тео где-то наелся запретного лакомства и упал в приступе удушья. Однако эти страхи беспочвенны, в чем героиню мягко убеждает ее лучшая подруга Селин Дженио (Анн Косенс), живущая по соседству. Сын подруги, славный шалопай Максим (Луан Адам), учится с Тео в одном классе, так что мальчишки и в школе, и дома практически неразлучны.
Зритель понимает, что идиллия когда-нибудь разрушится, вопрос лишь в том, каким образом это произойдет. Начало краха будет страшным: по нелепой случайности погибнет Максим. Эта смерть изменит очень многое, в том числе и в отношениях между двумя, казалось бы, замечательными женщинами…
Надо сказать, режиссер действительно отдает дань уважения хичкоковским традициям, явно вводя в сюжет такой придуманный выдающимся мастером триллера элемент, как макгаффин, вещь, за которую идет борьба протагониста и антагониста. Есть нечто зловещее в том, что макгаффин здесь – предмет одушевленный, живой человек, в силу объективных причин не способный противостоять неэкологичному поведению окружающих.
Элис и Селин сходятся в немыслимом противостоянии, кто из них вызывает симпатию – сложный вопрос. Первая с самого начала настораживает стремлением «причинять счастье» и контролировать всех и вся, вторая отталкивает чрезмерной жертвенностью. В этом заключена уязвимость фильма, ибо нам для полноты ощущений не просто хочется – крайне важно – кому-то искренне сопереживать. Зато «Материнский инстинкт» показывает одну из главных болевых точек женщин практически всех времен – их почти первобытный, перерастающий в паранойю страх быть плохой матерью. Это чувство заставляет их совершать непоправимые ошибки и преступать все писаные и неписаные законы.
Героини очень колоритны, неоднозначны (кстати, оригинальное название фильма – duelles, что в переводе с французского – «двойственный»), как того требуют жанр и вводные данные. Ведь чем интересен хоррор с женщиной в качестве антагониста? Тем, что дама вызывает неподдельный ужас, ибо сначала кажется нормальной, слабой, даже трогательной, потом с легкой улыбкой на губах и как бы во имя любви творит злодеяние, а после, например, рыдает на коленях перед жертвой и говорит о высоких чувствах. И самое главное – преступление, совершенное ею, практически невозможно доказать.
Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика
Мы никому не передадим Вашу личную информацию
Для добавления комментария вы должны быть авторизированы.