search
main
Топ 10
«Мертвые души» и физруки в качестве охранников: что возмутило главу Дагестана в школах Во время ремонта школы в Подмосковье нашли послание из 1972 года: что написали нам 51 год назад В Курганской области больше не собираются кормить школьников бесплатными обедами «Будущее Отечества в руках Учителя»: принимаются заявки на профессиональный конкурс педагогических практик «Не верю!»: о системе Станиславского, его биографии и театре школьники узнают на «Разговорах о важном» Победителя профессионального педагогического конкурса объявили в Алтайском крае Главное - не перегибать: финалист «Учитель года-2022» о своем назначении директором и переменах в жизни В Роструде назвали самые дефицитные специальности учителей-предметников Директора школы уволили после показа на уроке фото статуй Микеланджело Десять школ в Архангельской области ждет капитальное обновление Не стоит принимать сиюминутные решения: Сергей Кравцов высказался о возможной отмене ЕГЭ «Неустойчивые» выражения: топ-10 фразеологизмов, которые мы произносим неправильно В Челябинской области проведут психологическое тестирование педагогов В Краснодаре прошел самый массовый единый государственный экзамен досрочного периода Первые группы белгородских школьников отправились в путешествия по региону Чернышенко пояснил, почему России важно обучение иностранных студентов Подписан приказ о возвращении РУДН имени Патриса Лумумбы Эксперты определили самый популярный предмет на ЕГЭ среди московских школьников Сергей Кравцов принял участие в церемонии гашения марки, посвященной юбилею Константина Ушинского Российские школьники показали лучший результат на международных олимпиадах за последние 10 лет
0

Далека теория от практики… Мнение

Педагогическая наука рассматривает обучение и воспитание как разные процессы. Если существуют отдельные друг от друга теория обучения и теория воспитания, то согласно этому разделению обучение не воспитывает. Но разве учебная, как и любая деятельность, не воспитывает человека, ведь она качественно меняет личность?

Озадачивает и то, что авторы всех учебников по педагогике пишут, что уроки имеют и воспитательную функцию, однако все их труды разделены на две части под названиями «теория обучения» и «теория воспитания». Если уроки считаются только предметом теории обучения, то предметом теории воспитания остается лишь внеурочная деятельность школьников. Но эта деятельность занимает незначительное место в школьной жизни, тогда как обучение в состоянии обеспечить осуществление умственного, экологического, эстетического и других видов воспитания школьников. Знакомство с этими теориями ставит под сомнение научность самой педагогики в целом. Больно думать так, потому что десятилетиями издаются учебники педагогики, защищаются диссертации по педагогике и т. д. Если педагогическая теория неадекватно отражает практику, то она уже не научная теория. Как же это произошло? Обратимся к примерам. В школе Я.А.Коменского учитель объяснял новый учебный материал в начале урока и так управлял процессом изучения новой темы, что ученики уходили домой, зная новый материал на разных уровнях. А в школе, реконструированной педагогикой, новый материал учитель практически объясняет в конце урока, из-за чего основная масса детей не усваивает его. А ведь, создавая свою школу, Коменский предупреждал о том, что, если ученики не усвоили новый материал на уроке, вряд ли усвоят его дома. Если в школе Коменского согласно его дидактике дети на уроках усваивали учебный материал, то педагогика заставила учеников учить его дома, то есть школа из обучающего учреждения превратилась в проверяющую инстанцию. Если по дидактике Коменского учебную деятельность продуцировали мотивы, то по антидидактике ее навязывают ученикам стимулы. Таким образом «учениепорождающие» уроки дидактики заменили «учениенавязующими» уроками антидидактики. На мой взгляд, созданная на основе дидактики Коменского новая наука «воспитаниеведение» должна иметь теории воспитания посредством учебной и внеучебной деятельности. Таким образом, школа будет действовать как кузница воспитания своих питомцев, как и придумал Коменский, создавая теорию и практику школы на основе дидактики воспитания.​Сергей МАНУКЯН, доктор педагогических наук, Ереван

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте