search
main
0

Даешь ученическое самоуправление!

​Надежда КУРАНИНА, руководитель Центра содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений образовательного комплекса «Воробьевы горы»:

– С нынешнего года произошли некоторые изменения, и теперь городской центр содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений входит в образовательный комплекс «Воробьевы горы», он стал его самостоятельным структурным подразделением. Детский комплекс «Команда» тоже стал структурным подразделением этого комплекса, его филиалом. Напомню, что ученическое самоуправление – это элемент государственно-общественного управления, и у обучающихся есть право, зафиксированное в Законе «Об образовании в РФ», на участие в управлении образовательной организацией.Теперь в Москве такая структура: если в прошлом году мы имели 11 окружных центров по взаимодействию, то нынче у нас есть 37 межрайонных центров при каждом межрайонном совете директоров образовательных организаций (подробные адреса – на сайте vg.mskobr). Мы уже подвели итоги мониторинга 2015 года и сделали сравнительный анализ: по данным мониторинга 2013-2014 учебного года, ученического совета не было в 13 процентах образовательных организаций Москвы, по данным мониторинга 2014-2015 учебного года, показатели улучшились – сейчас совета ученического самоуправления нет в 5 процентах образовательных организаций Москвы. В прошлом учебном году управляющего совета не было в 5 процентах образовательных организаций Москвы, в нынешнем году – в 4 процентах этих организаций. Это связано с особой организционно-правовой формой этих образовательных организаций, я предполагаю, что и в следующем году у нас результат останется приблизительно таким же.Если в прошлом году мы говорили о том, что обучающиеся, которые входят в состав управляющих советов, были представлены не более чем пятью человеками, то на сегодняшний день в 596 образовательных организациях в управляющий совет входят от одного до пяти человек, в 90 образовательных организациях их уже от 6 и до 40 человек. В 36 образовательных организациях ребята в управляющий совет не входят. Нам приятно осознавать, что в управляющих советах ребятам-активистам все больше доверяют решение важных вопросов. Администрация школы и родители заинтересованы в том, чтобы обучать детей, мы общаемся с директорами, с родителями, сейчас во многих школах (если раньше мы говорили, что детей не надо подпускать к бюджетированию, к финансовых вопросам) есть коллеги, которые вместе с детьми формируют бюджет школы, решают финансовые вопросы. Я считаю это одним из главных достижений, что произошли в течение года, что ребятам доверяют. Хорошо, что ребята стали более подготовленными, чтобы полноценно участвовать в заседаниях управляющего совета или решать вопросы, касающиеся не только раздевалок или расписания, чего-то бытового, но и более важных. Для этого нужны знания. Сегодня наши ребята ими обладают и могут полноценно участвовать в управлении школой. В Москве улучшился показатель школ, где есть старшие вожатые или кураторы ученического самоуправления: если в прошлом году этот показатель был около 75 процентов, то в этом году он уже вырос до 80 процентов.Деятельность нашего городского центра содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений направлена на обучающихся образовательных организаций и на педагогов, которые помогают ребятам развивать ученическое самоуправление в школах. Для учащихся у нас предусмотрено проведение таких мероприятий, как:- городская и межрайонная школа ученического актива;- методическая поддержка;- научно-практические конференции (19 ноября в большом зале дворца на «Воробьевых горах» состоится такая конференция);- городские профильные смены (в этом году мы начали проводить программы в рамках триместровых каникул, в октябре состоялась смена, которая называлась «Государство – это мы», в ней приняли участие 200 активистов Москвы, следующая смена прошла с 1 по 8 ноября на базе образовательного центра «Команда» и называлась «Театральный оксюморон», в которой приняли участие тоже 200 активистов);- межрайонные выездные обучающие программы (если в прошлом году у нас было только 11 выездных программ для окружных активов, то в этом году их уже 37 и из каждого межрайона мы приглашаем по 150 ребят, таким образом, количество участников выездных семинаров существенно возрастет);- всевозможные городские конкурсы для ребят;- обучающие программы и просветительские проекты.Для педагогов мы предусматриваем школы кураторов ученического самоуправления (повышение квалификации для тех педагогов, которые уже работают с ребятами и советами ученического самоуправления), школы вожатых (для тех ребят, которые были активистами, оканчивают школу и хотят проявить себя в качестве вожатых на базе образовательного центра или педагога в школе), методическую поддержку, научно-практические конференции, выездные обучающие семинары (недавно в центре «Команда» состоялся практический семинар для кураторов ученического самоуправления с участием 150 человек), конкурс педагогического мастерства «Вожатый и его команда», форум вожатых (кураторов УС) Москвы, который у нас традиционно проходит в мае).В этом году два конкурса вошли в перечень значимых мероприятий системы образования – Департамента образования. Во-первых, это уже названный конкурс «Вожатый и его команда», претерпевший в этом году серьезные изменения. Его будут проводить на межрегиональном уровне – к нам приедут представители других регионов. Во-вторых, это конкурс «Лидер ученического самоуправления» (его подпроект – «Модель ученического самоуправления»), и тут мы тоже будем принимать ребят из регионов в рамках межрегионального конкурса.Наши московские ребята уже на протяжении двух лет занимают высокие позиции на Всероссийском конкурсе лидеров ученического самоуправления: в позапрошлом году мы заняли второе и четвертое места, в прошлом не оказались, к сожалению, в тройке призеров, но два наших кандидата вошли в десятку лидеров, заняли 5-6-е места.В этом году мы предусмотрели несколько новых проектов, один из них направлен на социально активных обучающихся начальной школы – фестиваль социальной активности «Талантливое детство». В этом проекте могут принять участие ребята 2-3-4-х классов, сам фестиваль состоит из трех этапов (все этапы заочные, так как ребята маленькие и мы посчитали невозможным их постоянно вытягивать на какие-то выездные программы):- на первом этапе «Стенгазета», который проходит по методике Селестена Френе, ребята представляют газету;- на втором этапе ребята прорабатывают лэпбук – это новая технология проектной работы в начальной школе;- на третьем этапе ребята готовят агитбригаду, записывают видео, присылают нам, мы выбираем лучших и уже к ребятам, которые заняли призовые места, мы выезжаем, чтобы их поздравить и отметить всевозможными грамотами.Очень важное нововведение – олимпиада для социально одаренных детей. Принято решение проводить ее в течение года. Олимпиада представляет собой модульную систему. В первом модуле учитывают достижения активиста в области ученического самоуправления – участие во всех городских конкурсах, направленных на развитие ученического самоуправления, участие в социально значимых мероприятиях. Во втором модуле мы учитываем личные достижения активиста, это могут быть победы в каких-то олимпиадах, конкурсах, творческих мероприятиях, достижения в спорте, волонтерская деятельность, то есть все то, что касается лично ребенка, всех его личных достижений. Третий модуль – это проверка знаний в области государственно-общественного управления, небольшой тест в формате проведения ОГЭ-ЕГЭ без закрытых вопросов, эта несложная система будет размещена онлайн, здесь тоже будут учитывать знания в этой сфере. К прохождению третьего блока мы ребят готовим, у нас проходит и межрайонная школа актива, городская школа актива, одним из важных блоков подготовки ребят становятся знания именно в области правового обеспечения деятельности ученического самоуправления, вообще в целом государственно-общественного управления как в Москве, так и в целом в нашей стране.С прошлого года мы реализуем просветительский проект, который называется «Субботы активиста», в этом году он получил новое развитие. Основная задача этого проекта – мотивация социально-активных обучающихся образовательных организаций Москвы к участию в государственно-общественном управлении в целом, управлении городом. Мы подразумеваем, что ребята, которых выпускают из образовательных организаций, будут принимать активное участие в жизни районов, в работе молодежных палат, будут всячески содействовать развитию местного самоуправления, принимать участие в студенческом самоуправлении в высших учебных заведениях, в которые они поступают. У нас есть программы для первого года проекта «Управление. Уверенность. Успех» и для второго года обучения «МВА для школьников». Программа «Управление. Уверенность. Успех» состоит из 36 учебных часов включает три модуля:- модуль первый – «Психология управления» (управление, лидерство, распределение ролей в команде);- модуль второй – «Личная эффективность» (эмоциональный интеллект, конфликтология, управление временем);- модуль третий – «Мастерство публичного выступления» (техника речи, ораторское искусство, переговоры).Каждый модуль заканчивается открытым диалогом, встречей с кем-то из успешных бизнесменов, с представителями органов власти, со взрослыми интересными людьми.Программа «МВА для школьников» была апробирована этим летом в рамках проекта «Летняя лаборатория успеха», она включает в себя восемь тем:- лидерство,- управление,- маркетинг,- финансы,- персонал,- проекты,- продажи,- продвижение.После четвертой темы состоится открытый диалог, после восьмой – еще один, то есть в этой программе получаются два диалога.Если в прошлом году у нас проект «Субботы активиста» реализовывали на семи площадках, то в этом году для ребят работают двенадцать площадок, на 11 из них идет программа первого года обучения, на двенадцатой – программа второго обучения. Площадки представлены:- площадка в Зеленограде в школе №1194;- площадка «Ангарская» в школе №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора;- площадка «Костромская» в школе №1370;- площадка «Героев Панфиловцев» в школе №1286;- площадка «Сретенка» в Пушкинском лицее №1500;- площадка «Первомайская» в гимназии №1290;- площадка «Украинский бульвар» в школе №1465;- площадка «Симоновский вал» в школе №494;- площадка «Вольская» в гимназии №1595;- площадка «Изюмская» в школе №1354;- площадка в ТиНАО в школе №1788.Троицкий и Новомосковский округа – это очень большая территория, ее очень сложно охватить, поэтому мы приняли решение о том, что в ТиНАО будут работать два центра по взаимодействию, так как там расстояние между школами составляет порой по 50-60 километров, очень трудно добраться. В ноябре там будет запущена еще одна площадка, чтобы ребята могли участвовать в «Субботах активиста». Кстати, в ТиНАО собирают очень большое количество ребят, там на каждой площадке более 70 участников.Площадка, которая реализует программу «МВА для школьников», – это программа городского центра содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений на улицей Донской в доме №37. Мы ждем там всех наших замечательных активистов, регистрация проходит на сайте Департамента образования, любой может зарегистрироваться, мы также приглашаем студентов колледжей, которые принимают в этом проекте активное участие. Интересно, что стало приходить очень много взрослых педагогов, которые хотят вместе с ребятами прослушать этот курс.Этим летом у нас был реализован просветительский проект «Летняя лаборатория успеха». Он состоял из четырех профилей-смен для ученического самоуправления, в нем приняли участие более 1100 обучающихся Москвы. Программы, которые мы реализовали, – это две программы для 5-7-х классов «Летний музеон-2015» и «Команда! Лучшая! Твоя!» и две программы для старшеклассников – «Мегаполис Сити» и «Созвездие фестивалей».Александр ДУБИНСКИЙ, старший вожатый школы с углубленным изучением английского языка №1370:- Можно сказать, что вся моя педагогическая деятельность начиналась в образовательном центре «Команда». В этом центре я проходил практику, еще будучи студентом колледжа. Мне очень сильно понравились атмосфера центра, педагогический коллектив, традиции и устои городского совета вожатых, в состав которого я сейчас вхожу. На тот момент, отработав две смены, я был приглашен на еще одну, согласился и до сих пор стараюсь посещать программы центра, различные выездные мероприятия, которые устраивают для кураторов. Знания и навыки, которые я получил в ходе работы на сменах, помогают мне в работе с моим школьным ученическим советом, в организации школьных мероприятий и в различных делах. Мы с ребятами стараемся по максиму посещать профильные смены ученического самоуправления как в течение года, так и во время летних каникул. В целом сама по себе линия ученического самоуправления очень важна для учащихся столичных школ, дети получают совершенно различные знания и всесторонне развиваются, постоянно открывая для себя что-то новое. Дети, работая в системе ученического самоуправления, имеют возможность активно помогать школе, делать именно те дела, что нравятся им, с помощью этих дел улучшать имидж школы, самим создавать для себя более комфортные, теплые условия для обучения и нахождения в школе.Смены в образовательном центре «Команда» сами по себе помогают не только развитию учащихся, но и играют огромную роль для сплочения ребят внутри их команд ученического самоуправления и в принципе для сплочения ученических активов. Постоянно в ходе работы и в школе, и в «Команде» я учусь чему-то новому у своих старших товарищей, у руководителей «Команды», у своих детей, которые в процессе работы, обсуждений порой выдают настолько грандиозные идеи, что невозможно представить, как они могли возникнуть.Мы стараемся активно участвовать в различных мероприятиях окружного и городского уровня, в прошлом году наш ученический актив поучаствовал в одном из интересных конкурсов и занял первое место, чему все мы были очень рады. Постоянно этот ролик крутят в школе, дети очень этим гордятся.Действительно, те знания и та информация, которые нашим детям дают в образовательном центре «Команда», важны для детей, для кураторов ученического самоуправления, способствуют развитию детей. Они, приезжая в первый раз в этот центр, возвращаются оттуда совершенно другими, с горящими глазами, с каким-то желанием делать что-то не только во благо собственной инициативы, но и ради школы, чему все мы очень рады. С детьми, у которых есть инициатива в каком-то деле, мне всегда интересно работать.Кира СИНЕЛЬЩИКОВА, учащаяся многопрофильного технического лицея №1501:- Я вхожу в управляющий совет в школе как председатель ученического самоуправления. Думаю, быть голосом детей и высказывать их мнение, желания того, что они хотят видеть в школе, очень важно.Этим летом я принимала участие в смене ученического актива «Созвездие фестивалей». Каждый день был посвящен определенному фестивалю, а эти фестивали были посвящены различным аспектам жизни, например, у нас были научный фестиваль, фестиваль детства. Каждый вечер у нас проходило вечернее мероприятие, на котором мы реализовывали себя творчески, показывали то, что умеем. Развивали в себе какие-то таланты. Кроме развлекательных мероприятий у нас был краткий курс лекций по программе «Уверенность. Управление. Успех», нам рассказали о том, какие бывают лидеры, что такое лидерство, как управлять коллективом, что такое конфликты и как их предотвращать. Эта информация помогла в моем лицее реорганизовать работу нашего совета и делать на более качественном уровне те мероприятия, которые у нас проводят: концерты, акции, брейн-ринги. Поскольку я председатель совета лицея и в будущем хочу выбрать профессию, связанную с управлением персоналом, мне все эти знания очень важны и очень пригодятся. Кроме проектов и лекций, которые нам читают, «Команда» дает умение чувствовать время и рационально его использовать, что многим из активистов пригодится в будущем не только в учебе, но и в повседневной жизни.Хасан АБДАЛЛА, учащийся лицея №1598:- Для себя как активиста ученического самоуправления я могу выделить три основных уровня своей социально активной деятельности. Это школьный, до какого-то момента окружной, а затем городской уровень.Конечно, все начинается со школы, в ученическое самоуправление в школе, которое формирует орган под названием «совет лицея», я вошел с седьмого класса от своего класса и соответственно именно тогда начал активную деятельность. Наша модель ученического самоуправления в прошлогоднем конкурсе, который проводил образовательный комплекс «Команда», заняла первое место. Конечно, наша школа имеет различные проекты, которые реализуют на разных уровнях в образовательных организациях. Один из таких проектов – «Благотворительная ярмарка» в помощь поисково-спасательному отряду «Лиза Алерт». Этот отряд ведет свою деятельность по всей территории России, и наш лицей в таком сотрудничестве каждый год проводит благотворительные ярмарки, в которых участвуют все ученики нашего лицея, средства, собранные на этой ярмарке, идут на приобретение какого-то оборудования для нужд этого отряда.На окружном уровне в прошлом году я занимал пост председателя актива ученического самоуправления Восточного округа, в течение учебного года у меня была возможность выступить в префектуре ВАО с отчетом о деятельности палаты ученического самоуправления, детского окружного совета, хорошо себя проявить и показать все свои лидерские качества, которыми на тот момент я уже обладал.Так получилось, что этим летом мне удалось побывать на двух программах «Летней лаборатории успеха» в образовательном центре «Команда» – «Летний музеон-2015» (юниорская смена творческой направленности, на этой смене я был в составе организационной группы) и «Мегаполис Сити», насыщенной образовательным компонентом (МВА для школьников), которая была очень полезна, были восемь занятий, и в конце смены были подведены итоги, лучшие слушатели этого курса были награждены сертификатами.Я сделал для себя такой вывод: ученическое самоуправление в последнее время мне помогает в профориентации, так как все курсы, какие только есть в Москве, образовательные форумы, конечно, не могут дать столько информации, сколько я могу получить сам от себя, опираясь на какие-то свои навыки, умения. То есть ученическое самоуправление формирует такие лидерские организационные навыки, которые помогают мне выбрать для себя путь в жизни.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте