Московским родителям в 2014 году представилась возможность ознакомиться с опытом работы педагогического коллектива школ №1447 им. Островского под руководством Елены Волковой и №2077 под руководством Ирины Сивцовой. Это образовательные организации, где реализуется настоящая инклюзия.
Школа №1447 имеет опыт инклюзии детей с синдромом Дауна более 10 лет. В этом году там стартовал один из самых сложных новых инклюзивных проектов – ресурсный класс для детей с расстройствами аутистического спектра (АВА-класс). Таких классов в общеобразовательных школах в Москве всего два.На встрече присутствовали и представители фонда «Выход» (который осуществляет поддержку АВА-проекта в школе), и РОО помощи детям с РАС «Контакт» (также участвующие в этом проекте), и представители Московской городской ассоциации родителей детей инвалидов.Руководители образовательных комплексов смогли увидеть, какой может быть настоящая инклюзия, узнали, где можно получить методическую поддержку, услышали, каким образом они сами могут начать реализацию таких программ.Мы увидели непосредственно организацию образовательного процесса в классах, в которых обучаются ребята с разными образовательными потребностями, и поняли, что все трудности преодолимы, а дети-инвалиды способны успешно учиться в среде своих обычных сверстников. При обсуждении возник вопрос тьюторства в школе. Замечу, что все ребята, которым необходимо сопровождение тьютора, его имеют. Но самое важное, что зачастую тьютором становится сам родитель. Нам была продемонстрирована единая образовательная среда «учитель – родитель – тьютор – ребенок». Это позволяет решать не только образовательные задачи на уроке, но и закреплять материал дома. Родитель становится полноправным участником образовательного процесса. Более того, решается актуальная проблема родителей детей-инвалидов, а именно возможность их трудоустройства.Опыт этой школы может послужить не только образцом организации здесь ресурсного центра по внедрению инклюзивной практики, но и примером социально ориентированного предприятия для родителей детей-инвалидов.Хочется особо подчеркнуть продуманность, целесообразность всей организационно-педагогической структуры школы. И, безусловно, это заслуга директора школы Елены Волковой. Если бы российское телевидение показывало именно такие школы и их опыт работы, то, убеждена, напряжения среди родителей, которые не понимают, как могут обучаться ребята с разными видами нарушений здоровья в одном классе, было бы значительно меньше. Мы предлагаем сделать школу №1447 ресурсным центром и транслировать их опыт работы в СМИ и ТВ.Родительская общественность благодарит руководителя и коллектив школы №2077 Ирину Сивцову за предоставленную возможность ознакомиться с опытом работы образовательного комплекса. Родители смогли ознакомиться с опытом большого образовательного комплекса, в котором каждый ребенок получает образование с учетом его образовательных возможностей. Это и дети высокомотивированные – замечательный профильный класс начинающих медиков, это и творческие коллективы, в которых принимают участие дети с ограниченными возможностями здоровья. Очень тронул небольшой концерт, который показали ребята. Мы считаем, что это самое важное – дети вместе в одном коллективе, здесь и социализация детей с ОВЗ и инвалидностью, и воспитание толерантного отношения к окружающим. Мы увидели неравнодушных педагогов, которые готовы учиться у своих коллег работать с особыми детьми. Конечно, коллективу еще есть над чем работать, они находятся в начале пути к инклюзивному образованию.В конце работы клуба каждый участник мог высказать свое мнение, на что необходимо обращать внимание при реализации подобного проекта.Безусловно, успех работы педагогов с детьми с ОВЗ и инвалидностью во многом зависит и от родителей. Многие родители отказываются идти на ПМПК, опасаясь каких-то негативных последствий. Но их опасения напрасны! Получив заключение ПМПК, школа обязана создать для детей условия, привлечь специалистов, которые помогут ребенку овладеть образовательной программой.Тамара РОМАНОВА, член Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности
Комментарии