search
main
0

Да здравствует праздник! Штрихи к портрету директора школы

Конкурс инновационных школ – состязание коллективов. Миллион получают все педагоги сразу, за общие успехи и достижения. И все же конкурентоспособность учебного заведения во многом зависит от одного человека – школьного лидера, главы. Неизвестно, стала бы подмосковная Деденевская средняя общеобразовательная школа им. Н.К.Крупской обладательницей президентского гранта, если бы ее возглавляла не Татьяна Юрьевна Довженко. Да и вообще неизвестно, какой была бы эта школа…

А в 2001 году Татьяне Юрьевне Довженко предложили возглавить Деденевскую среднюю школу имени Н.К.Крупской. Предложение застало врасплох. Не хотелось срываться с обжитого места. К тому же за Деденевской школой давно и прочно закрепилась нелестная слава. Дети все сплошь проблемные. а долго не задерживались. В Министерстве образования Московской области Татьяна Юрьевна обосновала свой отказ. Но, очевидно, здесь давно и хорошо знали довженковский характер, если попросили ее сначала побывать в школе… Этот визит сделал то, чего не могли сделать долгие многочасовые уговоры. Она взялась за новое дело. школы о председателе профкома отзывается тепло: «Елена Эдуардовна умеет зажечь, подкупают ее энергия, улыбка, доброе отношение к работникам». Сама же председатель считает, что ей просто повезло с коллективом, потому что все инициативные и никого не приходится упрашивать.

Школьница

Татьяна поняла свое призвание еще в детстве. С пяти лет не было для нее увлекательнее занятия, чем играть в школу. Вначале учениками были куклы, потом подруги. Рано появились в характере Татьяны две наиболее яркие черты – самозабвенная увлеченность любимым делом и стремление быть лидером. Первую она унаследовала от отца Юрия Тимофеевича Шувалова, вторую привила мама Мария Михайловна. Таня была девятым ребенком в большой семье и часто слышала: «Невзирая ни на что, ты всегда должна идти вперед!» Со временем это наставление стало жизненным девизом Татьяны.

Училась Татьяна в талдомской средней школе №1 Московской области. Любила литературу – бурного Маяковского, напевного Есенина, мощного Льва Николаевича Толстого. И вместе с тем ей хотелось проникнуть в тайны природы. Поэтому Таню не меньше, чем филология, увлекали химия, зоология, ботаника.

В школе ее все знали как очень ответственного, исполнительного человека с явными задатками лидера. Неудивительно, что когда выбирали секретаря комсомольской организации, то выбор единогласно пал на Татьяну Довженко. Она успевала отлично учиться, выполнять общественные поручения и делать еще тысячу дел. Соревнования на лыжах – Таня, коньки – Таня, плавание – тоже она. Ни одного мероприятия не пропускала! Школу Довженко закончила с золотой медалью.

Учитель

В 1975 году Татьяна Довженко закончила исторический факультет Московского областного педагогического института имени Н.К.Крупской. Преподавала историю в старших классах дмитровской школы №3. Готовилась к урокам усерднее, чем актер к выходу на сцену: перечитывала лекции по истории, литературе, искусству, у нее всегда было много методической литературы. Ребята сидели на ее уроках как завороженные. В школе все знали: Татьяна Юрьевна, добрая душа, никому не откажет в поддержке, всегда даст полезный житейский совет.

Затем Довженко пять лет работала инструктором Дмитровского горкома партии по школам. Душевный такт и деловитость, искренний интерес к людям, энергичность, принципиальность позволили ей завоевать уважение коллег, учителей, директоров.

И снова Татьяна Юрьевна вернулась в класс, на сей раз в дмитровскую школу №10. Трудилась здесь больше десяти лет, стала завучем, и за это время в школе «перевелись» так называемые трудные дети, из тех, кого ставят на учет в инспекции по делам несовершеннолетних.

Директор

А в 2001 году Татьяне Юрьевне Довженко предложили возглавить Деденевскую среднюю школу имени Н.К.Крупской. Предложение застало врасплох. Не хотелось срываться с обжитого места. К тому же за Деденевской школой давно и прочно закрепилась нелестная слава. Дети все сплошь проблемные. Директора долго не задерживались. В Министерстве образования Московской области Татьяна Юрьевна обосновала свой отказ. Но, очевидно, здесь давно и хорошо знали довженковский характер, если попросили ее сначала побывать в школе… Этот визит сделал то, чего не могли сделать долгие многочасовые уговоры. Она взялась за новое дело.

Для начала надо было привести в порядок школьное здание и территорию. 2001-2002 годы ушли на капитальный ремонт, строительство, переоборудование кабинетов. Зато теперь, когда заходишь в Деденевскую школу, охватывает какое-то особенное чувство тепла, домашнего уюта. В школе работают специализированные учебные кабинеты, спортивно-оздоровительный центр, тренажерный зал, зал хореографии, школьное кафе, медицинский кабинет, актовый зал, мастерские, компьютерные классы, школьный краеведческий музей.

Параллельно Татьяна Юрьевна занималась содержательной работой. В школе открылись классы, обучающие по программе экспериментального базисного учебного плана и экспериментальным программам Гуманитарно-просветительского центра «Универсум-Т», с углубленным изучением отдельных предметов (английский язык, математика), класс социальной адаптации.

Один из пятых классов стал кадетским. Здесь всего пятнадцать детей. Помимо основных предметов, они изучают и специальные: военно-техническую подготовку, граждановедение, этикет, строевую и огневую подготовку, занимаются в кружке «Юный патриот», посещают воинские части, путешествуют по памятным местам Подмосковья.

Экспериментальный курс «Основы православной культуры» приобщает ребят к православным традициям русского народа. Уроки прививают детям любовь к русской культуре, важнейшей частью которой является православная вера, воспитывают толерантное отношение к другим религиозным конфессиям, людям других национальностей, знакомят с историей христианства, с великими людьми России.

А после уроков каждый деденевский школьник может легко выбрать занятие по душе. Работают научные общества учащихся. Здесь дети занимаются исследовательской научной работой, готовятся к школьным, районным и областным научно-практическим конференциям. Открыт филиал Центра по изучению иностранных языков. Приглашают хореографическая и вокальная студии. Есть школьный радиоузел, который постоянно держит ребят в курсе местных новостей. На базе трех компьютерных классов открыты курсы, позволяющие ребятам войти в мир новых информационных технологий.

Большой популярностью пользуется горнолыжная секция. Заниматься здесь могут все желающие, даже если они не показывают высоких результатов. А в 2004 году ученики Деденевской школы получили возможность тренироваться в замечательном спортивном комплексе «Деденево», построенном при содействии губернатора Московской области Бориса Громова, президента Олимпийского комитета РФ Леонида Тягачева, главы администрации поселка Деденево Светланы Тягачевой.

Лидер

С тех пор как Татьяна Довженко пришла в Деденевскую школу директором, прошло пять лет. За это время 380 выпускников поступили в высшие учебные заведения. В среднем на дневные отделения вузов каждый год поступает более 80 процентов выпускников школы.

В 2004 году деденевцы стали победителями конкурса «Школа года» среди сельских и поселковых общеобразовательных учебных заведений Дмитровского района. И вот недавно представили документы на соискание президентского гранта инновационным образовательным учреждениям. Всероссийский конкурс был словно специально придуман для Деденевской школы. «Наш педагогический коллектив, – рассказывает директор, – экспериментальную работу ведет с 2001 года. Школа имеет статус районной и областной экспериментальной площадки. Мы – участники эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования и конкурса по реализации целевой программы «Развитие образования Московской области на 2001-2005 годы» в рамках проекта «Разработка и реализация системы мер по поддержке русского языка».

Коллективу школы и его руководителю было несложно выделить основные направления инновационного поиска:

– апробирование современных образовательных технологий, направленных на предоставление учащимся широкого спектра возможностей освоения знаний;

– новые формы организации в рамках учебного плана;

– индивидуализация процесса обучения;

– разработка и внедрение в образовательный процесс новых программных и учебно-методических материалов;

– создание экспериментальных учебных программ, пособий, иных средств обучения;

– создание модели профильного обучения, открытие класса социально-экономического профиля.

Школа получила миллион, и не в последнюю очередь благодаря своему руководителю, которая знает, как правильно организовать работу.

– Некоторые управленцы думают, что все важные и сложные дела нужно делать самим, – размышляет Татьяна Юрьевна. – Но так можно ничего не успеть! Намного разумнее поделиться своей властью с подчиненными. Документов, регламентирующих деятельность управленца в образовании, предостаточно. Планы, программы, законы – их надо выполнять. Но каждый руководитель может себе позволить свободу в выборе направления движения. Для этого нужно задействовать фантазию, не пожалеть времени и подготовить базу для реализации идеи. Каждому специалисту, работающему в коллективе, нужно найти то дело, в котором он наиболее компетентен и может добиться реального успеха. В нашей школе сложилась добрая традиция – праздники отмечать вместе. И это правильно. В жизни человека, тем более педагога, всегда должен быть праздник!

Лучшее, что есть в моей работе, – преподавательская деятельность, возможность поделиться с людьми тем, чем владею сама. Хотя как директору, мне, приходится часто решать проблемы хозяйственные.

Иногда на семинарах директоров слышу: вот, мол, работы выше головы, ни днем, ни ночью покоя нет, в каникулы работа снится, надоело! Мне хочется сказать: «Но ведь вы согласились стать руководителем, следовательно, вам это нравится. Рассчитывайте только на себя и делайте свое дело только хорошо!»

Конечно, любому лидеру тоже нужно черпать откуда-то силы. Я их набираюсь, общаясь с коллегами, друзьями, близкими людьми. У меня замечательный муж. Анатолий Васильевич – очень образованный человек, знает историю. Он всегда поддерживал и понимал меня. Мы вместе уже 35 лет. Все это время возле меня его доброта, чуткость, понимание…

Друг профсоюза

Авторитет профсоюзного комитета в школе высок, и с ним считаются. Председателю профкома Елене Карпович хватает забот. На обязательных еженедельных летучках профактива обсуждается и как пройдет праздник, посвященный Дню учителя, и какие листовки нужно выпустить, и все ли дети работников обеспечены детскими садами.

В профкоме люди подобрались деятельные, а главное – сама Елена Карпович постоянно ищет что-то новое, интересное в профсоюзной работе. Дела сами за себя говорят. Налажена информационная работа, регулярно обновляется профсоюзный уголок. Хорошо трудится детский сектор профкома, проводятся конкурсы рисунков детей сотрудников, организуется летний отдых. Стали частыми встречи педагогов с юристом из горкома профсоюза.

Директор школы о председателе профкома отзывается тепло: «Елена Эдуардовна умеет зажечь, подкупают ее энергия, улыбка, доброе отношение к работникам». Сама же председатель считает, что ей просто повезло с коллективом, потому что все инициативные и никого не приходится упрашивать.

«Поднять имидж профсоюза можно только конкретными делами, – считает Елена Карпович. – От их результативности будет зависеть, пойдут ли за нами и те, кто уже состоит в нашей организации, и те, кто сомневается, нужна ли она. А мы уверены в необходимости профессионального сообщества. Умелое сочетание в профсоюзной работе компромиссов и принципиальности помогает сделать жизнь наших работников лучше».

Так сложилось, что всю себя преподаватель истории, директор Татьяна Юрьевна Довженко отдает школе. Никогда она не дозировала своих сил – ни в те далекие годы, когда начинала молодым специалистом, ни когда трудилась по партийной линии, ни позже, в пору беспокойного директорства… Вот и сейчас, несмотря на все успехи, на лаврах почивать не собирается. Первоочередные задачи: добиться, чтобы скорее открылся плавательный бассейн, переоборудовать школьные мастерские – ребята не должны учиться на старом оборудовании… А завтра жизнь подкинет новые идеи. И они воплотятся с блеском. Татьяна Довженко по-другому не умеет.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте