Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

…Да забыли про овраги. Сюжет о скучающем ученике по-прежнему актуален

Учительская газета, №42 от 20 октября 2009. Читать номер
Автор:

По пустынной улице к остановке спешит одинокая женщина. Смотрит на часы – половина двенадцатого ночи. Тревога на лице запоздалой горожанки усиливается, когда к ней приближается ватага подростков, явно принадлежащих к группе неформалов – любителей острых ощущений. Звучит банальный вопрос: «Время не подскажете?» И тут напряженность ситуации мгновенно исчезает. «Марья Ивановна!» – удивленно восклицает один из подростков.

Но помогут ли эти меры героине ролика «»? Ведь учительница игнорирует желания девочки, послушной и способной ученицы. Мол, педагог лучше знает, какую профессию выбрать в будущем девочке. Позже та своей наставнице спасибо скажет. И разрешит ли педагогический совет ситуацию, когда ученица не признает школьную форму? «А я за нее не голосовала!» – отвечает упрямица на все доводы дежурного учителя.

Учительница тут же берет реванш, распекая своего подопечного и за внешний вид, и за позднее гулянье, и за плохую учебу. Грозит даже оставить на второй год. Этот актуальный сюжет под названием «Если родители не справляются» в числе других был представлен конкурсантам в номинации «Родительское собрание». Каждому участнику необходимо было высказать свое мнение по поводу увиденного, ответить на один из вопросов жюри, а затем всем вместе выработать общее решение по той или иной проблеме.

Надо сразу отметить, что сюжеты, автор которых Дмитрий Гущин – «Учитель года-2007», охватывали широкий спектр проблем, которыми так богата нынешняя жизнь. Создателям коротких сюжетов нужно отдать должное за актуальность, точность и многоплановость видеороликов. По каждому из них можно было спорить и дискутировать долго. Но необходимо уложиться в несколько минут.

Мозговой штурм

Конечно, авторитарный стиль поведения учительницы в данном сюжете вызвал единогласное осуждение. Недопустимо запугивать подростка плохими отметками, угрозами оставить на второй год. Это отметили все конкурсанты-зрители. Были даже такие высказывания, что свободное от учебы время – это личное время ученика. Кстати, во всех группах (а сюжет на ту или иную тему смотрели вместе пять человек) находились педагоги – ревнители позиции «ребенок всегда прав, дайте ему больше свободы». Но весь вопрос в том, до какого предела могут доходить границы этой свободы. Учитель математики из Республики Ингушетия Беслан Беков очень точно сформулировал вопрос: «Почему мы не говорим о родителях ребенка? До 18 лет они ответственны за воспитание. Скоро полночь, а их чадо гуляет на улице». Дмитрий Поносов, учитель истории пермской школы №2, был солидарен с коллегой. Он посетовал на то, что учителя часто берут на себя роль родителей. (Тут же в который раз возникло сожаление о том, как не хватает в педагогической практике мужского подхода к решению проблем.) Но на дискуссию времени у конкурсантов не было. Ведь надо было всем группам сообща мозговым штурмом одолеть проблему и «выдать на-гора» мудрое педагогическое решение. Догадаться, каким оно будет, было нетрудно. Учителю предлагалось узнать, чем интересуется подросток, почему его привлекает именно эта субкультура, дать возможность проявить себя в другом качестве через определенные мероприятия. И, конечно же, важно установить контакт с родителями.

Деньги и оценки. Чья власть?

Думаю, полезность и неоценимая заслуга новой номинации в конкурсе в том, что она позволила иначе посмотреть на учителя, увидеть всю сложность задач, которые ему приходится решать каждый день. А каковы возможности его педагогического инструментария?

Сюжет на тему «Папа – спонсор» как никогда актуален в сегодняшние дни. Как выстраивать отношения с таким родителем, чей сын или дочь учится в классе? Директор ведь настоятельно советует учителю избегать неудовлетворительных отметок. Мол, папа так старается, с его помощью улучшается материальная база школы. Вот и в кабинете учителя скоро появится новое оборудование. Так что есть все основания держаться за ученика – «золотую рыбку». «Троечку-то поставьте Иванченко, – напутствует директор учителя химии, – вам все коллеги только спасибо скажут». Очень реалистичную ситуацию конкурсанты разрешили почти сказочным путем, когда все довольны и все счастливы. Отдав должное директору – он заботится о материальной базе, пощадили также учителя и ученика, разведя их в разные стороны. Ученика перевести в другую параллель, создать ситуацию успеха (нет бесталанных детей). По-научному это называется индивидуальная образовательная траектория. Родителя «неуча» еще раз поблагодарить за неоценимый вклад в укрепление материальной базы. Таким образом, все остаются в выигрыше.

Невольно вспоминается пословица: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Явно недоставало в этой номинации оригинальных «прорывных» решений.

Сигнал для учителя

Жюри, которое возглавлял председатель московского городского Совета родителей Владимир Извеков, своими вопросами пыталось «нащупать» индивидуальность, «особинку» каждого участника конкурса. По-настоящему интересным разговор становился тогда, когда учителя, рассуждая о проблеме, делились своим опытом, раскрывали свои секреты мастерства. Так, к примеру, разговор об одаренных детях (видеоролик «Ты можешь больше») быстро перешел в дискуссию. Почему талантливые дети становятся тяжким бременем для школы? Герой сюжета явно скучает на уроке.

Татьяна Кривоногова,учитель истории школы №2 г. Новодвинска, вовремя подала нужную реплику:

– Если ученику неинтересно на уроке, то это прежде всего сигнал для учителя!

Сергей Данилов, преподаватель географии гимназии №1

г. Ядрина Республики Чувашия, возражает:

– Но в классе много других учеников, для которых этот учитель самый лучший.

Николай Егоркин, физик ушакинской средней школы №1 Ленинградской области:

– Ну и что! В классе знаю потенциал каждого, «вцепляюсь» в талантливого ученика сразу и не отстану, пока не увижу результата. Неинтересно на моем уроке? Почему? Я бы попытался сблизиться с учеником, вывести его на откровенный разговор. Обязательно поговорить с родителями. Очень многое можно понять в процессе личностного близкого общения.

– А если родитель не пойдет на такой контакт? – задает вопрос один из членов родительского жюри.

– Не может быть! – уверенно заявляет Николай Сергеевич. – Разговор о самом себе – один из самых приятных.

– А в нашей школе, – продолжает тему Ульяна Чернышова, учительница русского языка и литературы из Смоленской области, – каждый ученик может прийти к любому учителю на консультацию, за разъяснением вопроса, попросить помощи. Для этого установлено специальное время. Ко мне, к примеру, приходят ребята из разных классов. Это важно и для взрослых, и для детей. Отношения становятся другими, возникает атмосфера доверия, сотрудничества. Занятия все бесплатные.

Светлана Ефимова, учитель физкультуры из Санкт-Петербурга, вносит свою лепту в копилку опыта:

– А я беру способных учеников себе в помощники. Дело находится любому из них.

– Мне бы хотелось думать, что сюжет о скучающем ученике для нашей школы не актуален. Такая апатия – сигнал учителю о необходимости повышения своей квалификации, – подводит черту Татьяна Кривоногова.

Три пишем, два в уме

Очень своевременный вопрос возник у Людмилы Сюкиевой, учительницы физики Троицкой гимназии Республики Калмыкия.

Комментируя диалог учителя и родителя (ролик «Аттестат за спортивные достижения»), Людмила Дорджиевна воскликнула: «Ну почему мы все время бичуем себя? Должен учитель быть принципиальным или нет?»

Хорошо, что у участников конкурса возникали такие вопросы. Ведь они актуальны для каждого педагога. Остроту вопросов при выставлении оценок, по мнению конкурсантов, должен снять единый государственный экзамен. Независимая аттестация ждет каждого ученика, и родители должны понимать, что их задача – настроить своего ребенка на учение как на труд по добыванию знаний. Работы в этом направлении – непочатый край.

Растим наперекор

Установление тесного контакта с учениками, его родителями, вынесение вопросов на педсовет, педагогический консилиум – самые распространенные меры, которые предлагали конкурсанты для решения всех проблем, – так или иначе были отражены в видеосюжетах. Довольно часто повторялось словосочетание «индивидуальный образовательный маршрут ребенка».

Но помогут ли эти меры героине ролика «Растим наперекор»? Ведь учительница игнорирует желания девочки, послушной и способной ученицы. Мол, педагог лучше знает, какую профессию выбрать в будущем девочке. Позже та своей наставнице спасибо скажет. И разрешит ли педагогический совет ситуацию, когда ученица не признает школьную форму? «А я за нее не голосовала!» – отвечает упрямица на все доводы дежурного учителя.

И кто убедит маму (видеоролик «Учительский сын») в том, что ее диктат в отношении выбора сына чреват непредсказуемыми последствиями?

Недаром обсуждение многих вопросов продолжалось уже не за столом в классе, а за его пределами. Как заметила член жюри Ирина Васина, председатель родительской общественности при Управлении образования Северо-Восточного столичного округа, вопросов теперь у нее появилось больше.

– Чего не хватает сегодня нам, родителям? – задумалась Ирина Владимировна. – Еще не отработаны полностью механизмы включения общественности в решение всех насущных проблем школьной жизни. Родители должны стать равноправными участниками образовательного процесса. Думаю, появление во Всероссийском конкурсе «Учитель года» номинации «Родительское собрание» нам поможет в этом.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту