Цели урока: Учащиеся должны усвоить, какие органы называются правоохранительными и в чем состоит основная цель их деятельности; понимать, что такое судебная власть, уметь объяснять, что делает судебную власть независимой и самостоятельной; уметь видеть и выстраивать логические взаимосвязи основных понятий урока; различать, в какой из правоохранительных органов следует обращаться в том или ином случае: решать учебные задачи.
Основные понятия: Правоохранительные органы, судебная власть, прокуратура, органы внутренних дел, нотариат, адвокатура (часть понятий следует дать лишь в ознакомительном плане).
Методические рекомендации
Урок охватывает очень большой перечень понятий, которые хорошо знакомы учащимся на уровне бытовых представлений, полученных из книг или кинофильмов. Наша задача – собрать разрозненные бытовые представления учащихся о суде, милиции, прокуратуре в единое понятие «правоохранительные органы».
Как организовать стадию вызова на этом уроке? Как включить класс в работу? Можно предложить ситуацию на тему самосуда. Затем поставить следующие вопросы:
1. Каким одним словом можно определить то, что описано в ситуации?
2. То, что описано, называется самосуд. Считаете ли вы его допустимым? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Что главное в наказании?
Далее идут два вопроса с так называемым эмоционально сбивающим фактором.
4. А если виновного наказали справедливо, поскольку есть неопровержимая уверенность, что преступление совершил именно он? Как быть в этом случае? Можно ли оправдать самосуд?
5. А если нет уверенности, что полиция будет заниматься этим делом? Маленький городок, виновный легко уйдет от рук правосудия, откупится наконец. Как быть в этом случае? Можно ли оправдать самосуд?
И в конце обсуждения учащимся можно предложить закончить следующую фразу: «Да воздастся виновному по…» (учащиеся скажут по справедливости, по закону, по суду). Это ключевые слова темы, поэтому данная фраза может стать эпиграфом урока.
Еще один из возможных вариантов организации стадии вызова лежит через актуализацию личного опыта учащихся. Перед ними ставится вопрос: куда бы вы посоветовали обратиться, если бы у вашего знакомого случилось ЧП? (Какое? Например, его незаконно уволили с работы, а сегодня потерять работу – действительно ЧП.)
На доске можно нарисовать простейшую схему.
Куда следует обратиться? К адвокату, в прокуратуру, в суд.
1. Чем помогут эти органы?
2. Как вы думаете, в чем основная функция этих органов?
3. Почему они называются правоохранительными органами?
Так постепенно учащиеся подходят к понятию «правоохранительные органы». Как организовать работу с этим понятием?
В соответствии с планом данного урока следующий этап работы связан с понятием «суд». И вновь наиболее эффективный путь – актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений. Попробуйте поставить прямой вопрос: какие ассоциации у вас возникают со словом «суд»? (Вероятный ответ – судья). Что вы знаете или думаете, что знаете, о судье?
Учитель записывает на доске вопрос: кто такой судья, какой он?
Далее предлагает каждому самостоятельно ответить на этот вопрос (ответ записать в тетради). Это индивидуальная работа. Далее учащимся предлагается обсудить тот же вопрос, но уже парами, попытаться услышать другое мнение. Затем ребята объединяются в группы и формулируют уже мнение группы относительно того, кто такой судья, какой он.
Учитель записывает все названные характеристики судьи на доске в форме большой ромашки или составляет кластер. В кластере могут появиться такие слова, как «профессионал», «человек в мантии», «неподкупный», «справедливый» и т.д.
Учитель благодарит ребят за высказанное мнение и задает вопрос: достаточно ли полная картина представлений о судье получилась даже в результате коллективного обсуждения? Проверить себя учитель предлагает, обратившись к официальному документу – тексту Конституции Российской Федерации.
Учащимся предлагается прочитать ст. 119, 120, 121, 122, 124 Конституции Российской Федерации. При этом они получают следующее задание: «Найдите в этих статьях информацию о судьях, которая уже известна вам (отметьте знаком +), найдите сведения, которые оказались для вас совершенно новыми (отметьте знаком -), и, наконец, то, о чем вам хотелось бы узнать побольше, поподробнее (отметьте знаком ?)». Так организуется стадия осмысления материала.
Итак, что же нового, дополнительного узнали ученики, работая с документом? Информация резюмируется в следующую логическую схему. Судьи – независимы, несменяемы, неприкосновенны.
Имеют высокую квалификацию, стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет. Финансируются из федерального бюджета.
Стадию рефлексии по работе с понятием «суд» можно провести следующим образом. Предложите учащимся закончить фразу: «Престиж суда – это престиж…».
Следующий шаг работы на уроке связан с понятием «судебная система».
Дополнительный материал для учителя
Задачи и функции правоохранительных органов. Правоохранительные органы составляют обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, собственность, государство и его институты, природу, животный мир и т.д.
Началом к деятельности правоохранительных органов в каждом случае является сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо о необходимости их предупреждения. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций.
Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только в соответствии с законом. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
Правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую, подготовку.
Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению всеми должностными лицами и гражданами. невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции.
Правоохранительные органы осуществляют определенные функции:
а) конституционного контроля;
б) отправления правосудия;
в) прокурорского надзора;
г) расследования преступлений;
д) оперативно-розыскной деятельности;
е) исполнения судебных решений;
ж) оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;
з) предупреждения преступлений и иных правонарушений.
Суды. Судебная власть – это одна из ветвей государственной власти. Судебная власть представлена в виде системы всех судов, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых демократических принципах судопроизводства. Только суды осуществляют правосудие в Российской Федерации.
Действуя независимо от других властей, они решают споры о нарушенном праве, тем самым отстаивая законность и правопорядок от посягательства на них кого бы то ни было.
«Третья власть» осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Она устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
Судебная система Российской Федерации включает следующие органы правосудия:
Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации;
Верховные суды и Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации;
суды краевые, областные, автономной области, автономного округа;
арбитражные суды краевые, областные, городские, автономной области, автономных округов;
суды городские, районные;
мировые и военные суды.
Сегодня суды осуществляют правосудие, защищают интересы граждан, права и свободы человека. А когда появился этот институт государства? Можно напомнить учащимся некоторые известные им из истории факты.
Суды возникли вместе с государством и по мере его развития выделились в самостоятельные органы. В первобытном обществе такого института не было. Все споры и конфликты разрешались старейшинами и вождями на основе существовавших обычаев. В рабовладельческих государствах суды защищали интересы господствующего класса. В Древней Греции и Древнем Риме суды защищали только свободных граждан. Рабы не могли быть даже свидетелями. Их убийство оставалось безнаказанным. Если раб был в чем-то виновен, то над ним вершилась только внесудебная расправа.
Отличительной особенностью судов средневековья была их сословность. Феодальное право открыто закрепляло юридическое неравенство людей разных сословий. Поэтому существовали разные суды – церковные, крестьянские. Что касается крупных землевладельцев, то они фактически имели судебный иммунитет. Система вассалитета обеспечивала им возможности оставаться безнаказанными.
История русского суда берет начало во времена Киевской Руси, когда суд творился князем и его представителями – посадниками и тиунами. В русском централизованном государстве высший суд осуществляли царь и Боярская дума. В эпоху Петра I и позднее высшей судебной инстанцией был Сенат. Тогда в систему судебных органов входили уездные и земские суды – для дворян, городские и губернские – для горожан, нижняя и верхняя расправа – для свободных крестьян.
Важной вехой в истории российского суда была судебная реформа 1864 г., в ходе которой утверждались главные принципы буржуазного судопроизводства: бессословность суда, состязательность сторон, гласность судопроизводства.
Уместно напомнить учащимся также историю суда при советской власти, в том числе о трагическом периоде, когда роль судебных органов на себя взяли органы внесудебной расправы над людьми: ВЧК, «двойки», «тройки», особые совещания.
Судебная система в России состоит из трех ветвей.
Конституционный суд Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации возглавляет первую ветвь. В настоящее время в большинстве стран с развитой демократией существует специальный орган, осуществляющий конституционный надзор. Система этих органов весьма разнообразна и во многом зависит от политических традиций той или иной страны. В ряде государств (США, Дания, Мексика) проверку конституционности законов осуществляют все суды без исключения. В других странах, например в Австралии, Индии, Ирландии, такую проверку осуществляет только верховный суд. В некоторых государствах конституционный контроль осуществляют специальные конституционные суды (Германия, Италия).
Конституционный суд создается и функционирует в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, поддержания верховенства и прямого действия Конституции на всей территории Российской Федерации.
Полномочия Конституционного суда определены Конституцией Российской Федерации (ст. 125) и Федеральным законом «О Конституционном суде Российской Федерации». Он наделен правом толкования Конституции Российской Федерации, разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов президента, Совета Федерации, Государственной думы, правительства, конституций республик, законов и нормативных актов субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации.
Конституционный суд правомочен выносить решения по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Он проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле. По запросу Совета Федерации Конституционный суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Конституционный суд Российской Федерации наделен правом выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Конституционный суд состоит из 19 судей, назначенных Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьей Конституционного суда может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший к дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.
Верховный суд Российской Федерации. Верховный суд Российской Федерации возглавляет вторую ветвь системы органов судебной власти.
К судам общей юрисдикции относятся: Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные, суды автономных округов и областей, районные (городские) суды, военные суды: гарнизонов, армий, флотилий и т.д.
Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный суд Российской Федерации как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, дает разъяснение по вопросам судебной практики.
Верховный суд Российской Федерации:
1) в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
2) изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел;
3) осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений пленума Верховного суда Российской Федерации;
4) разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации.
Верховный суд Российской Федерации действует в составе:
1) Пленума Верховного суда Российской Федерации;
2) Президиума Верховного суда Российской Федерации;
3) Судебной коллегии по гражданским делам;
4) Судебной коллегии по уголовным делам.
Районный суд. Районный суд рассматривает подавляющее большинство гражданских и уголовных дел и является основным звеном судов общей юрисдикции. Районный или городской суд состоит из судей и народных заседателей; возглавляет суд председатель суда.
Районным судам подсудны гражданские дела трех основных категорий: дела, связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых и земельных отношений; дела, возникающие из административно-правовых отношений. Районные суды организуют исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров по уголовным делам, в частности касающихся возмещения ущерба и конфискации имущества. Для этого при судах состоят судебные приставы.
Судьи районных судов назначаются вышестоящими судами, при этом учитывается возраст (не менее 25 лет), образование – высшее юридическое, стаж работы по специальности не менее пяти лет. Кроме этого, в суде имеются консультанты, секретари судебного заседания, делопроизводители, которых принимает на работу председатель суда. Он же организует работу всего аппарата суда, юридическую подготовку народных заседателей, служебную подготовку судей.
Кто такие народные заседатели? Привлечение народных заседателей к судопроизводству началось в первые годы советской власти. Заседания суда тогда проходили публично, были открытыми для всех желающих, и присутствовавшие на них трудящиеся весьма активно участвовали в вынесении приговора. В условиях нехватки судей активность трудящихся в судебных заседаниях всячески поощрялась. Эта форма участия зрителей закрепилась в виде народных заседателей. С 1936 г. участие народных заседателей в рассмотрении дел в первой инстанции стало обязательным. Это положение было закреплено в конституции того времени.
Институт народных заседателей действует и поныне, хотя сегодня он переживает серьезный кризис. Проблем много. Одна из них – где найти сегодня народных заседателей, как оплачивать их труд? Из бюджета суда оплачивается труд только неработающих народных заседателей. Тем, кто работает, платить должно предприятие. Поэтому реально народные заседатели выбираются советами ветеранов и обществами инвалидов в основном из числа пенсионеров.
Суд присяжных. Конституция Российской Федерации фактически возродила еще один интересный институт правосудия – суд присяжных. Он упоминается в ст. 20, где речь идет о праве на жизнь. Обвиняемому за особо тяжкие преступления предоставляется право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Традиционно с 1864 г. суд присяжных состоит из 12 человек основных и 2 запасных присяжных заседателей.
Этот институт возродился в 1993 г., будучи законодательно закреплен в Конституции и Законе «О суде присяжных» этого года. Он предусматривает поэтапное введение судов присяжных. Сегодня они действуют в 9 регионах России, в том числе в Ивановской, Московской, Саратовской областях. Интересно, что с их участием качество процессов значительно повысилось. В обычных судах оправдательные приговоры составляют 0,5%. А в судах с участием присяжных – 20%.
Арбитражный суд. Арбитражные суды представляют собой третью ветвь системы органов судебной власти. Они осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений либо из правоотношений в сфере управления.
Арбитражный суд был создан на основании Закона «Об арбитражном суде» от 4 июля 1991 г. Порядок, деятельность и компетенция арбитражного суда определяются также Арбитражно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Арбитражные суды рассматривают и принимают решение по экономическим спорам в сфере экономической и любой другой предпринимательской деятельности.
Арбитражный суд рассматривает споры между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя, а также дела с участием иностранных организаций и граждан, дела о банкротстве предприятий.
Прокуратура. В судебных заседаниях по уголовным делам обязательно участвует прокурор. Он подключается к делу еще до суда. Прокурор в суде – это государственный обвинитель. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «О прокуратуре» на территории нашего государства систему органов прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры республик, краев, областей, автономных областей, округов, городов, районов, военные, транспортные и иные специализированные прокуратуры.
Генеральную прокуратуру возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации. Он назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он издает приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции. Прокуроры всех звеньев и субъектов Федерации назначаются сроком на пять лет.
В соответствии со ст. 4 Закона «О прокуратуре» принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются централизация, независимость, законность, гласность. Органы прокуратуры составляют единую централизованную систему; нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Основной функцией органов прокуратуры является осуществление от имени Российской Федерации надзора за исполнением действующих законов. По фактам нарушений закона прокурор:
вносит представление об устранении нарушений;
опротестовывает правовой акт, противоречащий закону;
обращается в суды с требованием о признании правового акта недействительным;
выносит постановление об освобождении лица, незаконно задержанного;
возбуждает дела по нарушениям закона.
При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению правонарушений, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
Органы прокуратуры осуществляют еще и такие функции, как уголовное преследование, участие прокурора в рассмотрении дел судами, координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью. В районной и городской прокуратурах имеются заместители прокуроров, помощники, следователи. Следователи проводят предварительное расследование преступлений.
Милиция. Органы внутренних дел России обеспечивают охрану общественного порядка, защиту прав и свобод человека, охрану законных интересов государственных и негосударственных предприятий, организаций различных форм собственности, трудовых коллективов, осуществляют борьбу с преступностью и иными правонарушениями.
Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации. Основными структурными звеньями этой системы являются:
1) министерства внутренних дел республик;
2) главные управления внутренних дел краев, областей;
3) управление внутренних дел на транспорте;
4) районные, городские отделы внутренних дел.
Одним из основных структурных подразделений органов внутренних дел является милиция. Милиция в России призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Она наделена правом применения мер принуждения.
Милиция имеет специальные подразделения, например уголовный розыск, отделение по борьбе с экономическими преступлениями, охраны общественного порядка, Государственная инспекция по безопасности дорожного движения, паспортно-визовая служба, отделение по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних, следственные подразделения.
В соответствии с Законом «О милиции», она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. У каждого работника милиции существуют свои функциональные обязанности, но самая главная – это предупреждать и пресекать любые нарушения закона, в том числе преступления, точно исполнять требования закона.
Следователи – особо уполномоченные государственные лица, которые в соответствии с законом устанавливают событие преступления, занимаются розыском и изобличением виновного в совершении преступления, принимают меры по возмещению причиненного преступлением ущерба, устранению причин и условий совершенного преступления, по предупреждению совершения новых преступных деяний. Для выполнения этого следователи наделены специальными полномочиями, перечень которых указан в Уголовно-процессуальном кодексе.
Если следователем собраны доказательства виновности лица в совершенном преступлении, то он, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляет материалы уголовного дела через прокурора в суд. Суд окончательно решает вопрос о виновности или невиновности лица в совершении преступления, а также о назначении виновному соответствующей меры наказания.
Москва
Комментарии