В МИА «Россия сегодня» прошла презентация курса «Основы российской государственности», разработанного в соответствии с поручением Президента России Владимира Путина. Это новая образовательная дисциплина базовой части основной программы на уровнях бакалавриата и специалитета, направленная на совершенствование социально-гуманитарной подготовки студентов российских вузов. О возможном содержании курса спорили заранее, по умолчанию обвиняя авторов в политизированности и идеологизированности материалов (а как же иначе?). И вот настал момент, когда его создатели решили открыто обозначить свою позицию. Которую они, впрочем, никогда и не скрывали, просто выпал очень удобный случай.
– Курс создавался огромным коллективом профессоров, педагогов, доцентов, специалистов в самых разных областях и сферах – более 7 тысяч ученых из 600 российских университетов и исследовательских институтов, – рассказала заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова. – Будучи междисциплинарным, курс хорошо воспринят первокурсниками. Хочется сказать спасибо коллективу РАНХиГС, который провел огромную работу по подготовке преподавательского состава к преподаванию этой дисциплины. Безусловно, в столь короткое время такую внушительную задачу можно было решить только очень большим коллективом профессионалов. У нас создано 11 опорных и 27 методических центров, которые будут координировать и сопровождать реализацию курса. Работа продолжается, курс постоянно совершенствуется, мы намерены пополнять его методическими рекомендациями, дидактическим и наглядным материалом.
– Что касается якобы засилья идеологии в этом курсе, то давайте посмотрим на это с другой стороны, – предложил советник президента – председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев. – У нас многие не любят слово «идеология», как будто это что-то плохое. Но идеологией ведь пронизаны любые общество и государство, и они в принципе не могут существовать без нее и вне ее. Да, у нас в Конституции прописано отсутствие какой-либо одной государственной идеологии, но на самом деле они у нас есть, и довольно разные. А разве на Западе не так? Разве у ЛГБТ, феминистов, «зеленых» и тому подобных нет собственной идеологии, подчас довольно радикальной?
Валерий Фадеев напомнил о том, что большинство учебников для школ, ссузов и вузов, созданных у нас в 90‑е годы, тоже были пронизаны идеологией, но чуждой, не нашей. До определенного момента она пользовалась успехом, пока люди не поняли, что она искажает историю нашей страны, заставляет «платить и каяться» за все сделанное (или несделанное) нашими предками. Более того, это учащимся преподносилось как данность, мол, все именно так и было.
– А задача нового курса – раскрепостить студентов, дать им более широкий взгляд, – отметил председатель Совета при Президенте РФ. – В нем предусмотрено много дискуссий по самым разным вопросам. Мы не отрицаем, что за века своей истории наша страна существовала в разных формах, тем не менее всегда было и остается нечто очень важное, что позволяет сказать: это наша Родина! И хочу обратить внимание, тут не просто пафосные рассуждения, курс построен на очень прочном научном фундаменте. Макс Вебер, великий немецкий социолог, рассуждая насчет целей и ценностей, говорил, что люди чаще принимают решение, исходя именно из ценностей, а не из целей, ценности лежат в основе всего, определяют ход истории. Вот как раз у нас в курсе ценностный подход преобладает. И это очень серьезный шаг, поскольку он позволяет задать нашим ученым – социологам, политологам, экономистам – вопрос, готовы ли они предложить ценностный подход в преподавании.
Декан факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова, председатель Совета директоров Экспертного института социальных исследований, член-корреспондент Российской академии наук Андрей Шутов высказал мнение, что мы присутствуем при историческом событии – в социально-гуманитарные курсы возвращается ценностная составляющая, основанная на наших национальных и государственных интересах. Что же касается междисциплинарного подхода, то, как известно, все крупные открытия делались на стыке разных полей. И курс охватывает сразу несколько очень важных сфер, объединяя философию, социологию, психологию, право и пр.
– Хочу напомнить, в СССР политология и социология существовали в частичной форме – как часть марксистско-ленинской философии, – сказал Андрей Шутов. – Политологию как «преподавание политики в университетах» император Николай I запретил в 1835 году, усмотрев в ней вред государственности. В 1989 году она вроде бы вернулась, но некоторое время развивалась полуподпольно. То есть традиций преподавания этого предмета у нас в стране не было, исследования проводились в рамках других полей. Поэтому было решено обратиться к иностранному опыту. Стали переводить чужие учебники. И вместе с переводами, с контентом мы переняли ценности, которые работали и работают до сих пор. Увы, и идеологию тоже. Поэтому, когда наших чиновников и политиков обвиняют в евроцентризме и западоцентризме, все это только потому, что они учились по таким учебникам.
Но, по словам Шутова, были другие подходы, основанные на наших интересах и традициях. Многие российские ученые, в том числе и из региональных научных школ, проводили собственные исследования, основанные на нашем опыте. Эти труды сейчас имеют огромное значение для переформатирования системы преподавания. Но важно понять главное: если взять любой западный учебник по политологии, там первая глава всегда посвящена американским или европейским ценностям и моделям демократии. А у нас этого не было, мы подстраивались под Запад, их ценности. И когда назрело, когда государство поняло, что надо что-то делать, возникла потребность внести изменения в Конституцию РФ, что и было сделано. А курс «Основы российской государственности» предназначен как раз для первого курса, чтобы потом студентам было проще осваивать другие предметы уже в этом ключе, имея представление о наших национальных интересах.
У участников пресс-конференции возник закономерный вопрос: как удалось нескольким коллективам педагогов и огромному профессорско-преподавательскому сообществу прийти к единому результату?
– В основе всего лежат наши многолетние исследования в области традиционных ценностей, – сказал профессор кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова Сергей Перевезенцев. – К сожалению, вынужден констатировать: значительная доля наших коллег смотрят на все глазами англо-саксонских наблюдателей, ибо они воспитаны в этом духе. Я их не осуждаю, это просто факт. Но мы оказались из другой группы и смотрим на страну своими глазами. У нас есть книги про русский смысл, русские ценности, Русский мир. И поэтому 23‑25 авторских листов нам удалось сделать всего за 4 месяца, потому что все было уже написано раньше. У нас были готовые ответы на все вопросы, единая методология, основанная на цивилизационном подходе, в основе которого лежат все те же ценности. И мы сразу решили воспитывать у студентов научное мировоззрение, чтобы они воспринимали мир как противоречивый, умели рассматривать любую проблему с разных точек зрения, критически воспринимать все факты и явления.
Профессор МГУ признался: сотрудники его вуза проводили обширное социологическое исследование с целью выяснить отношение современной молодежи к государству. Вопреки ожиданиям, оказалось, что в молодежной среде есть явный запрос на сильное и крепкое государство. То есть они вовсе не хотят его разрушить, а готовы поддержать и защитить, если потребуется. Поэтому можно вздохнуть спокойно, ибо теперь мы знаем, кому передать нашу страну.
Как рассказал проректор РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин, не так давно на одном крупном мероприятии он спросил, как присутствующие в зале понимают, что такое государство. Оказалось, что две трети участников до сих пор оценивают его с чисто марксистско-ленинских позиций, то есть как аппарат подавления личности. Однако создатели нового курса воспринимают государство как институт организации развития личностей.
А профессор кафедры государственной политики факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова Вардан Багдасарян еще раз напомнил о том, что при достижении любого результата в качестве точки отсчета всегда нужно брать именно ценности, которые в свою очередь определяют цели, проблемы и средства. А если так, то без идеологии существование как государства в целом, так и любого сообщества в частности в принципе невозможно.
– Долгие годы пришедшая с Запада методология подводила учащихся к тому, что Россия – это какая-то патология, аномалия, – сокрушался профессор. – А директор Центра устойчивого развития при Колумбийском университете Джеффри Сакс, анализируя то, что «цивилизованный мир» сделал с нашей страной, даже открыто признавался, что они «положили больного на стол, вскрыли грудную клетку, и внезапно выяснилось: у него другая анатомия!». И вот в этой парадигме у нас и шло все образование, когда наши проблемы пытались решать методами, которые где-то, может быть, и показали себя хорошо, но у нас они просто не работают. Сейчас мы сделали выбор в пользу цивилизационного подхода. И в курсе «Основы российской государственности» дано четкое понятие, чем наши ценности отличаются от европейских и американских.
Разработчики курса вспомнили о том, что любая власть зиждется на четырех китах – политике, экономике, идеологии и армии. Стало быть, и здесь тоже без идеологии никуда. К тому же те учебники, которые начиная с конца 80‑х у нас переводили и по ним учились, «были написаны западными учеными для туземцев, а нас они воспринимали как тех самых туземцев».
Отмечалось также, что молодежь выступает за защиту прав человека. Однако и здесь надо понимать: на Западе под этим словосочетанием понимают защиту каждого отдельно взятого индивидуума, то есть атомизацию общества. А у нас ставка сделана на укрепление государства, главная задача которого как раз и состоит в защите прав каждого из своих граждан. Почувствуйте разницу, как говорится.
И еще неоднократно повторялось, что последние 30 лет мы жили в догматической России, находясь в плену либеральных установок, которые было не принято ставить под сомнение и тем более нарушать, иначе тебя моментально выводили из игры и выносили за скобки, причем именно по идеологическим соображениям, как «элемент, чуждый либеральным идеалам и ценностям».
А курс «Основы российской государственности» – это вовсе не набор альтернативных догм, а попытка понять нашу страну с позиции традиционных взглядов, осмыслить, как традиционные ценности будут работать в будущем.
Как говорится, время покажет.
Комментарии