search
main
0

Цветы весом в 1200 килограммов,

или Мельница счастья кузнеца Яковенко

На фестиваль мужских ремесел «Гвоздь» съехались известные мастера-ремесленники из Карелии и других регионов России. В расширенном формате, когда на одной огромной площадке собираются разные умельцы, мероприятие проходило впервые. До этого фестиваль был чисто кузнечным. И на этом фестивале кузнецы, как и прежде, оказались в центре внимания. Колоритные, фактурные бородачи, словно сошедшие с картин былинные богатыри, притягивали к себе взоры не столько своим внешним видом, сколько виртуозным владением молотом, исходящими при каждом движении силой и надежностью.

У кузнецов фестиваль с самого его зарождения пользуется особой популярностью. Москвич Вячеслав Яковенко признался, что, несмотря на занятость, в своем плотном рабочем графике всегда находит время для приезда в Кижи. Это его уже четвертый фестиваль.
– Нравится здесь, удается с коллегами пообщаться, – говорит Вячеслав. – Кузнечное дело – одно из самых древних ремесел. Рад, что сейчас оно хоть и медленно, но возрождается.
Он не согласен с теми, кто утверждает, что в век инновационных технологий кузнечное дело – это прошлый век.
– В любой профессии главное – болеть делом, – как о чем-то давно выношенном признается мастер. – Надо не только любить металл, обязательно должна быть художественная жилка. Все начинается с эскиза, свое будущее изделие я прорисовываю сперва на бумаге.
Еще мальчишкой со старшим братом Дмитрием на огороде у деда они соорудили свою первую кузницу – делали в мангале гвозди. Вместо наковальни использовали кусок рельса. Из алюминиевого бидона смастерили горн, из ДСП и кожзаменителя, которые нашли в сарае, – клинчатые меха. Потом сделали простенький навес от дождя. Чем не кузница?
В военном городке Загорянка, неподалеку от Москвы, откуда братья родом, с удовольствием занимались исторической реконструкцией, устраивали битвы. Для будущих сражений собственноручно изготавливали оружие, доспехи. Без кузницы в таком деле никак не обойтись!
– Потом мы уже купили наковальню на рынке, – вспоминает Вячеслав, – как сейчас помню, за 300 рублей. Стали делать инструмент.
Позже у братьев в деревне под Рязанью появилась более современная кузница с электричеством, крытая рубероидом. Вячеслав тогда уже учился в Мытищинском машиностроительном техникуме на автомеханика. Но детское увлечение не прошло даром, оно переросло в будущую профессию. Окончив Московский государственный вечерний металлургический институт, где было кузнечное отделение, Яковенко стал работать в одной из столичных кузниц.
Через год мастеровой юноша стал собственником этого кузнечного предприятия. Основная направленность – архитектурная ковка, изготовление перил, балконов, ограждений и других заказов. Кроме того, кузница Яковенко делает металлическую часть столярных инструментов. Это топоры, тесла, скобели, которые не выпускает наша промышленность.
Как известно, один из главных героев карело-финского эпоса «Калевала» кузнец Илмаринен выковал мельницу Сампо, ставшую источником счастья и благополучия:
Он кузнец и первый в мире,
Первый мастер он в искусстве,
Ведь он выковал уж небо,
Крышу воздуха сковал он.
У Яковенко, члена Союза кузнецов России, тоже есть своя мельница счастья – наиболее сложные и при этом любимые работы. Одна из них – двадцатиметровые цветы из железа весом 1200 килограммов для универмага «Цветной».
– По реставрации много работали,- рассказывает мастер. – Например, участвовали в обновлении усыпальницы известной династии купцов Соловьевых. Сейчас в работе четыре оградки из древнейшего некрополя Донского монастыря. Некрополь – место упокоения многих выдающихся деятелей русской церковной, политической и военной истории, литературы и искусства.
Яковенко гордится и тем, что через его руки прошел такой уникальный заказ, как изготовление пристенного столика в стиле ар-деко по мотивам Эдгара Брандта, французского кузнеца.
– Невероятно сложная вещь, – рассказывает он. – Я покупал четырехмиллиметровые шарики от подшипников и напаивал их аргоном на цветочки. Ни одного сантиметра непрокованного, ни одного стандартного сечения. Два месяца работы. Столик ушел в частную коллекцию. Самое интересное в нашей работе – созидание, радость творения.
Чтобы изготавливать такие удивительные вещи, конечно, необходимо обладать высочайшим профессиональным мастерством, быть творцом в душе, чувствовать и знать особенности металла. Например, для архитектурной ковки идет в основном сталь третьей марки, иногда нержавейка по запросу заказчика. Скажем, стамески делают из подшипниковой стали, другие инструменты – из марочной стали.
В профессии кузнеца важна и хорошая физическая подготовка. Вячеслав Яковенко кандидат в мастера спорта по гиревому спорту. Кузнецы очень уважают этот вид спорта. В каждой кузнице есть гири.
– Сейчас уже на соревнования не выезжаю, занимаюсь для себя, – говорит мой собеседник. – Гири помогают в работе, это силовая выносливость.

Кузнечное ремесло, связанное с огнем и таинством превращения металла, издавна окружено множеством поверий. В старину уважение, с которым относились к кузнецу, граничило с почитанием. Думаю, что в XXI веке в этом отношении мало что изменилось, когда речь идет о мастерах своего дела.

о. Кижи, Республика Карелия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте