search
main
0

Цветы садовые. Обеспечение равных стартовых возможностей

Для российской школы традиционной и хорошо отработанной является связь образовательного заведения среднего звена и вуза. Но современный социальный запрос диктуют родители, которые стремятся с колыбели взрастить гениев и вундеркиндов, – нанимают репетиторов или сами обучают детей читать, считать, писать. И вот к учителю начальных классов 1 сентября приходят дети с кардинально различным уровнем стартовых знаний – кто-то еще и карандаш в руках не держал, а кто-то уже бегло пишет и читает. Поэтому все чаще звучит разговор о необходимости установления прочной связки «детский сад – школа», где дошкольное учреждение выполняет определенный заказ на навыки и умения, с которыми малыши придут в первый класс.

Педагоги и воспитатели нашего образовательного учреждения в работе с детьми старшего дошкольного возраста считают приоритетным обеспечение равных стартовых возможностей для учебы детей в первом классе. Детский сад играет исключительно важную роль в общей системе образования. Преемственность дошкольных групп и начальных классов предусматривает следующую взаимосвязь: с одной стороны, перевод малышей-выпускников в школу с таким уровнем общего развития, который отвечает учебным требованиям, с другой – опора образовательного учреждения на знания, умения и навыки, которые уже сформированы в саду.Мы видим общность наших наставнических усилий в том, чтобы процесс развития личности ребенка шел плавно, беспрерывно, последовательно на всех этапах взросления – от воспитанника детского садика до школьника. Идею преемственности реализует в нашей школе методическое объединение, работающее с дошкольными группами и начальными классами. Деятельность этого объединения учителей и воспитателей сконцентрирована на том, чтобы создать единую линию личностного роста ребенка, а также на придании педагогическому процессу целостного, последовательного и перспективного характера.В работе над формированием и упрочением преемственности мы реализуем следующие этапы: планирование совместных мероприятий детского сада и начальной школы, мониторинг и коррекция развития детей различными специалистами, посещение уроков в первом классе, открытых занятий в дошкольных группах, создание портрета выпускника садика, анализ проделанной работы и перспективы на следующий учебный год.Разумеется, воспитатели групп детского сада должны хорошо знать требования, которые предъявляются к детям в начальной школе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к поступлению. Мы отслеживаем новые образовательные тенденции и стараемся своевременно реагировать на изменения не только в содержании обучения, но и в методике. Учителя первых классов для повышения эффективности на занятиях используют игровые приемы, традиционные для дошколят, а воспитатель детского сада со своей стороны включает в процесс работы с малышами специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их и тем самым формируя у детей предпосылки к учебе. Непосредственно образовательная деятельность – эта форма занятий в детском саду предшествует уроку в первом классе.В большой мере успех и продуктивность нашей работы зависят от того, насколько сплоченно сотрудничают педагогические коллективы школы и сада, насколько конструктивен и оперативен диалог. Мы стараемся наладить общение, взаимообмен опытом, передовыми идеями. В начале каждого учебного года совместно разрабатывается план мероприятий по реализации преемственности. Мы проводим научно-практические семинары, дни открытых дверей, родительские собрания в подготовительных группах садика, психологическую диагностику готовности к школе. Поддерживая друг друга, мы проводим работу с родительским сообществом, обучаем и поддерживаем новых специалистов по работе с детьми, анализируем результаты общей деятельности.Деятельность методического объединения по реализации преемственности позволяет воспитателям дошкольных групп детальнее ознакомиться с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в первых классах, определить перспективы личностного роста детей и обеспечить требуемый в школе уровень. А учителя, наблюдая за дошкольниками, проводя с некоторыми индивидуальные беседы, получают возможность при создании образовательной программы опираться на имеющиеся у выпускников садика знания и опыт. И, наконец, школьным педагогам-психологам работа по преемственности дает возможность разработать ряд мероприятий для учителей по адаптации к возрастным особенностям детей и по разработке основных учебных приемов и методик, соответствующих склонностям и возможностям ребят.Согласованная и дружная работа всех участников процесса позволяет оценить уровень готовности наших маленьких выпускников к школе, основываясь на данных наблюдений, посещений занятий, уроков. Думаю, что такое сотрудничество позволит нам и в будущем добиваться максимально положительных результатов. Наставники дошкольников с удовольствием и гордостью следят за успехами своих воспитанников на первых шагах к образованию и оперативно вносят коррективы в свою настоящую деятельность. А учителя могут заранее познакомиться со своими будущими учениками и их родителями.И, наконец, если говорить о наиболее заинтересованной в данном виде сотрудничества стороне образовательного процесса – мамах и папах наших малышей, то реализация взаимосвязи сада и школы закрывает целый ряд вопросов. Во-первых, родители видят, что помимо умения писать, читать и считать до школы у детей появляется серьезная мотивация к учебе. Меняется отношение ребенка к школе – уходит страх перед неизвестным, трудным и скучным, появляются любопытство и интерес к новому, важному и серьезному делу. Родители могут проследить, как планомерно в детском саду закладываются основы необходимых умений и навыков в непосредственно образовательной деятельности.Работа с родительским сообществом ведется на протяжении всего выпускного года: оформляются специализированные материалы – как электронные презентации, так и информационные стенды, посвященные учебной мотивации, вопросам психологической готовности ребенка к школе, проводятся родительские собрания, встречи, где обсуждаются проблемы подготовки к поступлению, происходит ознакомление с программами обучения детей в первом классе. Учителя будущих школьников и педагоги-психологи проводят индивидуальные консультации и отвечают на актуальные вопросы в рамках дней открытых дверей. Все это позволяет снять напряжение и успокоить волнение мам и пап в преддверии начала школьной жизни их ребенка.Таким образом, реализация проекта по преемственности детского сада и учебного заведения не только отвечает на определенный, уже довольно громко звучащий социальный запрос, но и решает вполне практические задачи помощи и содействия воспитателям, учителям и родителям. И, конечно, самым главным участникам образовательного процесса – детям – прочная связь и взаимообщение садика и школы дают возможность развиваться поэтапно и последовательно, а главное – помогают спокойно и уверенно шагнуть из дошкольного учреждения в первый класс.Светлана СТАРИЧКОВА, методист школы №368 «Лосиный остров»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте