Весь 2003 год прошел в боях федерального и местного значения. Профсоюз работников народного образования и науки вкупе с территориальными организациями, политиками, экономистами и законодателями боролись против концепции реформирования оплаты труда, на которой изо всех сил настаивал Минтруд. Протест вызывало явное отсутствие федеральных гарантий для работников региональных и муниципальных учреждений образования. Минтруд отступил, и все подумали, что чиновники поняли свои ошибки. Но не тут-то было.
Совсем недавно регионы снова получили для согласования законопроект на ту же тему и, что интересно, практически в той же редакции.
Напомню: вопрос о том, что концепция Минтруда вызывает неприятие бюджетников, рассматривался на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Позицию профсоюзов поддержали общероссийское объединение работодателей и большинство руководителей региональных органов законодательной и исполнительной власти. Наконец в феврале 2002 года состоялись массовые акции протеста работников бюджетной сферы, прошедшие практически во всех регионах страны. Тогда законопроект был отозван.
Вернемся в день сегодняшний. В феврале документ рассмотрит на своем заседании Правительство России, а в марте – Госдума. Как новый, но новое – не всегда хорошо забытое старое.
Минимальная заработная плата – та нижняя черта, от которой начинается увеличение выплат в зависимости от каких-то конкретных показателей. Трудовой кодекс очень четко определяет этот минимум как федеральную государственную гарантию оплаты труда неквалифицированного работника, который, выполняя простую работу в нормальных условиях, отработал норму рабочего времени. Сложности начинаются, когда работа требует определенной квалификации. Тут важно установить справедливую оплату труда в зависимости от многих показателей, для чего и нужна Единая тарифная сетка. По ней рассчитывается зарплата в зависимости от квалификации и сложности работы.
В 1999 году был принят Федеральный закон «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы», который установил, что тарифную ставку первого разряда ЕТС устанавливают отдельным законом, второго и третьего разряда – постановлением Правительства РФ, а тарифные коэффициенты – соглашением между объединениями профсоюзов и работодателей. Логика всей этой стройной системы заключается в том, что все установлено на федеральном уровне для всех бюджетников, и уж коль скоро зарплата увеличивается по решению федеральных властей, то региональные власти этому решению должны следовать. Иное дело, что денег у субъектов на увеличение зарплаты не всегда достает, но в конце концов раз есть федеральные гарантии, финансовые проблемы решаются с помощью федерального центра с выделением субсидий, субвенций, взаимозачета налоговых отчислений.
Нынешний законопроект Минтруда отражает весьма странную позицию ведомства по поводу государственных гарантий размера заработной платы бюджетников.
Информация к сведению
Статья 4. Условия оплаты труда работников бюджетных учреждений и порядок их установления.
…Размеры тарифных ставок (окладов) и должностных окладов и другие условия оплаты труда устанавливаются:
в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, – Правительством Российской Федерации;
в учреждениях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, – органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
в учреждениях, финансируемых из местных бюджетов, – органами местного самоуправления…
Статья 9. Порядок повышения оплаты труда работникам бюджетных учреждений.
Размеры и сроки повышения оплаты труда работников бюджетных учреждений определяются при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год с учетом роста потребительских цен на товары и услуги и исходя из имеющихся финансовых возможностей.
Принимаемые решения о повышении оплаты труда работников бюджетных учреждений не должны приводить к увеличению дефицита соответствующего бюджета…
Иными словами, статьи 4 и 9 предусматривают передачу на уровень субъектов Федерации и даже муниципальных образований всю полноту власти по установлению размеров тарифных ставок и сроков их повышения. При этом в пояснительной записке к законопроекту Минтруд подчеркивает, что-де не он все это придумал, что существуют по меньшей мере два закона – №95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которые значительно дают право регионам и органам местного самоуправления определять уровень оплаты труда бюджетников. «Таким образом, – написано в пояснительной записке, – регионы и территории получили возможность самостоятельно выбирать системы оплаты труда в подведомственных им учреждениях и устанавливать порядок их применения».
Человек, не знающий эти два закона, может и в самом деле поверить, что они именно так трактуют обязанности, а также права регионов. Но на самом деле в законе №95-ФЗ определены лишь «принципы финансового обеспечения процесса реализации полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых этими органами за счет средств бюджета субъекта РФ». В статье 26.3 этого закона установлены и сами полномочия органов госвласти региона по предметам совместного ведения. То есть если субъект Федерации и федеральный центр вместе отвечают за содержание школы и оплату труда учителей, то закон устанавливает, кто и что оплачивает и откуда денежки на то берутся.
А если у местных бюджетов не хватит средств на содержание учреждений образования? Ответ дает все тот же закон № 95-ФЗ в пункте 13: «Субъект Федерации должен обеспечивать государственные гарантии граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общедоступных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений».
Полномочия субъекта Федерации в этой части подтверждает и другой закон – № 123-ФЗ. Словом, конституционные права граждан на получение образования и на вознаграждение за труд не ниже минимального размера оплаты труда обеспечиваются за счет выделения субвенций из бюджетов различных уровней.
В пояснительной записке к своему новому законопроекту Минтруд упоминает о минимальном размере оплаты труда: «…в качестве федеральной гарантии работникам бюджетных учреждений на всей территории страны служит минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом».
Казалось бы, все нормально, однако оплата труда работников бюджетных учреждений логично относится к одному из видов бюджетных же расходов, которые по 65-й статье Бюджетного кодекса должны базироваться на основе минимальных государственных социальных стандартов. Все логично. Однако есть одна закавыка: ни стандартов, ни нормативов у нас пока…нет. Если напомнить, что в Трудовом кодексе минимальный размер оплаты труда – гарантия оплаты за труд неквалифицированного работника, то картина становится ясной. Причем эту картину рисует не какое-то там несведущее ведомство, а Министерство труда. Впечатляет!
Минтруд не отрицает того, что его предложения повлекут не только отказ от обязательности федеральной системы организации труда для регионов и муниципальных образований, но и утрату единой системы оценки квалификации работников, а также единого образовательного пространства. Условия оплаты труда, установленные Правительством РФ, могут быть лишь рекомендациями для регионов и муниципалитетов.
Что еще интересно: в начале своей пояснительной записки к законопроекту Минтруд сетует, что установленные на федеральном уровне тарифные ставки ЕТС не учитывают объективно сложившуюся дифференциацию уровней стоимости жизни по регионам России. Далее можно ожидать, что Минтруд предложит региональным и муниципальным бюджетам самим устанавливать размеры оплаты труда именно для того, чтобы их повысить и облегчить жизнь людей в разных регионах. Но дальше следует сакраментальная фраза о том, что размеры оплаты труда работников госучреждений субъектов РФ, получающих дотации из федерального центра (а таких в России большинство), а также муниципальных учреждений, получающих дотации от субъекта РФ (таких тоже большинство), не могут превышать размера оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. Вот тебе, батюшка, и дифференциация доходов в зависимости от уровня стоимости жизни.
Новый законопроект ухудшает и без того не блестящее материальное положение бюджетников. Отменяя ЕТС, ничего лучшего не предлагает взамен. Вопреки Конституции и Трудовому кодексу, авторы законопроекта пытаются обосновать нарушение прав граждан на справедливую и, самое главное, гарантированную оплату труда. Нужно сделать все, чтобы такой закон не прошел, а сделать это можно только, объединив усилия всех работников бюджетной сферы. (Кстати, Минобразование России уже выразило свое категорическое несогласие с представленным законопроектом). Судя по всему, страна – накануне нового взрыва акций протеста. Нужны ли они в преддверии президентских выборов? Если нужны, то очень интересно кому?
Комментарии