Завершила свою работу Всероссийская научно-практическая программа для работников образования “Цифровое детство: социализация и безопасность”. Заключительные мероприятия прошли в столице, в ИТАР-ТАСС. Как заявил советник министра образования и науки РФ, директор ФИРО Александр Асмолов, многие беды, связанные с пребыванием современных школьников в Глобальной сети, всем очевидны, однако глубоко неправильно заявлять, что “все беды – от Интернета!” Ведь точно так же в своё время говорили, что “все беды – от телевизора”, а ещё раньше кому-то казалось, что во всём виновны книги…
- Необходимо чётко уяснить для себя те реалии, с которыми нам предстоит мириться, – сказал Александр Асмолов. – Надо понять, что сегодня школа уже не является главным и единственным местом, где учат и воспитывают детей. Интернет постепенно берёт на себя её функции. Всемирная паутина – это ключевая социальная инновация конца XX – начала XXI веков, но её роль и степень воздействия на массы до сих пор недопонята и недооценена. Благодаря Интернету появилось поколение детей, обладающих иными качествами, коих не было раньше. Они по-другому воспринимают информацию, по-другому мыслят, оценивают, анализируют. Они предпочитают не запоминать большие объёмы сведений, а пользоваться поисковыми системами, при этом гораздо чаще задаются вопросом – а зачем им нужна та или иная информация, которою им пытаются дать в процессе обучения.
В этих реалиях, подтверждает декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко, следует перестроить подходы к обучению детей, предложив им то, что будет интересно и полезно. Причём как в реальном, так и в виртуальном пространстве.
– Речь идёт о создании такого контента, который бы мог привлечь внимание ребят, заинтересовать их, мотивировать на освоение определённых объёмов полезной информации и при этом полностью соответствовать нынешнему законодательству, – выразил свою мысль Юрий Зинченко. – При этом следует исходить не из того, что можно, а из того, что нужно детям.
То, что наши дети заметно отличаются от своих сверстников 70-х, 80-х и даже 90-х годов говорили практически все выступающие. Так, по словам директора Фонда Развития Интернета, завкафедры психологии развития личности факультета психологии МГУ Галины Солдатовой, проведённые ими исследования показывают: среднестатистический подросток пользуется Интернетом каждый день, проводя в нём от 3 до 5 часов, причём делает это практически без какого-либо контроля со стороны взрослых. Для этого он использует не только своё собственный компьютер, но также смартфон или любое другое подключённое к Сети устройство.
– Так называемые “цифровые аборигены” обладают не только иными способностями, благодаря которым они гораздо легче осваивают ИКТ, – говорит Солдатова. – У них особая речь (свой язык, сленг), память, иные подходы к решению задач, они по-иному решают проблему самоутверждения, коммуникации, и даже болезни у них тоже другие, особенные. В связи с этим возникает огромная потребность в разработке специальных образовательных программ непосредственно для этой категории граждан, с учётом их особенностей. И очень важно, чтобы программы эти, равно как и ресурсы, на которых они будут находиться, создавали те, кто прекрасно понимает нужды и проблемы “цифровых аборигенов”.
А это, увы, очень трудно реализовать. Ведь, как отметили участники мероприятия, часто представления создателей тех или иных порталов и сайтов о том, что нужно пользователям, сильно отличаются от мнения самих пользователей. И если не будут учтены пожелания последних, если к мнению и критике ребят не прислушаются и не внесут необходимые изменения, ресурс может быть обречён на забвение.
Заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ Ольга Карабанова высказала мнение, что нынешняя молодёжь имеет ряд особенностей, присущих ей именно в силу воздействия Интернет-среды.
– Во-первых, нынешние дети очень часто способны сами научить нас, взрослых, обращению с гаджетами или социальными сетями, – сказала Карабанова. – Во-вторых, для “цифровых аборигенов” понятие “всё связано со всем” имеет особый смысл, они совершенно чётко понимают, что мы живём в мире, в котором каждое воздействие откликается на всех, где все знакомы друг с другом через 2-6 рукопожатий, где не существует ничего абсолютно предсказуемого, однако всё более-менее закономерно, и так далее. В-третьих, для них нередко стираются границы реального и виртуального миров, поэтому они в сети могут казаться себе неуязвимыми и крутыми суперменами, а потом пытаться вести себя точно так же и в обычной жизни, что нередко приводит к серьёзным проблемам. В-четвёртых, Сеть приучила их, что жизнь можно “отмотать назад”, удалив или исправив написанные ранее посты или комментарии, лишив одним кликом человека статуса друга, запретив ему вход на твою страницу и так далее. В-четвёртых, у нынешних ребят заметно искажены представления об идеалах, морали и норме, для них более крутым считается тот, кто набрал больше всего лайков или просмотров, поэтому неудивительно, что некоторые из них вполне способны ради этого на асоциальные поступки – обнажиться перед камерой, избить одноклассника и тому подобное.
Именно поэтому, считает Карабанова, важно не просто создать среду, комфортную для интернет-пользователей школьного возраста, предоставить им те или иные программы для развития, но также предложить им верные морально-нравственные ориентиры, образцы для подражания, героев, на которых им хотелось бы быть похожими.
Осталось только понять, как реализовать эту идею.
Комментарии