Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Москва и москвичи

Цифровая реальность

В столице стартовала четвертая олимпиада «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка»
УГ - Москва, №51 от 23 января 2021. Читать номер
Автор:

Развить предметные компетенции, разработать новый подход к преподаванию современной информатики и найти единомышленников. Московский центр технологической модернизации образования снова бросает вызов учителям информатики и предлагает попробовать свои силы в новом для них амплуа. В этом году олимпиада пройдет в онлайн-формате. Регистрация стартовала 1 декабря, а первые конкурсные испытания ждут участников уже в январе. Мы решили взглянуть на соревнование глазами конкурсантов и пообщались с победителем олимпиады 2020 года Виктором ТАРАПАТОЙ.

– Виктор Викторович, в прошлом году вы стали победителем олимпиады «Новый учитель новой информатики». Сейчас, спустя год, уже можно сделать выводы, как этот интеллектуальный марафон повлиял на вашу профессиональную деятельность. Что изменилось в вашей работе после олимпиады?

– Еще обучаясь в университете, я стал задумываться над совершенствованием методов и подходов к преподаванию информатики, а также к критическому отбору содержания обучения, использованию как можно большего спектра современных актуальных средств информационных технологий. Участие в олимпиаде как в 2018‑м, так и в 2020 году упрочило мое понимание правильности этого предприятия. Сама олимпиада благодаря безупречной команде организаторов и подбору ими заданий, форматов и событий очень здорово окрыляет. Это как глоток свежего воздуха в водовороте учительских будней.

– Расскажите подробнее об этапах олимпиады.

– Хотелось бы рассказать про этапы в сравнении с 2018 годом. Надо признать, в полной мере дистанционный формат не способен привести к здоровой коллаборации с коллегами. А это для меня очень важно. Найти единомышленников очень трудно, найти единомышленников-учителей еще труднее, а найти единомышленников-учителей-информатиков ну очень трудно (улыбается). В очном формате после первоначального отбора остались уже те люди, которые горят своей профессией и своим предметом, благодаря чему мне удалось познакомиться с прекрасными людьми, с которыми мы работали вместе на одном из этапов и стали хорошими друзьями. Пользуясь случаем, хочу передать привет Сергею Дмитриевичу Опекунову, учителю информатики школы №64!

Что касается олимпиады 2020 года, все этапы прошли дистанционно, но от того было не менее весело и интересно. Мы решали задания по компьютерной безопасности в формате Capture the Flag, которые стали для меня открытием и напомнили, как я, будучи еще школьником, со своими одноклассниками участвовал в Компьютерном биатлоне компании Касперского. Только здесь задания были намного интереснее и круче – снова мое почтение организаторам. Невероятным позитивным стрессом были задания второго этапа, где за полчаса нужно было развернуть компьютерную сеть в больнице или собрать умный сейф, и все в виртуальной среде!

– Какой момент дал вам самый бесценный опыт, запомнился больше всего и почему?

– В этом году с точки зрения привнесения опыта нельзя выделить отдельный этап, так как все было по-новому. И если организаторы хотели сначала всех удивить самими заданиями, то дистанционный формат внес еще большие коррективы в их планы. Поэтому каждое испытание стало важным и бесценным опытом в работе учителя.

– Сейчас наша жизнь становится все более цифровой. Вся работа/учеба в одном гаджете. А как меняется преподавание информатики? Ведь это тот предмет, за которым будущее.

– Когда ты болеешь за свой предмет и будущее профессии, то очень многое хочется сказать про его преподавание, про демократичность и подвижность методик. Позитивным шагом считаю изменение формата проведения ЕГЭ по информатике на компьютерный. Судя по имеющейся демоверсии ФИПИ, сами задания обрели более практико-ориентированный характер и проверяют во многом именно те умения, которые и нужно проверять у ребят, решивших выбрать IT-сферу для своей будущей профессиональной жизни. Я бы даже сказал, что это первый предмет, который в формате ЕГЭ предпринял шаг к проверке сформированности компонентов функциональной грамотности в современном виде. И третье, но немаловажное, – это возможность учителя быть свободным в образовательном процессе. Очень хочется, чтобы каждый из нас, следуя гуманистическим принципам, бережно относился к своему ближнему и изначально был настроен на сотрудничество и сотворчество.

– Назовите три причины, зачем учителю информатики участвовать в этой олимпиаде.

– Первое – найти друзей и единомышленников. Второе – поднять уровень своих знаний и расширить свой кругозор, ведь мир интереснее, чем нам кажется. А третье – чтобы не говорить: «Сам себя не похвалишь, никто не похвалит». На олимпиаде похвалят, догонят и еще раз похвалят (смеется).

– Вашей школе в качестве поощрения вручили оборудование для классов будущего, или робоклассов. Расскажите подробнее, что это за оборудование и как теперь проходит ваш урок информатики?

– Начну с конца. Ребята получили возможность еще более ранней мета- и межпредметной интеграции благодаря поставленным наборам. Если кратко, то это достаточно большое число наборов, содержащих в себе программируемые платы (Arduino и Arduino-подобные) и микрокомпьютеры (Raspberry Pi). Также там можно найти лабораторные стенды для исследований и работы с элементами стандартной логики. Отдельно скажу, что в школах наблюдается тенденция к преподаванию технологии в новом формате информационных технологий. Поставленное оборудование позволило сильнее дифференцировать деятельность ребят на информатике и технологии, теперь это окончательно две параллельные ветви с высоким уровнем метапредметной интеграции.

– Пожелайте что-нибудь новым участникам олимпиады.

– Новым участникам я желаю знать и ценить себя. Только если мы не забываем, кто мы на самом деле, только тогда мы живем. А когда мы живем, а не существуем, тогда счастье, успех и внутренняя гармония настигают нас сами.

 

Блиц:

  1. Победа или участие?

– Победа. Иначе смысл?

  1. Онлайн- или офлайн-урок?

– Сочетание двух форм в различных проявлениях, в том числе с применением технологии «перевернутый класс». Но точно не отрицание одного или другого.

  1. Обычное занятие или экзамен?

– Очень сильное противопоставление. Я люблю экзамены, стрессовые ситуации – недаром за плечами специалитет, магистратура, аспирантура.

  1. Отдых или работа?

– Работая, работай, отдыхая, отдыхай. И никогда ты эти штуки меж собой не пересекай. В ­рифму!

  1. Информатика или математика?

– Да простит меня половина моих преподавателей: информа­тика!

Подробную информацию о четвертой олимпиаде «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка» можно найти на официальной странице соревнования olimp.itteachers.ru.

 

Юлия ГОРОШЕНКО


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt