Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Центр игровой поддержки

УГ - Москва, №31 от 3 августа 2010. Читать номер
Автор:

В последние годы в системе образования много сделано для возрождения «педагогики раннего детства», восстановления системы «ясельного» образования детей раннего возраста, успешно работавшей до 80-х годов прошлого столетия: созданы программы, технологии, готовятся педагогические кадры, знакомые с образовательными традициями и современными потребностями семьи, особенностями развития детей.

Елена ХАРИСОВА,педагог-психолог ЦИПР детского сада №557

Значительным достижением последнего времени стало введение в практику таких новых форм взаимодействия образовательного учреждения с родителями детей, посещающих группы раннего возраста, как группы кратковременного пребывания, лекотеки, службы ранней помощи, центры игровой поддержки ребенка, консультативные пункты.

Новые формы работы дают возможность, не разлучая ребенка с родителями, не нарушая уже сформированные и такие важные для маленького человека привязанности, расширить его социальные контакты, разнообразить условия его воспитания и развития. Родители могут получить квалифицированную помощь специалистов по воспитанию и развитию ребенка в семье. Это позволяет организовать совместную деятельность родителей и педагогов в период адаптации ребенка раннего возраста к пребыванию в детском саду, подготовить его к поступлению в образовательное учреждение, помочь взрослым в воспитании малыша, создании условий для укрепления здоровья и развития детей.

Одной из таких форм стал Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) – структурное подразделение детского сада №557. ЦИПР строит свою деятельность на базе общеобразовательных программ дошкольного образования и осуществляет психолого-педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие детей в возрасте от одного года до трех лет на основе современных методов организации игровой деятельности.

Цель работы Центра игровой поддержки ребенка – развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.

В нашем детском саду ЦИПР работает три года. С 2008 года Центр принимает участие в городской экспериментальной площадке под руководством Центра дошкольного, общего и дополнительного образования Федерального института развития образования по теме «Воспитание и развитие детей раннего возраста в условиях вариативности дошкольного образования (организационно-управленческий аспект)».

В наш ЦИПР приходят родители вместе с детьми 2 раза в неделю в утренние часы. Группы сформированы с учетом требований положения об организации ЦИПР из расчета не менее чем на 24 ребенка, таким образом, у нас работают 4 группы по 6 пар детей и родителей.

Первое родительское собрание мы проводим в апреле для родителей очередников нашего детского сада. На собрании мы рассказываем родителям о том, как важно для развития малыша посещать ЦИПР с мамой или папой, а не с бабушкой или няней. Это важно и для нас, педагогов, потому что только в этом случае мама и папа становятся активными и полноправными участниками образовательного процесса. Родители не занимают позицию наблюдателя, а учатся совместной с ребенком деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой, вниманием и любовью, берут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.

В сентябре проводится следующее родительское собрание, на котором специалисты ЦИПРа рассказывают о программе работы с детьми, о принципах организации совместных занятий. Родители принимают активное участие в организации предметной развивающей среды в группе.

Занятия, которые мы проводим в ЦИПРе, имеют четкую структуру. Родители включены в совместную деятельность с ребенком, они активные участники, партнеры. Именно на родителей направлено большинство воздействий педагога. На занятии мама или папа помогают ребенку выполнить задания, играют с ним. Родители участвуют и в планировании занятий – могут предложить идеи для проведения занятий, педагоги прислушиваются к мнениям родителей и помогают реализовать их.

Центр игровой поддержки ребенка открыл уникальную возможность нам, педагогам, хорошо познакомиться с современными родителями, узнать потребности семьи, изучить особенности развития детско-родительских отношений. Организация совместной игровой деятельности мамы и ребенка помогает нам обратить внимание, скорректировать ранние нарушения эмоциональных отношений между взрослым и ребенком, которые, безусловно, влияют на общее психическое благополучие малыша.

Психолого-педагогическая поддержка осуществляется в течение всего года и включает в себя психологическую диагностику ребенка два раза в год, анкетирование родителей, сбор анамнеза, изучение детско-родительских отношений, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка в семье, организацию предметного развивающего пространства.

Традиционно в начале учебного года, когда происходит первое знакомство с родителями, в одном из пунктов анкеты-знакомства семья расставляет приоритеты, указывая, что для них главное в развитии и воспитании ребенка до трех лет в детском саду.

В результате опроса и направленного наблюдения за совместной игрой мамы и малыша мы условно выделили две группы родителей, у которых складываются особенные взаимоотношения с детьми.

Первая группа родителей (43% от общего количества родителей, посещающих ЦИПР) твердо убеждена, что после трех уже поздно, до трех считают необходимым вложить в ребенка все, к чему пришло человечество за тысячи лет – буквы, цифры, страны, города, галактики. Они активно интересуются развивающими играми и пособиями, знают и применяют в практике воспитания методики раннего развития детей, консультируются с психологом по вопросам, как быстрее научить ребенка читать: по методу Глена Домана или использовать кубики Зайцева. Такая увлеченность средствами и методами развития малыша, где пособие или дидактическая игра становятся посредником между родителем и ребенком, практически не требует обязательного установления и поддержки эмоционального контакта друг с другом, тем самым сильно ограничивая ребенка в общении с родителями. Родители этой группы, попадая к нам в ЦИПР, прежде всего ставят задачи развития интеллектуальных способностей малыша, ориентированы на максимальное наполнение и интенсивность упражнений в течение часа.

Другие родители (20% от общего количества родителей, посещающих ЦИПР), наоборот, ориентированы на естественное развитие ребенка под девизом: «Не нужно лишать ребенка детства, всему свое время», активно поддерживают самостоятельную игру ребенка, часто выбирая такие методы воспитания, как просмотр мультиков, длительные прогулки на свежем воздухе. Главной целью посещения Центра игровой поддержки они считают адаптацию малыша к образовательному учреждению и занятия, направленные на развитие ребенка с помощью специалистов, указывая на то, что «сами ничего не понимают в вопросах воспитания и развития».

И в том и другом случае такой тип воспитания приводит к искажению детско-родительских отношений либо в сторону тревожности и гиперопеки, либо отстраненности от ребенка, переложения воспитательных функций на образовательное учреждение.

С одной стороны, такое положение дел имеет объективные причины, обусловленные возрастным новообразованием. Когда малышу исполняется один год, в ситуации разрушения симбиоза матери и ребенка ему необходим переход к новым отношениям. Именно в это время возникает новая ситуация развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Это обусловлено тем, что у малыша растет интерес к предметному миру, и помимо потребности во внимании и доброжелательности со стороны близкого взрослого ребенок начинает испытывать потребность еще и в сотрудничестве со взрослым. Родители должны быть готовы к сотрудничеству, но не все знают и чувствуют, как правильно построить развивающие малыша взаимоотношения без ущерба его психологическому и физическому здоровью.

В разговоре с психологом родители часто сознаются, что не понимают, как играть со своим ребенком, указывая на то, что все должно иметь конечную цель. А какая конечная цель у игры? В группе мы наблюдаем, что когда мама играет с малышом, часто очень быстро из игры это занятие превращается в обучение либо деятельность, требующую непосредственного результата, что дает весьма ограниченные возможности для получения опыта взаимоотношений.

Исходя из всех этих обстоятельств, необходимо обратить внимание на организацию условий для развития положительных эмоциональных отношений между мамой/папой и ребенком, которые будут способствовать решению вопросов здоровья и развития малыша. Два года работы Центра игровой поддержки ребенка позволили выделить условия, способствующие развитию взаимодействия взрослого и ребенка раннего возраста. Именно в ситуации взаимодействия, когда родитель ориентирован на удовлетворение потребностей ребенка, поддержание его интереса, малыш ощущает собственную значимость, осознает свои возможности. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, а главное – новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним.

Мы видим, как меняются наши родители, как они усваивают и начинают применять на практике способы взаимодействия с ребенком, демонстрируемые специалистом на занятии. Родители стали более активными во взаимодействии со своим малышом, обращаться за консультацией к специалисту, выбирать адекватные возрасту ребенка игры и занятия; не дожидаясь действий специалиста, вносить новизну в занятия ребенка, объяснять задания. Мамы стали нашими помощниками и партнерами в деле воспитания и развития детей.

Следует сказать, что эффективность проводимой нами работы возможна только в случае «сыгранной» команды специалистов ЦИПРа и родителей с едиными целями и задачами по развитию и воспитанию детей раннего возраста с поддержкой администрации детского сада.

Детский сад первым открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни и параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту