Детские впечатления накрепко впечатываются в память, если они связаны с эмоциональным восприятием того или иного события. Изучать мир в первую очередь тактильно – в природе детей.
Воспитатель коррекционной группы Татьяна Гусева постоянно приносила на занятия настоящие старинные вещи из своей домашней коллекции: самопрялку, женскую и мужскую одежду, серп, безмен, веретено, которые она привезла с Рязанщины, со своей родины.
Со временем все эти предметы получили в детском саду «постоянную прописку» – занятия по ознакомлению со старинным бытом вошли в систему. Вещи получают второе рождение – оживают благодаря рассказам о них воспитательницы, которая помнит и хозяина расшитой крестиком рубахи из тончайшего льняного полотна, и хозяйку клетчатой юбки-поневы… Совсем еще маленькой девочкой Татьяна Ивановна научилась прясть пряжу, а теперь показывает, как это делается, своим воспитанницам. Так, по инициативе снизу, возникает музей. Инициатива конструктивно поддерживается сверху: заведующая детским садом Татьяна Горина предоставляет специальное помещение под музей, создавая условия для организации и дальнейшего развития музейно-педагогической работы детского сада. Я, в прошлом преподаватель москвоведения в начальной школе, становлюсь руководителем музея. Постепенно складывается творческий коллектив музейных активистов из числа воспитателей, родителей, добровольных помощников. К музейно-педагогической работе активно подключаются новые сотрудники – воспитатели Елена Назарова и Марина Маракуца. Марина Юльевна дарит музею личную коллекцию предметов старинного быта.
В 2005 году музей сертифицирован как этнографический музей «Ладушка». За 5 лет работы музея в детском саду сложилась система музейно-педагогической деятельности. На сегодняшний день она характеризуется следующими основными формами.
Проведение народных праздников и гуляний, праздников, связанных с народным календарем («Дожинки», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Жаворонки», «Троица»). Дети становятся непосредственными участниками праздников.
Участие воспитанников детского сада в творческих мероприятиях, конкурсах, играх, акциях, проводимых музеями Москвы.
Организация для воспитанников детского сада встреч с интересными людьми (приглашение на праздники ветеранов войны, мастеров-умельцев для проведения мастер-классов, музейных специалистов для проведения занятий).
Организация выездных экскурсий для детей в музеи города Москвы, а также ежегодных экскурсий для семей сотрудников детского сада.
Проведение экскурсий в музее «Ладушка» (обзорные для гостей детского сада, в том числе учащихся начальной школы из окрестных школ, экскурсии по первоначальному знакомству с музеем детей старших и средних групп детского сада).
Организация занятий в музее «Ладушка» для воспитанников подготовительных групп, индивидуальная работа детей в пространстве музея (свободная игровая деятельность).
Очень часто мы сталкиваемся с тем, что, впервые попав в музей, ребенок остается разочарованным. Причиной этого в первую очередь оказывается неподготовленность ребенка к встрече с музеем: ему не хватает историко-культурных знаний и социального опыта, он не умеет концентрировать свое внимание, не способен воспринимать лекционный материал (а часто ли в реальной практике экскурсовод ориентирован на дошкольника?). В итоге на ребенка обрушивается непомерное количество информации, которое вызывает, как выражаются психологи, «охранительное торможение». Родители приходят к выводу, что ребенку бывать в музее «еще рано», предпочитают брать билеты в цирк, театр, на разного рода увеселительные шоу. Сегодня жизнь предлагает нашим детям огромное количество развлечений. Иногда детство ребенка так и протекает в развлечениях, для которых не требуется никаких духовных усилий. Ребенок подрастает – круг интересов становится шире и многообразнее, но курс на развлечение сохраняется. Найдется ли у этого молодого человека время, а главное, желание ознакомиться с тем пластом культуры, который несет музей? Едва ли. Так упускается сенситивный период приобщения ребенка к ценностям предметного мира именно в том пространстве, в котором это происходит наиболее эффективно, – в музее, богатейший потенциал музейной среды остается невостребованным.
Систематические занятия, проводимые мной в музейном пространстве, давая некоторую свободу эксперименту, позволили наработать некий алгоритм, традиции взаимодействия с детьми.
Совершенно очевидно, что музей, адресованный ребенку, должен работать как интерактивный музей. Интерактивность – это вовлечение посетителя в диалог с музейным предметом. Интерактивные экспозиции дают опыт личного соприкосновения с историей и культурой через предметный мир музея («знание через руки» – hands on). Это соответствует природе детей: обязательно взять предмет в руки, осмотреть и ощупать его. Поэтому системообразующим элементом моих музейных занятий стало сенсорное развитие ребенка, то есть развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Наша задача – включить в работу все сенсорные анализаторы.
Большинство музейных предметов в музее «Ладушка» (кроме опасных, крайне ветхих и стационарно закрепленных) находятся в свободном доступе. Детям разрешается исследовать предметы всеми возможными способами. Это принципиальное условие, с учетом которого организуется экспозиционное пространство нашего музея. Главное, что делает наши занятия необычными и запоминающимися, это практическая возможность работы с подлинником, музейным предметом, имеющим историческую ценность. Дети могут «потрогать время», находятся в тесном общении с раритетом, реликвией. С какой достоверностью ни была бы выполнена копия того или иного экспоната, она не хранитель исторической памяти. Конечно, копия помогает детям понять взаимосвязь времен, но почувствовать ее, почувствовать «флюиды старинности» можно только благодаря подлинному предмету, потому что только он является носителем человеческой энергетики.
Но как дать подлинник ребенку в руки? Очень часто искреннее стремление педагога как можно активнее использовать предметное обучение вступает в противоречие с не менее искренним беспокойством за судьбу оригинала и желанием убрать его понадежнее и, главное, подальше от детей (например, под стекло запирающейся витрины). Не потому ли у нас до сих пор многие детские музеи только имитируют работу с подлинными экспонатами (и это в лучшем случае, а в худшем мы имеем пример заорганизованного, типичного витринного музея, формально существующего для детей, а фактически – отдельно от них). В таких музеях посетители-дети – главная «угроза» для ценных, с любовью создаваемых коллекций.
Как разрешить данное противоречие? Самое простое – позволять детям работать только с теми предметами, которые трудно испортить (чугунок, ухват, сохранные изделия из прочных тканей, например льняные полотенца и др.). Второй путь – работать со всей коллекцией музейных предметов – более сложный, но и более результативный. Путь, который, собственно, неизбежен, коль скоро нами поставлена цель воспитания у детей ценностного отношения к жизни. Мы приближаемся к этой цели, воспитывая у детей бережное отношение к предметному миру культуры, который в условиях музея предстает перед детьми во всей своей уязвимости, хрупкости. Могу сказать, что я доросла до разработки специального вводного цикла занятий. На этих занятиях дети изучают правила поведения в музее, готовят руку к работе с музейным предметом.
Сенсорное развитие ребенка тесно связано с речевым. Я согласна с теми музейными педагогами, которые считают, что погружение в историю надо начинать с анализа языка. В процессе подготовки к тому или иному празднику детям приходится выучивать старинные заклички, пословицы, поговорки и прибаутки. Часто возникают ситуации, когда слова в них бывают настолько непонятны, что воспитателям, организаторам праздников, приходится обращаться к словарям, выискивать дополнительные сведения в специальной литературе. Пословицей, поговоркой можно подбодрить нерешительного: «Не боги горшки обжигали»; пословицы помогут безобидно посмеяться над собой: «В трех соснах заблудился».
Пословицы, поговорки – незаменимое средство для поддержания дисциплины на занятии, способ корректно сделать замечание, поставить на место расхулиганившегося ребенка: «Хвастать не косить – спина не болит».
Красной нитью через все занятия проходит тема формирования навыков работы в коллективе, развития коммуникативных способностей, умения ладить с людьми, ценить дружбу: «Мир да лад – большой клад», «Миром и горы сдвинем», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Этимология, словообразование – к этим разделам языка я постоянно обращаюсь при разработке занятий. Достаточно часто музейные предметы носят «говорящие» названия – ухват, веретено, самопрялка, ушат. Со временем расшифровка названий становится любимым занятием детей. Это развивает интерес к родному языку.
Думаю, что название музея «Ладушка» имеет немалое значение для организации всей его работы («Как вы лодочку назвали, так она и поплывет»). Ладушка – производное от Лада. Этим именем наши предки называли изначальную богиню любви и красоты. В имени Лада зашифрованы такие слова, как ладно, лад, уклад, то есть весь строй жизни, где все должно быть хорошо, ладно, ведь люди должны уметь ладить между собой. В древности ладником называли уговор о приданом: лады – помолвка, ладило – сват, ладканя – свадебная песня. И даже оладьи, которые пекли по весне в честь возрождающейся жизни, – от того же корня. И сегодня мы постоянно пользуемся словами наладить, приладить, погладить; осталось и имя Лада. «Посидим рядком, поговорим ладком», – начинается новое занятие с детьми…
Анна НАГИБИНА, педагог-организатор, руководитель музея «Ладушка» детского сада комбинированного вида №2376
Комментарии