В органы управления образованием субъектов Российской Федерации поступило письмо Минобразования и науки № 03-51-46ин/14-G3 от 15.03.2004. В нем изложены Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье. Мы приводим этот документ с незначительными изменениями, не касающимися его сути.
Комментарий «УГ»Интересно, а если всем мальчикам вместо игрушечных танков, пистолетов и сабель покупать только плюшевых мишек и детские совочки с ведерками? Будут ли они от этого впоследствии менее агрессивными, но более добрыми и работящими? Кто знает. Но скорее всего все-таки важно, не ЧЕМ они играют, а КАК. И о чем при этом они думают. Ведь и игрушечная лопатка порой так похожа на смертоносный томагавк…
Настоящие Требования разработаны с целью оказания помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования (далее – игрушки и материалы) для детей с учетом их возраста и интересов. Требования адресуются также воспитателям, заведующим дошкольными образовательными учреждениями для организации работы с семьей.
Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.
При покупке игрушек и материалов необходимо обязательно убедиться в наличии сертификата соответствия, выданного службами Госстандарта России, и санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Госсанэпиднадзором России. Покупатель должен потребовать эти документы у продавцов. Недопустимо приобретать игрушки и материалы у случайных людей и в несанкционированных торговых точках.
Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и материалов.
Вновь приобретенные игрушки и материалы перед использованием детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой (игрушки, с которых смывается краска, нельзя давать детям; мягкие игрушки очень сложны в обработке, поэтому детям в возрасте до 1 года они не рекомендуются).
Игрушки и материалы должны обеспечивать психическую безопасность ребенка. Они не должны:
провоцировать ребенка на агрессивные действия, безнравственные поступки, насилие;
вызывать проявление жестокости по отношению к сверстникам, взрослым, животным, а также персонажам игры;
порождать отрицательные эмоции, проявление страха, неуверенности, беспокойства;
вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка;
провоцировать пренебрежительное, негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
Игрушки и материалы должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка и иметь следующие качества:
полифункциональность (возможность гибкого вариативного использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с игровым сюжетом и замыслом ребенка );
дидактическую ценность (возможность использования в качестве средства обучения детей);
эстетическую направленность (для художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусства);
соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребенка.
Создание игровой зоны для ребенка в семье
Для игровой зоны ребенка необходимо отвести определенное место, которое должно отвечать педагогическим, эстетическим, гигиеническим требованиям. Применяемое здесь оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено.
В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов. Размещенные на открытых местах (полках, витринах и т.д.), они должны создавать приятную для глаз цветовую гамму без избытка ярких, «кричащих» тонов.
В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.
Для игровой деятельности необходимы:
а) сюжетные игры и игрушки:
– игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей);
– игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы);
– различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);
б) игры с правилами:
– мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т.п. – на физическую компетенцию;
– детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п. – на умственную компетенцию;
– настольные игры типа «гусек» и «лото» – на удачу (шансовые).
Для развития познавательно-исследовательской деятельности необходимы дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки. К ним относятся:
пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.;
настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению: разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов;
материалы для простейшего экспериментирования: металлические, деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т.д.
Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться только со взрослыми людьми.
К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация и конструирование. Для их развития необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и другие принадлежности.
Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.
Для двигательной деятельности ребенка необходимо иметь следующие предметы:
мяч, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс – для развития быстроты двигательных реакций;
набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. – для развития координации и ловкости;
различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата пальцами ног) – для укрепления стопы и профилактики плоскостопия;
эспандеры, гимнастическую палку и др. – для формирования правильной осанки ребенка.
При наличии «стационарного» оборудования (гимнастических стенок, колец, канатов) необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения травматизма детей.
При создании развивающей среды в семье необходимо предусмотреть место для хранения дополнительного материала (различных шнуров, резиновых трубочек, палочек, пластиковых бутылочек, шишек, камешков, которые можно широко использовать в играх с детьми (например, шнур можно использовать для «заправки» автотранспорта, шишки и камешки – для игры в «Магазин» и т.д.).
Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр и занятий.
Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, можно на время убрать и при необходимости вновь вынести в игровую зону.
Взрослым очень важно поддерживать игры детей и по возможности принимать в них участие.
Комментарии