Прочитайте текст: Мир права предстает перед нами то в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим: «Я имею право! Я обязан!»; то проявляется в наших действиях, когда, например, мы покупаем хлеб, или в действии судьи, выносящего решение; иногда право возникает в форме каких-то мыслей или переживаний о том, что правильно, справедливо. А чаще всего люди узнают право, когда оно проявляется перед нами в виде правил и законов. И все это разные проявления одного и того же мира права! Немудрено, что каждый человек переживает мир права по-своему! Поэтому споры о праве не стихают до сих пор и вряд ли когда-нибудь прекратятся!..
Как вы думаете, почему наше занятие я начала с этого текста? Как он соотносится с темой нашего занятия? Как вы думаете, о чем пойдет разговор на занятии?
Рассмотрите следующие высказывания о праве. Как вы их понимаете?
1-я группа: «Право является низшим пределом или некоторым минимумом нравственности, равно для всех обязательным».
(Вл.Соловьев, великий русский философ XIX века)
2-я группа: «Право – это защищенный интерес».
(Р.Иеринг, выдающийся немецкий юрист XIX века)
3-я группа: «Право есть царство реализованной свободы».
(Г.В.Ф.Гегель, великий немецкий философ XIX века)
4-я группа: «Право есть не что иное, как предсказание того, каким образом будет действовать суд на практике».
(О.Холмс, выдающийся американский юрист, судья верховного суда США на рубеже XIX-XX веков)
5-я группа: «Право – это действующий порядок общественных отношений».
(С.Муромцев, известный русский правовед на рубеже XIX-XX веков, председатель I Государственной Думы)
Учитель: Антуан де Сент-Экзюпери в книге «Маленький принц» высказал важную мысль: «Главное глазами не увидишь, чутко одно лишь сердце». Не испытывали ли вы такого состояния, когда на сердце становится как-то тяжело, когда что-то сделаешь не так? Как будто этим убивается частичка любви, частичка самого человека. Наверное, если бы в глубине души человек не понимал, не любил другого, то люди никогда не смогли бы жить вместе! Однако человек – несовершенное существо, поэтому-то нам и нужны разные-разные правила, чтобы жить вместе. Жизнь человека в обществе без правил и представить сложно. Попробуем это сделать в ходе игры. (Учитель раздает учащимся разные мелкие предметы: скрепки, ручки, резинки, кубики и т.п. Часть предметов оставляет у себя).
Игра «Эстафета»:
1. Каждый ряд учеников составляет команду. Сидящие на первых партах – капитаны команд.
2. Капитаны получают разное количество предметов.
3. Учитель объявляет: «Игра началась!» (Учащиеся выражают удивление: «Как играть?»)
4. Учитель делает вид, что удивляется тому, что ребята не знают, как играть, и объясняет, что они должны передавать предметы на последнюю парту по одному. Далее объявляет: «Игра началась!»
5. Очень быстро останавливает игру, просит передать предметы опять капитанам. Учитель говорит, что они забыли, что нужно передавать предметы только левой рукой. Далее объявляет: «Игра началась!»
6. Очень быстро останавливает игру, просит передать предметы опять капитанам. Учитель говорит, что они перепутали, что передавать предметы нужно только правой рукой. Далее объявляет: «Игра началась!»
7. Теперь учитель дает возможность доиграть до конца, но победителя определяет по своему усмотрению, что вызывает возмущение.
8. Учитель спрашивает:
Чем вы недовольны?
Что вам не понравилось?
Что надо изменить, чтобы игра была честной, справедливой? Учитель и ученики делают выводы:
Должны быть правила.
Эти правила должны быть известны.
Правила должны быть ясными, четкими, понятными.
Правила не должны меняться по ходу игры.
Все участники игры должны быть равны.
Не должно быть дискриминации.
(Основные идеи записываются на доске: правила, гласность, ясность, стабильность, равенство, не дискриминация…)
Первые правила поведения, или, другими словами, нормы были религиозными, поведение человека определялось «волей богов». Не случайно считалось, что первые сборники законов были божественного происхождения. Взять, к примеру, законы Хаммурапи, начертанные на базальтовом столбе. Этот столб был украшен изображением бога Солнца, вручающего Хаммурапи символы царской власти, что символизировало, что царь Вавилона получает право судить население своей страны по законам Божьим, которые незыблемы.
Случалось так, что в одной местности стали жить люди разных народностей, вероисповеданий, обычаев. Тогда начали появляться разные нормы, которые уже не принадлежали ни к одной конкретной религии. Например, правила, оценивающие поступки человека с точки зрения «добра и зла»: «помогать ближнему – добро», «лгать – зло», и другие. Такие нормы называются нормами морали, нравственности, или этическими нормами.
Задание: Назовите среди примеров поведения человека в обществе те, которые соответствуют нормам морали, а какие не соответствуют. Приведите и свои примеры.
сорить в общественных местах;
ходить босиком;
распивать спиртные напитки;
грубить;
завидовать;
жадничать;
сплетничать;
смотреть видеофильмы;
ловить рыбу;
курить.
Задание: Назовите правила этикета, если вы:
1-я группа: в гостях.
2-я группа: в театре.
3-я группа: в общественном транспорте.
4-я группа: за столом.
5-я группа: в музее.
Другие правила – традиции и обычаи.
Задание: Вспомните обычаи и традиции при праздновании:
1-я группа: Масленицы.
2-я группа: Пасхи.
3-я группа: Свадьбы.
4-я группа: Нового года.
5-я группа: дня рождения.
Если мы хотим определить, что нам прибыльно или выгодно, то мы применяем экономические нормы.
Когда мы рассматриваем поступки с точки зрения государственной пользы, то мы говорим о политических нормах.
А если мы оцениваем красоту, гармонию, изящество каких-то вещей или поступков, мы пользуемся нормами эстетики.
А какие же нормы являются правовыми?
1. Право вобрало в себя такие религиозные, моральные, экономические, политические и другие правила, без которых становится невозможной совместная жизнь людей в обществе. (Рассмотрите христианские заповеди, какие из них находят отражение в законе?)
2. Правовые нормы являются общими для всех людей в стране (независимо от национальности и вероисповедания, занятий, политических пристрастий и др.)
3. Право должно охраняться государством, поскольку государство, управляя обществом призвано выражать общий интерес.
Творческое задание: Представьте, что в нашей стране исчезли правила. Как могут повести себя люди? Как изменится ваше поведение? О чем могли бы писать газеты через год? Станет ли ваша жизнь счастливей, если не надо будет придерживаться правил?
Итоговый вопрос: Для чего же существуют правила в нашей жизни? Каким правилам вы должны следовать сегодня?
Ирина МИЗЕВА, учитель права, Свердловская область
Комментарии