Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Царство-государство для молодых педагогов

УГ - Москва, №47 от 24 ноября 2009. Читать номер
Автор:

От начинающих специалистов, пришедших в школы, детские сады и учреждения дополнительного образования, старшие коллеги, как правило, ждут многого. А если и не ждут, то по крайней мере надеются, что вчерашние выпускники окажутся грамотными и компетентными преподавателями, инициативными организаторами, чуткими воспитателями, освоившими за годы обучения в университете нормативно-правовую базу в области образования, владеющими новыми информационными технологиями, подкованными в вопросах детской психологии, взаимоотношений с родителями учащихся и коллегами. На деле оказывается, что и сотрудники образовательных учреждений, и сам выпускник с первых дней его работы чаще всего осознают необходимость непрерывного повышения мастерства и, как следствие, квалификации.

У молодых педагогов, работающих в Москве, есть все возможности для того, чтобы получать профессиональные консультации по любым вопросам, имеющим отношение к сфере образования, участвовать в семинарах и деловых играх, посещать разнообразные тренинги и мастер-классы. Большая работа по поддержке молодых специалистов традиционно проводится в Центральном округе.

Педагоги, работающие в образовательных учреждениях ЦАО, принимали участие в семинаре, организованном Центральным окружным управлением образования и Советом молодых педагогов совместно с ведущими специалистами Центра наставничества Московского гуманитарного педагогического института. В течение трех дней в подмосковном доме отдыха «Колонтаево» начинающие специалисты посещали семинарские занятия по психологии, обсуждали темы, особенно значимые для преподавателей, чей опыт работы еще невелик: «Проблемы дисциплины на уроке. Стрессоустойчивость педагога как условие успешной педагогической деятельности», «Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности», «Проблемы экстренного педагогического воздействия», «Профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний» и многие другие.

Давая оценку занятиям, слушатели с сожалением отмечали, что «некоторые разобранные ситуации в жизни уже случались, и в сложные моменты все проблемы приходилось решать без чьей-либо помощи». Если бы все молодые педагоги, по их собственным словам, посещали подобные практико-ориентированные семинары во время обучения в вузе, возможно, начинающим специалистам удавалось бы извлекать пользу из любых положений, даже самых сложных на первый взгляд.

Как предупредить использование конфликтогенов в собственном поведении и поведении учеников, как избежать деструктивного развития взаимоотношений, какие приемы этической защиты допустимы в педагогической деятельности, можно ли выбрать оптимальную модель поведения и научиться находить позитивные стороны в любом конфликте? К сожалению, как показывает практика, не каждый преподаватель, даже самый опытный, может аргументированно ответить на эти вопросы. Участники же выездного семинара в Колонтаево теперь знают, как можно повысить психологическую, интеллектуальную, эмоциональную и волевую грамотность, как обратить возможные негативные проявления педагогического общения в плюсы.

Лучшим доказательством того, что все услышанное на семинарах с успехом может быть применено в школах и учреждениях дополнительного образования, стала высокая активность молодых педагогов, с которой они включались во все разнообразные формы работы. Пройти тест Томаса и провести анализ собственной модели поведения, проиграть типичные педагогические ситуации, выбирая роли то преподавателя, то ученика, научиться применять «технику педагогического самбо», выполнить тренинговые упражнения на саморефлексию, наконец, просто поиграть – какой ученик от всего этого откажется, когда сами педагоги подают пример крайней заинтересованностью и неподдельной увлеченностью?

Мало отличаясь от школьников, молодые специалисты с детской непосредственностью знакомились друг с другом и описывали свое настроение, моделировали ссоры и мирились, пытались договориться с помощью невербальных средств общения, оказавшись на необитаемом острове, и рисовали по группам «царства-государства».

Закономерным продолжением этих семинаров стала тематическая встреча «Сказка, притча, метафора как средство воспитания и саморазвития ребенка». Как и следовало ожидать, занятия по сказкотерапии вызвали большой интерес у участников выезда. Не так часто молодому педагогу (если только он не воспитатель, а учитель начальных классов или преподаватель литературы) приходится вспоминать любимые с детства книги. Тем более не часто мы думаем о сказочных архетипах и выбранном жизненном сценарии, о психотерапевтическом воздействии «сказки на ночь» и воспитательной роли историй-метафор.

Конечно, молодые педагоги не успели рассмотреть и обсудить за время выезда все, что их заинтересовало, но зато появилось множество идей, которые участники семинара готовы осуществить при поддержке наставников-психологов. Выражая признательность преподавателям Ж.Громской и Э.Линд, начинающие специалисты отмечали, что им не хватает таких встреч, психологической поддержки и опыта старших коллег. Судя по отзывам слушателей, выездные семинары, подобные тем, что организуются в Центральном округе, дают не только новые знания, но и уверенность в собственных силах, заряд положительных эмоций.

Единственным минусом участники выезда посчитали то, что время пролетело слишком быстро. Между тем за неполные три дня они не только приняли участие во всех семинарах, но и рассмотрели обращение Президента РФ Д.Медведева «Россия, вперед!», обсудив приоритеты развития нашей страны и особую роль специалистов, работающих в сфере образования. Кроме того, молодые педагоги успевали готовить к праздничному вечеру концертные номера, заниматься спортом, гулять и делать яркие фотографии, а по вечерам (если еще оставались силы!) просматривать материалы по психологии, полученные на занятиях.

Для кого-то из молодых специалистов выезд в Колонтаево стал первым, кто-то с готовностью откликнулся на предложение поучаствовать в семинарах, уже знакомый с такой формой работы. Очевидно одно: встречи со старшими коллегами необходимы начинающим педагогам. Это то, чего они действительно ждут и за что не устают говорить: «Спасибо за интересную и полезную информацию, за обсуждение и решение конкретных ситуаций, за помощь, внимание и доброту».


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту