Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Царевна-лягушка. Пять пап, десять мам знают, как ее «расколдовать»

Учительская газета, №22 от 27 мая 2008. Читать номер
Автор:

«Здравствуй, дочка, киска! Пишет тебе твоя любимая мама. Поздравляю тебя, котенок, с днем рождения…» В толстой папке много таких посланий, выведенных детским неровным почерком. Эти письма воспитанники детского дома пишут своим будущим детям. Удивительные письма. Впрочем, в каменском специальном (коррекционном) детском доме №1 поражает многое. Пятиклассник Женя терпеливо ждал, когда освободится «папа». А Михаила Саранцева то и дело отвлекали девочки. – Папа, я получила две пятерки по контрольной работе. – На лице девочки, казалось, сияли даже веснушки от радости. – Молодец, Маша, – похвалил Михаил Александрович. – Папа, надо белье получить, а то не успеем, – подбежала вслед за Машей другая бойкая девчушка. – Сейчас, сейчас…

Обычные будни обычной семьи Саранцевых. Через несколько минут Михаил Александрович вместе с Женей уже будут устанавливать полочку для книг. Ее подросток смастерил сам, покрыл лаком. Теперь она займет место в спальне, где они живут вдвоем с Никитой.

Женя в детском доме всего несколько месяцев.

– Обживаюсь, – говорит он мне. – Нет, это не мой альбом, а Никиткин. У меня еще нет своего…

Я уже знаю, что у каждого воспитанника детского дома есть свой личный фотоальбом. Как же без него? Что они будут рассказывать о своем детстве своим будущим чадам?

Кажется, мелочь – фотоальбом с детскими фотографиями. Но вот из таких «мелочей» и родилась в этом необычном учреждении стройная, целенаправленная, методически выверенная система подготовки будущего семьянина. Оказывается, можно и в условиях детского дома воспитывать будущих пап и мам, чтобы они наконец-то прервали порочный круг. Мол, от осинки не родятся апельсинки.

– Не согласна с этим, – говорит Галина Плясова, директор детского дома №1, – просто нужны годы труда. В одночасье проблему не решишь. Помните, в восьмидесятых, начале девяностых в старших классах появился предмет «Этика и психология семейной жизни». Почитала я учебник и подумала, а ведь нашим-то деткам даже этих элементарных знаний никто не дает. И где вообще они их получают? В 10-й класс, как правило, выпускники детдома не идут. Мы их кормим, обуваем, одеваем, к труду приучаем. А к семейной-то жизни кто их подготовит, если не мы?

Галина Ивановна умеет задавать неординарные вопросы. Самой себе, сотрудникам… Почему, к примеру, все программы воспитания ребенка в детском доме (если они, конечно, имеются) направлены в основном на профессиональную подготовку выпускников? А разве не важнее для человека семейное счастье? А что знают детдомовцы об отношениях в семье, о роли отца, матери?

– На моей памяти был только один случай, когда мать опомнилась и забрала своего ребенка из казенного дома, – сокрушается Галина Ивановна. – А в основном надеяться нашим сиротам не на что. Вот сейчас, правда, стали забирать в семьи чаще, чем раньше. Но вы знаете, есть и случаи возврата. И что печально, не так уж они редки. Берут в села из-за денег, из-за каких-то других причин. Ведь не ребенка мы должны подбирать для семьи, а наоборот, семью для ребенка. А нам говорят, мол, нужна девочка до семи лет, чтобы и поведение хорошее, и оценки, и то и другое. А подростков старше двенадцати редко берут. И ни один не сказал, а дайте нам ребенка, мы будем любить его. Даже если плохо учится, имеет проблемы со здоровьем. Точно выразился Альберт Лиханов, что детский дом – это зеркало народных бедствий…

Наша выпускница вышла замуж, родила, семья хорошая. Рассказывает мне, как однажды захотели навестить мать. Ужас, в доме даже плинтусов нет, сожгли на дрова. А наш красавец Дима отслужил в армии, поехал с другом в родной дом. Зашел, а мать поднимает голову от стола: «Кто ты такой?»

Сколько таких горьких историй может рассказать заслуженный учитель России, отличник народного образования директор Галина Ивановна Плясова. Но для нее, человека деятельного, одаренного, эта реальность не повод для успокоения, мол, ничего не поделаешь. Нет, все это идет в копилку опыта, преодоления обстоятельств. А начать надо с себя. Недаром главной заповедью для всех «пап» и «мам» Каменского детского дома стали слова: «Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. Семейный труд – это деятельное проявление любви к ближнему». Вот этой деятельной любви и учат мальчишек и девчонок взрослые.

В детском доме №1 пять семей. Называются они, как и должно быть, по фамилии «папы»: «Семья Еланцева, Шестакова, Печурина, Евсюкова, Саранцева». В каждой от 8 до 10 детей разного возраста. (Братья и сестры, естественно, живут в одной семье). И еще есть две «мамы». Создание семей в свое время потребовало переустройства всего быта. Обычное двухэтажное здание сорокалетней давности (а вообще детский дом существует с 1928 года) внутри поражает своим особым уютом. У каждой семьи есть своя территория. Это спальни, кухня, подсобные помещения, гостиная. Двух одинаковых по убранству помещений в семьях нет. А уж о кухнях и говорить не приходится: у каждой – свой стиль. В семье Шестаковых любят подсолнухи. И вся кухня золотится от их присутствия. Глава семьи Валерий Васильевич, географ по образованию, обожает природу, путешествия. А это значит, что члены его дружной семейки охотно разделяют увлечение «папы». Есть у них даже любимое местечко для пикников. «Камешки» называется. Не забывайте, что уютный городок Камень-на-Оби оправдывает свое имя многочисленными живописными местами с валунами. В семье Саранцевых прижилась другая традиция – совместные чтения вслух полюбившейся книги. «Папа» вместе с помощниками уютную арку соорудил, разделяющую кухню на две части. Получилось и красиво, и комфортно. Можно в кружке на диванчике послушать чтение. А к столу захочется – пожалуйста, милости просим к самовару, на другую половинку кухни.

Но есть у всех семей одна общая и неизменная традиция. Это субботняя баня и пельмени домашние – с пылу с жару. Лепят их всей семьей. И работа эта – в удовольствие, признаются все от мала до велика.

Я увидела главное – взрослые не работают папами и мамами, они живут для своих Кристиночек, Сашулек, Женечек… А иначе зачем пересматривать десятки журналов, чтобы при взгляде на шторы в спальне девочек у всех гостей вырывалось изумленное: «Ах! И как вы такие бантики закрепили на карнизе? Красота!»

– Это мы на свой лад переделали, подсмотрели идею в модном журнале.

«Мама» Светлана Никольченко охотно дает мне пояснения. Впрочем, отрывать ее от занятия с детьми мне не хочется. И я усаживаюсь на кресло в гостиной. А ребята на полу заняты полезным и нужным делом. Шьют с «мамой» подушечки. Набивают их травами: душицей, мятой, чабрецом. Кто-то из малышей уютно устроился на коленях у «мамы». Для Светланы Анатольевны, я вижу, это вполне привычное дело. Похвалить, помочь, погладить по голове, прижать к себе… Обычная, дружная, многодетная семья…

Есть у семей и загородный дом. В живописном месте на берегу реки проводят ребята все лето. Траву-то для подушечек заготовили именно там. Собирают ягоды, ухаживают за огородом, варят варенье, сушат грибы, травы. Да мало ли занятий в деревне?

Да, я же не сказала о самом главном. Любовь любовью, а работают взрослые по плану. Программа «Воспитание семьянина в условиях детского дома» – это не то что ежедневный, а ежечасный план жизни каждой семьи. С добрым умом и умным сердцем составлена эта программа. В ней четыре блока (рассчитаны на четыре года). Но даже если воспитанник пробудет год в детском доме, он «пройдет» темы из всех четырех блоков. Как это получается? Поясню на примере первого блока – «Семья и ее функции».

В январе – феврале первого года из этого блока изучаются, к примеру, такие темы, как роль отца и матери в семье, дети и их роль в укреплении семьи, традиции семьи. Впрочем, «изучаются» – неверно, проживаются, точнее, усваиваются в деле.

Уже в начале второго года воспитанники постигают нравственные основы семьи. Что значит семейный долг, каковы последствия нарушений семейных отношений. И так в каждом из четырех блоков. (Они названы так: «Роль семьи в умственном воспитании детей», «Значение домашнего труда в жизни семьи», «Хозяйство семьи и бюджет».)

И все эти знания мальчишки и девчонки усваивают, что называется, теоретически и практически. Все вечера, конкурсы, состязания, игры строятся в соответствии с изучаемой темой. В каждой семье две «мамы» разделяют свои функции так. Одна хозяйничает с детьми, обучает «азбуке кухни», а другая берет тему «Вещи, все о них».

Я попросила у девочек записи, которые они ведут во время занятий с мамами. Сколько там полезных, нужных, ценных советов будущим хозяйкам дома! И все это на практике освоено. Нет, недаром каменские свекрови рады невесткам – выпускницам детского дома. И вот курьез, в школе, которую посещают «семейные» детдомовцы, удивляются. Что вы такое делаете, что наши домашние девочки сожалеют, а мы этого не знаем.

Галина Ивановна с гордостью приводит такую цифру. За последние пять лет из десяти семей, созданных воспитанниками каменского детдома №1, распалась всего одна. Впечатляет?

Конечно! Недаром уже несколько лет как Каменский детский дом – федеральная площадка по передаче уникального опыта. И летят сюда письма из разных уголков: расскажите о себе, своей программе. Ведь нет сегодня государственной программы воспитания детей в детских домах.

– Где вы нашли таких «пап»? Ведь в наше время мужчина-воспитатель с головой и руками – дефицит! – допытывалась я у Галины Ивановны. «Все свои, каменские, – улыбается директор. – Наше условие при приеме, чтобы это был хороший семьянин, в первую очередь педагог, во вторую – и умелец, конечно. Идут, работа интересная. Режим хороший, сутки работа – двое отдых. Правда, с отдыхом не всегда получается. Чуть что «папе» звонят. Нужна помощь. Приходят. О каждом из этих «пап» надо педагогическую поэму писать. Да и «мамы» заслуживают того же».

– А собственные дети вас не ревнуют? – поинтересовалась я у Алевтины Тепловой. Она долгое время была «мамой», а вот недавно директор уговорила ее стать завучем. Убедила, что теперь она будет «всехняя мама».

– Мои сын и дочь поначалу-то, бывало, сетовали – ты с другими больше бываешь. А потом сами стали помогать. Они у меня спортивные, – рассказывает Алевтина Владимировна.

Да разве можно к детишкам нашим сердцем не привязаться! Ведь они на глазах все время. Подходит ко мне малыш и шепчет: «А у меня теперь две мамы. Одна мамка Ольга дома осталась, а другая – вы». А однажды прижался ко мне, спрашивает: «Мама, а у меня внутри все цело?» Да так серьезно. Я ему: «Сашенька, почему ты волнуешься, ведь у тебя ничего же не болит?» А он в ответ: «Не болит. Но меня часто папа подбрасывал вверх и отпускал руки, я падал на землю больно».

– Ой, а мама твоя где была?

– А она смеялась…

Бегут с любой радостью к тебе.

– А за нами тетя приезжала! Звала к себе жить.

– Согласились?

– Мам, а как узнать, хорошая ли она. Вот если бы кто из наших «мам» позвал…

Зовут. В семье Веры Вульвач живет выпускница детского дома Наташа. Окончила она школу, поступила в педагогический колледж.

– Что же теперь нашей девочке по общежитиям мотаться? – рассудила мама Вера. И на семейном совете решили, пусть Наташа переезжает к ним. Муж, сын с невесткой одобрили решение Веры Владимировны.

…В этом теплом семейном доме даже в расписании дня нет казенных слов. Не подъем, а доброе утро, вместо отбоя – спокойной ночи. Выставка детских работ называется «Домашний вернисаж».

Да, кстати, территория вокруг детского дома, пожалуй, самая красивейшая в городе. Каждая семья на своем участке творит чудеса. Распускает каждым летом свой роскошный хвост из цветов павлин. Выглядывает из-за кустов Царевна-лягушка со стрелой. Скоро она, вероятно, превратится в красавицу. Журчит по камушкам ручей. Красота!

А что, красота действительно спасает. Красота человеческих отношений, поступков. Красота березок в любимом месте «Камешки». Красота цветов на участке вокруг теплого детского дома. Она как противовес оторванным плинтусам в убогом жилище, злым забавам бывших горе-родителей.

И в этой другой – красивой реальности рождаются послания будущим детям. И, конечно же, стихи. Не могу не привести одно из них – Леночки Шароновой, у которой тоже две мамы – дома и здесь: «Я проснусь и не узнаю свой родимый дом. Его крыша, словно купол древнего двора. Ну а двери – это руки мудрого отца. Я оставлю в сердце вечно эту красоту».

А слово «дом» расшифровывают здесь просто. Дети, отцы, мамы.

Камень-на-Оби, Алтайский край


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту