Суть взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
Я как учитель очень люблю деловую игру как форму взаимодействия с родителями. Вот несколько самых удачных примеров.
Для начала родителям и учителям необходимо познакомиться, каждый по очереди рассказывает о себе какой-нибудь интересный факт. Разделив всех собравшихся на две группы, начинаем «хаотичное движение молекул». По команде «Молекулы соединились по (число)» педагоги и родители объединяются в группы. Далее приглашаем по три участника от группы. Один становится в центре и ставит ноги в коробки, участники сбоку ставят ногу в коробку к игроку в центре. В таком положении им нужно пересечь комнату. Таким образом, родители и педагоги взаимодействуют друг с другом, ищут общее решение и компромисс. Затем можно обсудить, кому из участников было труднее всего перемещаться, в каком случае двигаться легче и увереннее.
Человек, находящийся в центре, в данном случае играет роль ребенка. С одной стороны расположены педагоги со своими методами, а с другой – родители со своими средствами воспитания и ожиданиями. Ребенку необходимо соответствовать ожиданиям и тех и других, выполнять различные требования. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что успешность воспитания и обучения ребенка невозможна без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.
Каждая команда будет иметь свои символику и герб. На листах А3 участник каждой группы изображает свою символику, представляет группу. Следующий шаг – поход в гости друг к другу. Поездки бывают интересными, удачными, иногда неприятными. Хорошо, когда находишься дома, в своей зоне комфорта, другое – когда попадаешь в чужой монастырь со своими взглядами, правилами и законами. Разные ситуации вызывают разные эмоции. Каждая группа делит лист бумаги на две части. На одной половине листа изображают чувства, которые они испытывают, находясь на привычной территории, на другой половине – чувства, испытываемые при посещении чужой. Здесь внимание акцентировано на том, что чувства у людей из разных групп похожи. На родной территории мы ни о чем не беспокоимся, а на чужой – тревожимся, боимся быть непонятыми.
Родители постоянно общаются между собой по поводу обучения и воспитания детей. У каждого свои ожидания. Чего же ожидают родители от педагогов, а педагоги от родителей? Каждая группа записывает свои ожидания, затем идет обсуждение. Родители учащихся не меньше педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что решение проблемы воспитания, обучения и социализации ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия школы и родителей.
Вторым интересным способом установления взаимодействия с родителями может быть ролевая игра в форме экскурсии. Необходимо запланировать совместную поездку с родителями, детьми и педагогами, работающими в классе. Далее совместно продумать маршрут с учетом пожеланий всех участников. Затем распределить роли. Кому-то поручаем быть фотографом, кому-то – экскурсоводом, кому-то – журналистом. Я как учитель английского языка люблю проводить это мероприятие на английском языке, и у нас появляются дополнительные роли переводчиков и туристов из разных стран. Как вы понимаете, используя этот метод, помимо воспитания активной гражданской позиции и универсальных учебных действий, толерантного отношения к представителям других культур, любви к родной культуре мы также формируем и развиваем метапредметные навыки и умения, а также профориентационные навыки, организуем деятельность обучающихся по обобщению и систематизации знаний. У педагогов, родителей и детей развиваем чувство взаимопомощи и внимания друг к другу.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Еще Дмитрий Иванович Менделеев говорил, что обучение без воспитания – это меч в руках сумасшедшего. Поэтому взрастить новое поколение можно только общими усилиями педагогов, родителей и самих детей.
Юлия ТАЛАН, учитель английского языка школы №924, доктор психологии
(PhD, Universitas Internationalis Studiorum Superiorum Pro Deo)
Комментарии