search
main
0

Чувство вины и гордости. Испытывают сегодня воспитанники школьных музеев

На просьбу «Учительской газеты» рассказать о работе школьных музеев боевой славы (№2, 18.01.05) наши читатели откликнулись незамедлительно. Уже к концу января со всех концов страны стали приходить письма и бандероли. Читаю обратные адреса: вот Ставропольский край, а это Тюмень, Карелия, Воронеж, здесь Ивановская область, Астрахань… А вот, надо же, Белоруссия – как это приятно! Некоторые бандероли очень большие и тяжелые. В них – толстые альбомы, повествующие и о самих музеях, и о ребятах, в них работающих, и об учителях. Но особенно много, конечно, о тех, кто сражался на фронтах Великой Отечественной. Много фотографий – и пожелтевших солдатских, и современных. Сколько старания и любви вложено в эти альбомы, сколько кропотливого труда!

Беру в руки один из них. На первой странице письмо: «Пишет вам директор музея средней школы №1 из Тобольска, заслуженный учитель России Надежда Степановна Крюкова. По итогам 2004 года наш музей признан лучшим в Тюменской области. К нам приезжают ребята из многих других городов. В музее проводятся областные семинары, «круглые столы», городские методобъединения, уроки мужества. А какие замечательные театрализованные праздники у нас проходят! Вот уже 17 лет подряд помогает нам в этом наш педагог, заслуженный артист России Н. Макаренко. Мы переписываемся с 58 выпускниками военной поры».

Я читаю эти строки, и теплая волна заливает мое сердце. Вот уже 20 лет я работаю в «Учительской газете» и многое здесь испытала. Последние годы все больше – чувство горечи и стыда за униженное положение учителя.

А вот нынче, когда мы открыли на своих страницах суперрубрику «60 лет Победы» и стали получать письма-отчеты о воспитательной, патриотической работе в школах, ко мне все чаще возвращается ощущение гордости за учительский труд, за самих учителей. Да, денег нам всем, всему простому народу сильно не хватает. Но если честно, их особенно-то не было у нас и тридцать-сорок лет назад. Однако были ли мы унижены? Конечно, нет! И ведь понятно, почему: нас уважало государство. А само наше государство уважал весь мир. Ненавидел, боялся, но – уважал. И этим уважением, а значит, присутствием в нашей душе чувства собственного достоинства мы были защищены.

Так вот: осознание того, что в школах не только не загублено, но и хорошо ведется патриотическое воспитание, лично меня в этой жизни защищает, возвращает уверенность в своих силах и чувство собственного достоинства. Я вижу: школа сегодня противостоит безумию телевидения, рекламы и шоу-бизнеса, воспитывая детей в любви и преданности родной земле. И делают это скромные руководители школьных музеев, учителя литературы и истории, классные руководители.

«Страна наша потеряла свое величие и славу, – говорят они. – Но потеряла ли она от этого нашу любовь». Возможно, не эти, а совсем другие слова звучат на экскурсиях в школьных музеях. Разве в этом дело? Здесь важен смысл. Важна целебная сила, созданная атмосферой экскурсий, уроков мужества или встреч с ветеранами войны и труда.

И вот эту целебную силу, эту атмосферу я чувствую, даже просто перелистывая страницы альбома из Тобольска. Дети знают о своей 1-й школе очень многое, вижу я. Она начиналась еще в 1852 году как приходское училище, созданное декабристами. Потом стала гимназией. А в войну сразу после выпускного бала на фронт ушли 87 человек, среди которых были и директор школы, и учителя, и ученики.

Я узнаю из этого альбома и историю создания школьного музея. В нем пять направлений: «Школа в годы Великой Отечественной войны», «Они защищали Родину», «Фронтовые письма», «Учителя – участники войны» и «Герои Советского Союза». Принципы построения музея таковы: историзм, научность, открытость, доступность. Подготовку к празднованию 60-летия Победы в этом музее начали ровно год назад. Сегодня записываться на экскурсию в музей 1-й школы ребятам из других городов надо за два месяца. Такова очередь. Такова популярность.

В альбоме представлена поисковая работа, учеба совета музея, организация выставок, работа клуба «Подвиг», встречи с учителями-участниками войны, уроки мужества, семинары учителей истории. В разделе «Научно-исследовательская работа – подготовка рефератов к школьной и городской конференциям «Шаг в будущее», работа над статьями, переписка с выпускниками школы и многое другое. План празднования Победы содержит 10 серьезных больших мероприятий.

Я внимательно читаю все, а прочитав, думаю о том, что главная особенность музея 1-й тобольской школы состоит вот в чем: он воспитывает любовь к Родине не только как любовь к родной земле, а прежде всего как любовь к людям, на ней живущим. К людям – это очень важно!

Чувство патриотизма делает человека частицей великого целого, дает ему силу. Этот принцип лег в основу работы еще одного школьного музея. Им руководит социальный педагог Ирина Крячкова. «С большим удовольствием прочитала в газете о перекличке музеев боевой славы, – пишет она. – Нам всем нужна память о Великой Отечественной войне, нужны встречи с ветеранами, рассказы о тех суровых годах и подвигах советских людей. Спасибо вам за акцию».

Музей боевой славы 19-й армии Карельского фронта был открыт в 9-й средней школе города Кандалакша Мурманской области еще в 1975 году. Сегодня в нем – 834 экспоната. Ребята, члены музея, разыскали две тысячи защитников города, записали шесть тысяч воспоминаний ветеранов 19-й армии, совершили 11 походов по местам былых боев, десятки встреч с ветеранами войны. А вот какова тематика экскурсий в этом музее: «Маленькие герои войны», «В небе Кандалакши», «Их имена носят улицы нашего города». В альбоме, который прислала редакции Ирина Павловна, я прочитала даже сценарий праздника, посвященного 60-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. Сценарий этот, написанный, как я понимаю, самими ребятами под руководством взрослых, и позволил мне сделать вывод о том, что воспитание патриотизма как чувства, дающего силу, и лежит в основе деятельности музея 9-й школы.

Мне очень понравились и сочинения учеников 8-9-х классов, которые также представлены в альбоме. Одно из них называется «О чем болит душа ветерана». Его написала восьмиклассница Таня Смирнова. Тема замечательная. Замечательно, что именно об этом – о душе, которая болит, – пишет девушка. А болит она о людях, воевавших и живущих сегодня в бедности. О том, что старики становятся сегодня своей стране в тягость.

«Десять лет я занимаюсь поисками останков и увековечиванием памяти павших, – признается Таня. – У тридцати удалось установить фамилии и разыскать родственников. Мы с ребятами прошли почти всю фронтовую полосу. А это для ручной работы огромная территория – 105 километров в длину и 30 в ширину».

Абсолютно бесценна «ручная работа» Тани Смирновой и ее единомышленников по музею. Но не менее ценна и работа души этих ребят. Их чувство вины перед людьми, защитившими Родину лично, у меня вызывает уважение. Думаю, это самое значительное проявление духовности, в основе которой – долг и совесть. Чувство вины заставляет действовать. «В этом юбилейном году хочется сделать как можно больше, – пишет Таня. – Но куда там! Нет денег… И все-таки в сентябре 2004 года останки еще шестерых бойцов мы предали земле».

Однако вот о чем я подумала, когда читала письма и изучала альбомы. Ни в одном из них почему-то не сказано о том, как члены школьных музеев шефствуют над ветеранами. С ними регулярно встречаются, да. Их чествуют, выказывают почет и уважение. Но… А сбегать в магазин за продуктами, принести лекарства из аптеки, помыть пол, почитать книгу, вместе посмотреть телевизор, просто поговорить? Может быть, и это делается, но никто не написал. Забыли?

Очень хороший альбом прислали шестиклассники, юные корреспонденты Джанайской средней школы. Все они ходят в кружок «Репортер», возглавляет который Миннегуль Нурманбетова. «С пятого класса мы пишем сочинения на тему «Великая Отечественная война», – сообщают ребята. – В нашем селе Джанай (это Астраханская область. – Авт.) было много ветеранов войны, но с каждым годом их становится все меньше. В честь 60-летия Победы мы написали книгу, в которой рассказывается о наших уважаемых ветеранах».

Книга называется «Память», но дело не только в том, чтобы отдать дань уважения и памяти бойцам родной земли. Книга эта позволяет из прошлого перекинуть мостик в будущее. Француз, писатель Жозеф Ренан сказал примерно следующие слова: общая слава в прошлом, общая воля в настоящем – вот что соединяет людей в единую нацию. А нация – это общая программа будущего. Вспоминая и уважая прошлое, мы защищаем наше завтра, а не вчера.

Дети, авторы книги «Память», которым сегодня по 10-12 лет, – это и есть наше будущее. Научившись уважать свою историю, они сумеют лучше нас позаботиться о своем будущем. О своей стране и ее людях.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте