“Образование – это не то, что человек знает и помнит, а то, что постоянно определяет его поведение”. Это высказывание можно принять как аксиому.
Именно в детстве закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки. Немалую роль здесь призвано сыграть правовое образование. Роль его значительно возрастает, что вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений, расширением коммуникативных связей между людьми, ростом ответственности за свою судьбу. Оно направлено на формирование правовой культуры личности. Ядром ее является правосознание личности, включающее как научные знания о праве, правопорядке и его охране, так и эмоционально окрашенное оценочное отношение к праву и правопорядку.
Гражданское образование детей начальных классов является важным звеном в непрерывном гражданском образовании, созданном в школе N8 г. Тамбова, экспериментальной площадке Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования.
Наша школа включилась в эту работу девять лет назад, поставив целью создание системы непрерывного гражданского образования с 1-го по 11-й класс.
Гражданская правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками и установками, она шире, чем сфера сознания, т.к. включает в себя непосредственные действия человека и его поведение (проявление законопослушания, уважение к праву, к закону) в различных, часто непредвиденных жизненных ситуациях: она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.
Поэтому правовое обучение на первой ступени носит ярко выраженный прикладной характер, решая такие воспитательные задачи, как становление личности гуманистически ориентированной, законопослушной, обладающей гражданскими чувствами, чувством собственного достоинства, умеющей отстаивать свои права, адаптированной к условиям окружающей жизни.
Регулирующие правовые нормы предназначены для того, чтобы определенным образом упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они в основном определяют, что можно, а что нельзя, каким образом надо поступить в той или иной жизненной ситуации.
Программа первого класса “Азбука вежливости” способствует адаптации учащихся, в том числе и социальной, к условиям жизни в школьном коллективе. Очень важно привить детям с первых шагов культуру поведения и обучения. Самое главное на этом этапе – сформировать такие умения, навыки и привычки, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении детей, помогая в создании атмосферы доброжелательности и товарищеского внимания.
Во втором классе продолжается становление личности школьника, личности гуманистически ориентированной, обладающей гражданскими качествами, адаптированной к условиям окружающей жизни. Основу программы “Я, Ты, Мы” составили требования, характеризующие отношения ученика к обществу, к коллективу, к другим людям и самому себе. Они непосредственно вытекают из норм морали. Цель занятий с второклассниками – воспитать человека, который относится благожелательно к окружающим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроение, с готовностью помогает им и словом, и делом.
В третьем классе реализуется основная задача правовой пропедевтики на начальном этапе обучения граждановедения через программу “Ваши права”. Необходимость сообщения младшим школьникам определенного минимума правовых знаний диктуется и задачей, решаемой на начальной ступени обучения, – сформировать у учащихся первичные знания об окружающем мире, о стране, в которой они живут.
Приобретение новой социальной роли “Ученик школы” приводит к расширению круга людей, с которыми ребенок общается. Эта социальная роль предполагает владение рядом конкретных правил для ее выполнения. Изменение социальной роли ребенка как жителя города приводит к возрастанию значения знаний о правилах поведения в доме, на улице, в транспорте и т.д. Расширяющийся круг общения требует знания правил, связанных с личной безопасностью.
Необходимость сообщения младшим школьникам определенного круга правовых знаний диктуется и задачей, решаемой на начальной ступени обучения, сформировать у них первичные знания об окружающем мире, о стране, в которой они живут.
В процессе нравственного воспитания младшего школьника на уроках граждановедения должны создаваться условия для формирования следующих свойств личности:
– чувство собственного достоинства: уважение к себе, требовательность к себе, отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению, протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь;
– человечность: способность к сопереживанию, сочувствию, доброжелательность, уважение к людям, отзывчивость – готовность прийти на помощь, стремление заботиться о других людях, миролюбие, неприятие агрессивности, неприятие жестокости, незлобивость, умение прощать обиду, способность к благодарности за доброе отношение к себе; коммуникативность, честность, целеустремленность и т.д.
Именно воспитание человечности, миролюбия, ответственности, способности сопоставлять свое поведение с мнением окружающих может предостеречь от совершения опасных и вредных действий, от вступления человека в конфликт с законом. Человек, усвоивший социальные нормы, действует более четко, уверенно и результативно. Обеспечивая единство этических и правовых знаний, учителю следует особое внимание обратить на обучение правилам вежливости, определяющим манеру поведения.
Благодаря таким занятиям с 1-го по 3-й класс формируется новая модель поведения через освоение нравственных норм, образцов поведения, общественных требований, у младших школьников создаются основы личностного идеала.
Центральная роль в правовом обучении и воспитании принадлежит учителю – от его жизненной позиции, отношения к учащимся, манеры поведения, стиля общения, последовательности в требованиях, знания предмета, ориентировки в правовых вопросах в огромной степени будет зависеть, воспримут или не воспримут дети первые уроки этики и права. Надо помнить, что в этом возрасте рациональные компоненты сознания не играют еще ведущей роли, в значительной степени ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. При этом яркость эмоциональных реакций обусловливает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых младшим школьником. Надо помнить, что даже самые правильные слова останутся лишь словами, если учителю не удастся вызвать у учащихся интерес и сопереживание.
В нравственном и правовом воспитании учитель может опереться на характерное для младшего школьника стремление быть хорошим, получить одобрение учителя, добиться успеха, отзывчивости на доброту, стремления к справедливости, желания найти образец для подражания. В то же время нельзя не учитывать отсутствие у детей этого возраста жизненного опыта и связанного с ним чувства опасности, что легко превращает ребенка в жертву обмана и даже преступления, а в сочетании с отсутствием четких представлений о добре и зле делает его добычей криминальных элементов. Поэтому так важно, чтобы любое сообщение правовой информации основывалось на разнообразном материале из окружающей жизни, жизненных примерах.
Необходимо также, чтобы родители школьников хорошо знали, с какими этическими и правовыми нормами знакомятся их дети, чтобы поддержать своим авторитетом, примером и требовательностью усилия учителя в области нравственного и правового воспитания.
Опыт показывает, что требуется систематическая индивидуальная работа с родителями по убеждению их в необходимости относиться к детям уважительно, не унижать их, выражать веру в их силы и возможности и в то же время проявлять твердость и последовательность в требованиях к их поведению дома, на улице, в общественных местах, ориентируясь при этом на существующие правила. Необходимо постоянно напоминать родителям о важности для детей личного примера взрослых.
Ирина ДРУЖКИНА,
учитель начальных классов
Тамбов
Комментарии