Я считаю, что с помощью уроков физической культуры можно остановить и даже повернуть вспять процесс снижения уровня здоровья школьников, происходящий за 10-11 лет обучения. На уроках физической культуры ученик приводит в гармонию физиологические системы организма, формирует новые навыки, позволяющие ему эффективно адаптироваться к окружающей среде… И случается то, что можно назвать чудом, а можно – закономерным итогом: маленький человек сохраняет и приумножает данное ему природой здоровье.
Согласно Положению о врачебном контроле за физическим воспитанием населения все школьники распределяются по состоянию здоровья на медицинские группы. К основной группе относятся ученики без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но при наличии хороших показателей физического развития. К подготовительной медицинской группе относятся школьники, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовленность. К специальной медицинской группе (СМГ) относятся дети со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, которым требуются существенные ограничения физических нагрузок. И не секрет, что эта группа учащихся часто пропускает уроки физической культуры под различными «благовидными» предлогами. Причин такой нелюбви к предмету несколько. Во-первых, у ребят возникает ощущение неполноценности, если они не занимаются физической культурой со своим классом. Во-вторых, занятия в СМГ, как правило, проводятся после всех уроков. В-третьих, дети уверены, что все равно никто им двойки не поставит. Наконец, школьникам просто скучно на уроках.
Есть еще одна проблема: что делать малокомплектным школам, где количество учеников со значительными отклонениями в состоянии здоровья не столь велико, да и для открытия специальной медицинской группы необходимо набрать не менее 12 ребят с одним и тем же диагнозом или схожим с ним?
Как же строить уроки физической культуры?
Я вижу выход в индивидуальном подборе упражнений для каждого учащегося, относящегося к СМГ. Подбор упражнений должен осуществляться в соответствии с учебной программой. А чтобы «слабенькие» ученики не комплексовали рядом с ребятами из основной группы, нужен широкий выбор средств физического воспитания. Однако не забывайте о противопоказаниях по здоровью. Используйте нетрадиционные формы занятий физической культурой – подвижные игры с элементами того или иного вида спорта.
В качестве примера хочу привести спортивную игру в 8-м классе под названием «На улицах большого города». На занятии присутствуют 20 человек, из них 4 относятся к СМГ.
Задачи урока: закрепление техники перехвата мяча, совершенствование техники ведения мяча в движении с изменением направления и скорости, развитие ловкости, воспитание «чувства локтя».
В подготовительной части урока ученикам из группы СМГ наряду с остальными предлагаются разновидности ходьбы и бега. Ходьбу ученики могут выполнять в общем строю, а упражнения в беге – по внутреннему кругу. В зависимости от заболевания упражнения подбираются индивидуально (с изменением темпа бега, частоты выполнения).
Общеразвивающие упражнения с мячами: упражнения для учеников основной группы и СМГ мало чем отличаются, но опять же следует учитывать степень заболевания школьников. Если дети со слабым здоровьем не смогут выполнить какое-либо упражнение, предложите им более простое или упрощенный вариант исходного.
В основной части урока работа учащихся, относящихся к СМГ, строится в большей степени на управлении движением и перемещением, а также выявлении ошибок и недочетов одноклассников из основной группы здоровья.
На этом этапе ребята из специальной медгруппы становятся инспекторами ДПС и регулировщиками движения, им выдаются фуражки, квитанции (заранее заготовленные блокноты с фамилиями и авторучки).
Игра «Автостоп»: каждой тройке выделен «участок дороги», по которой с различной скоростью едут «машины» (мячи). Скорость «машинам» задают игроки, передавая мячи от груди и по кратчайшей траектории. После каждой остановки «транспорта» путешественник меняется. В процессе игры подаются команды: «Перехватить мяч левой рукой!», «Перехватить мяч правой рукой!», «Перехватить мяч двумя руками!». На протяжении всей игры «инспектора» строго следят за правильностью выполнения команд и делают соответствующие пометки «в квитанциях».
Ученики разбиваются на пары: первые выполняют передачу в стену, вторые стараются мяч перехватить, не дать опуститься на пол. «Инспектора» продолжают следить за нарушением правил на своем «участке дороги», указывая ошибки «нарушителям».
Переходя к следующей задаче (совершенствование техники ведения мяча в движении с изменением направления и скорости), «инспекторов» следует перевести в «регулировщики движения». Ученики из СМГ получают жезлы регулировщика и управляют движением на своем «участке дороги».
Затем предлагается игра «Перекресток», где ребята из специальной группы перемещают «автомобили» по проезжей части (это может быть груз, подвешенный на высоте 2-3 м за карабин), а учитель подает сигналы светофором (можно использовать флажки).
Следующая игра называется «Мяч капитану» – освобожденные получают погоны капитанов и закрепляются за каждой командой.
В заключительной части урока, во время проведения игры на внимание с основной группой, ученики из СМГ подводят итоги – подсчитывают штрафы, чтобы затем помочь учителю в выставлении оценок.
Таким образом, весь урок работают все ученики.
Методически правильно организованные систематические занятия хоть и требуют большой подготовки, но главное – способствуют улучшению состояния здоровья школьников, повышают их физическую подготовленность и интерес к занятиям физической культурой.
Несомненно, что физкультура и спорт формируют волевые качества, необходимые для достижения жизненных целей и преодоления невзгод. Сообразительность, расчет, быстрота реакции, красота и эстетика тела и духа – это производные физической культуры и спорта.
Регулярные занятия физкультурой и спортом – основные факторы формирования самоорганизации и самовоспитания, навыков самоконтроля и саморегуляции; кроме того, я считаю, что такие уроки-игры вызывают интерес у детей, во-вторых, они доступны практически для всех школьников, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ, в-третьих, позитивно влияют на рейтинг уроков физкультуры для данной категории школьников и помогают педагогам образовательных учреждений рационально организовать физкультурно-оздоровительную работу со специальной медицинской группой.
Евгений РЯБЧЕНКО, учитель физической культуры средней школы №5, Суворов, Тульская область
Комментарии