search
main
0

Чуткость и сострадание

Размышляем вместе

Современная школа, призванная формировать духовный опыт подрастающего поколения, сможет выполнить свою задачу только в том случае, если в основу процесса образования поставит духовное воспитание и обучение личности, обращаясь к сокровищам мировой и отечественной культуры, среди которых важное место занимают нравственные ценности.

Особую роль в решении этих задач играет учитель литературы, поскольку само содержание предмета предполагает обращение к душе ученика, к его культурному и нравственному опыту…

Отечественная литература всегда была одухотворена философией надежды, опиравшейся на высокие нравственные, духовные, общечеловеческие ценности. Она всегда искала в истории истины, сопряженные с надеждой, с конечным торжеством добра. Отнимая иллюзии, она ценила верования, прежде всего веру в человека, способного возложить на себя великую ношу сострадания, суда совести, ответственности за судьбу всего человечества.

Всегда ли этот высокий смысл был следствием религиозности автора? Безусловно, нет. Однако глубокое нравственное содержание религиозных учений (причем не только православия) было основой мировоззрения таких всемирно признанных мастеров, как Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, Д.С.Мережковский, Л.Н.Андреев, И.А.Бунин, М.А.Булгаков, Б.Л.Пастернак и многие другие. Следовательно, чтобы постичь художественные идеи, заключающиеся в их произведениях, надо разбираться в основах тех религиозных учений, которые питали мировоззрение авторов.

Поэтому на уроках литературы логично уделять внимание вопросам истории религии и сущности таких религиозных учений, как буддизм, христианство, ислам. Вместе с учащимися мы исследуем причины возникновения той или иной религии, ее основные постулаты, а главное – нравственное содержание религиозных учений, те важнейшие духовные ценности, которые несут в себе эти религии: идеалы добра, милосердия, сострадания, чистоты помыслов, справедливости, подлинного счастья, способности на жертву ради другого человека… Знание основ религиозных учений помогает впоследствии при анализе литературных произведений. Вот лишь несколько примеров.

Известно, сколь глубоки религиозные корни романов Ф.М.Достоевского. Не исключение и его самый злободневный роман «Преступление и наказание». В нем перед нами предстает Петербург середины 60-х годов ХIХ века с его контрастами нищеты и роскоши, аристократизма и проституции, бюрократического равнодушия и унижения человеческого достоинства. Мир человеческих страданий и лишений, с которыми сталкиваются герои романа, обнаруживает гуманные начала их натуры: чуткость, сострадание, раскаяние. Сложный путь от трагических заблуждений через мучительные сомнения и раскаяние к возрождению души проходит и главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников.

Торжество нравственных начал в душе Раскольникова показано в эпилоге романа. По замыслу Достоевского, спасительная сила любви должна была привести героя к принятию евангельских истин: добра, милосердия, смирения своей гордыни, исполнения нравственного долга перед Богом и людьми. Именно в этом заключается, по мнению писателя, истинная нравственность и духовная красота человека. И только через прозрение и возрождение души его герой может вернуться в мир людей. Это возвращение Раскольникова к людям есть главный итог романа «Преступление и наказание».

Иные взаимоотношения с традиционным христианством выстраиваются на страницах романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

«Только человек ответственен за добро и зло», – утверждает Булгаков и рассказывает историю о Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате, о талантливом Мастере и его возлюбленной Маргарите, о председателе Массолита Берлиозе и начинающем поэте Иване Бездомном… Каждый из них совершает на страницах романа свой нравственный выбор и расплачивается за него своей жизнью.

Принято считать, что «ершалаимские» главы романа – это перифраз истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом, истории, изложенной во всех четырех евангелиях. Однако обстоятельный анализ романа в сопоставлении с подлинными текстами евангелий приводит нас к выводу, что Булгаков в образе Иешуа Га-Ноцри изображает не Сына Божия, не Мессию, а обыкновенного человека, обладающего, однако, важнейшими, по мнению писателя, нравственными качествами – сострадательностью и отвагой. Делая его абсолютным судией, властителем «света», Булгаков возвеличивает Человека и вступает тем самым в глубокую полемику с ортодоксальным христианством, утверждающим, что «все в руце Божией»…

И еще один пример – роман В.Гроссмана «Жизнь и судьба». У этого произведения на первый взгляд нет никакой связи с религиозными учениями, но это только на первый взгляд.

В своем романе В.Гроссман поднимает целый комплекс самых разных проблем: социальных, философских, политических, нравственных, даже эстетических. Книгу отличают удивительная широта и многосторонность охвата действительности, и стройность грандиозному «зданию» романа придает идея свободы. Всем ходом повествования писатель утверждает: дух свободы неискореним в человеке.

Истина проста: человек должен оставаться человеком даже перед лицом самых страшных испытаний. Именно так ведут себя многие герои романа. Доброта обыкновенных людей, несущих в своих сердцах любовь ко всему живому, находится вне классовых, национальных и прочих соображений. Она помогает им сохранить человеческое лицо, совесть и достоинство даже у входа в газовую камеру. Человечность и доброта являются, по убеждению Гроссмана, высшими проявлениями свободы человеческого духа, над которым не властны ни безжалостный диктат, ни всемогущество античеловеческих сил.

Не об этом ли писали М.А.Булгаков и Ф.М.Достоевский, да и многие другие классики отечественной литературы?.. И не об этом ли говорят основные заповеди мировых религий?..

Да, в истории человечества были такие страницы, когда религия становилась синонимом зла и мракобесия, когда религиозный фанатизм был причиной гибели тысяч и тысяч невинных жертв. Однако анализ подобных явлений ясно свидетельствует, что виновата бывает не сама религия, а ее служители: священная инквизиция в средневековой Европе, отцы религиозных сект, современные террористы… Что им до великих истин добра и человечности, которые умирающий Иисус Христос проповедовал даже на кресте!.. Этими недочеловеками движут совершенно противоположные мотивы.

К сожалению, XX и XXI века дали нам много примеров, когда за провозглашенными высокими идеалами скрывались самые низменные интересы. Тем важнее сегодня обратиться к опыту отечественной классики, ведущей борьбу за духовное возрождение человека. В нашем мире еще много грустного, горького, несовершенного. Хочешь изменить этот мир? Начни с себя! Ведь дорога, ведущая к храму, проходит через нашу собственную душу. Только усвоив эту высшую истину, мы вместе с нашими учениками сможем построить мир, в котором не будет места насилию и несправедливости, унижению человеческого достоинства и попранию его свободы…

Татьяна ПЕРШАГИНА, Сажида СУЮНОВА, учителя русского языка и литературы школы №939

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте