search
main
0

Чудо на реке Ханган Здесь чтут традиции и ценят образование

Что нам сразу приходит в голову при мысли о Республике Корея? Чаще всего это набор стереотипов: острая корейская капуста кимчхи, сверкающе-белый автомобиль “Хендэ” или, может быть, Олимпийские игры 1988 года: именно тогда большинство иностранцев (и россиян тоже) впервые познакомились с этой загадочной страной, 70 процентов территории которой занимают горы. Считается, что корейцы – потомки монгольских племен, которые пришли на полуостров еще в эпоху неолита и бронзового века. Между прочим, у Кореи третье место в мире по плотности населения – 476 человек на 1 квадратный метр. Неудивительно, что здесь очень дорогая земля. В небольшой по размерам стране живет более 47 миллионов человек.

Легенда рассказывает: в 2333 году до н.э. Тангун основал на Корейском полуострове королевство Чосон. Этот год корейцы считают датой рождения государства. В характере и жизни корейцев причудливо переплетаются традиции пятитысячелетней истории и современность. Но с давних времен у них неизменным остается особо почтительное отношение к образованию, к грамотным людям. Ученые с древних времен находили признание и пользовались особым уважением в корейском обществе. А чтобы продвинуться по служебной лестнице в государствах Коре (918-1392) и Чосон (1392-1910), чиновнику непременно нужно было преуспеть в науках и каллиграфии – путкыльси. Некоторые этому искусству учились всю жизнь. Вероятно, в этом объяснение “чуду на реке Ханган” – так говорят о необыкновенно быстрых темпах экономического развития Республики Корея.
Главная цель и заветное желание любой корейской семьи – дать хорошее образование своим детям. Наверное, этим можно объяснить то, что в стране без всяких законов, ограничивающих рождаемость, количество детей снизилось до 1-2. В среднем на корейскую семью, как говорит статистика, приходится 1,4 ребенка. А ведь всего пятьдесят лет назад в семьях было по пять-семь детей. И неудивительно: ведь корейцы – одна из самых чадолюбивых наций в мире. Но соображения здравого рассудка побеждают, ведь выучить пятерых и даже троих в состоянии лишь единицы.
Когда объявили конкурс “Далекая и близкая Корея” (см. “УГ” N 44), я решила встретиться с первым секретарем, атташе по образованию Посольства Республики Корея господином Ли Ен Гюном и узнать, чем отличаются наша школа и наши вузы от корейских и вообще – интересуются ли Россией молодые корейцы.
– Господин Ли, как построена ваша система образования?
– Дети идут в школу с семи лет, но по вашим меркам с шести, потому что возраст ребенка у нас отсчитывается от момента его зачатия. Корейская система образования включает начальную школу (шесть лет), среднюю (три года) и среднюю повышенной ступени (три года), колледж и университет (два и четыре года). У нас развит бакалавриат, но есть также и система магистратуры, по окончании которой может быть присвоена ученая степень. Начальное образование бесплатно и обязательно для всех детей от 6 до 11 лет. Обычно программа начальной школы состоит из девяти предметов: корейский язык, математика, обществоведение, естествознание, этика, физкультура, музыка, изобразительное искусство и практическая деятельность. В средней школе ребята изучают еще несколько обязательных предметов, среди них английский, а также выбирают факультативные курсы профессионального или технического профиля. Полную среднюю школу заканчивают 99 процентов ребят, в вузы поступают 85 процентов.
– Вы сказали, что начальная школа бесплатна, а дальше?
– Начиная со средней школы – в России это соответствует 7-му классу – родители платят за обучение своего ребенка. И это не потому, что у государства нет денег. Средства могут пойти на повышение зарплаты учителям, на улучшение оснащения школ и школьного оборудования.
– Сколько учеников в классе считается нормой для Кореи?
– Стыдно признаться, но это, наверное, самое большое число во всем мире – в начальной школе в классах по 35 человек, в средней – 39, а в старших классах – 45. Между прочим, сейчас ситуация намного улучшилась: когда я учился в школе, в классах было по 50-60 человек. Правда, снижение количества учащихся связано с уменьшением рождаемости. В Республике Корея, особенно в Сеуле, очень дорогая земля. А чтобы построить школу, нужно вначале приобрести эту землю. Хотя на образование выделяется 24 процента средств из государственного бюджета – это один из самых высоких показателей в мире.
– У вас есть деление на гимназии, лицеи?
– Нет. До средней школы повышенной ступени, до российского 10-го класса, все учатся по одинаковой программе, а потом уже идет профильность. У нас есть художественные, спортивные, научные (математические, физические), специализированные английские школы. В последнее время очень популярны кулинарные, компьютерные и те, где учат мультипликации. Кстати, у нас очень много ребят увлекаются разнообразными комиксами.
– Для многих школ мира сейчас самая больная проблема – наркотики.
– К счастью, это для нас не настолько актуально, как для других стран мира, тем более в школе. Правда, увеличилось число курящих, и все же у нас до сих пор табу на женское курение. Конечно, некоторые девочки курят, но тайком, прячась. Такого, как в России, нет. Но это не значит, что наши дети более нравственны, ведь это только внешние проявления, а внутренний мир российских школьников, может быть, даже чище и духовнее…
– У нас в некоторых школах появился новый предмет “сексология”…
– Корея – восточная страна, поэтому в обществе еще очень сильны традиции – девушка до замужества должна быть целомудренной. Хотя в последнее время отношения между полами стали раскрепощеннее. Кроме того, начиная со средней школы на уроках физкультуры, биологии учителя дают ребятам общие знания по этому вопросу, кроме того, распространяются определенные материалы, рассказывающие о физическом развитии человека. Ну а вообще до окончания школы всех трех ступеней, то есть до российского 12-го класса, педагоги стараются сохранить в детях нравственную чистоту.
– А как же телевидение?
– В Республике Корея действует закон, по которому запрещается показывать эротические сцены. Правда, сейчас остро встала проблема Интернета… В стране происходит компьютерный бум. Если человек не умеет обращаться с компьютером, то он так же беспомощен, как если бы не умел читать. Кстати, правительство до 2004 года планирует 500 тысячам школьников из неимущих семей бесплатно выделить компьютеры. В принципе в городах практически у всех они есть, остались сельские ребята. Обратите внимание, в сельских школах компьютеры давно установлены, речь идет о том, чтобы у каждого ребенка был свой собственный…
– В школьной программе есть предмет, связанный с обучением работе на компьютерах?
– Нет, в программе нет, но для желающих школы могут приглашать преподавателей. Общество слишком быстро развивается, так что преподавателей для всех школ попросту не хватает… Кроме того, у нас после занятий в школе ребята практически ежедневно учатся еще и в образовательных центрах или, как мы их еще называем, частных педагогических академиях. Здесь они углубленно занимаются математикой, английским, информатикой, готовятся к поступлению в вузы… При таком высоком значении и престиже образования конкурс в университеты очень высокий…
– Какую проблему корейских школьников вы бы назвали главной?
– Это перегрузки. Наши дети уходят в школу в восемь, возвращаются в пять, а потом, пообедав, отправляются в образовательные центры. Так что дома некоторые оказываются лишь к двенадцати часам ночи.
– Какие специальности в вузах считаются наиболее престижными?
– В основном выбирают специальности гуманитарного направления – экономику, менеджмент, юриспруденцию. Очень популярны информатика и медицина. К сожалению, не очень престижной считается учительская профессия. Наиболее одаренная молодежь выбирает те специальности, которые я назвал. А те, кто плохо учится, вообще поступить никуда не могут, так что в учителя в основном попадают “середнячки”. Конечно, женщин-учителей больше. Но и для мужчин самой престижной является работа преподавателя вуза.
– Какая зарплата у школьных педагов?
– Если сравнивать с крупными компаниями, с банковскими структурами, то их доходы пониже, но они больше, чем у представителей малого и среднего бизнеса…
– Интересуются ли культурой, историей России ваши школьники и студенты?
– Конечно, на молодежь больше оказывает влияние американская культура. Среди младших школьников и ребят средних классов большого интереса к России нет. Зато студенты университетов живо интересуются вашей страной. До кризиса 1997 года только в МГУ учились 400 корейцев, сейчас у нас есть сведения по двум большим городам – Москве и Петербургу, – где в вузах обучаются около 1000 граждан Республики Корея. В самой Корее в 33 университетах открыты отделения русского языка, культуры и истории. Всего сейчас русский в нашей стране изучают 1927 человек. Кстати, идут переговоры между комитететами образования Сеула и Москвы о том, чтобы при школах создать образовательные центры, где москвичи изучали бы корейский, а сеульцы – русский язык. А в русско-корейской школе N 1086 в Москве корейский язык изучается уже давно.
– Сколько в среднем стоит обучение в корейском вузе?
– Обучение очень дорогое. Кроме того, многое зависит от специальности – от трех тысяч долларов в год до шести за обучение на медицинских и юридических факультетах… У нас есть и государственные, и частные вузы, но за обучение везде нужно платить. В Корее образованию придается особое значение, об этом свидетельствует и тот факт, что сейчас правительство планирует повысить статус министра образования, сделав его еще и вице-премьером .
– Господин Ли, я знаю, вы недавно в нашей стране. Ваше первое впечатление о России?
– Я очень хотел, чтобы меня направили в Россию. За это место пришлось побороться. Я очень люблю русские народные песни и танцы. Я в восторге от Петербурга: от Эрмитажа, Исаакиевского собора. Убежден, Россия – великая страна. Думаю, нам нужно учиться друг у друга хорошему…
Светлана РУДЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте