Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Актуально

Чудесные земли морфологии и морфемики

Путешествуем вместе с МЭШ
УГ - Москва, №46 от 17 ноября 2020. Читать номер
Автор:

Московская образовательная среда всегда находилась и продолжает находиться на передовой всего российского образования. Последовательные нововведения, динамичные преобразования дают импульс для появления и развития новых форм и технологий проведения уроков.

МЭШ – это система образования будущего, которая позволяет использовать все плюсы современных информационных технологий. Решения МЭШ доступны для всех и уже получили высокие оценки учителей, родителей и детей ряда московских школ.

Использование ресурсов Московской электронной школы позволяет учителю оптимизировать работу, сделать уроки насыщеннее и эффективнее. Работа с текстами, фотографиями, видео, презентационными слайдами и таблицами позволяет вовлекать учащихся в активную деятельность на уроке. При этом на поиск, отбор информации и дальнейшую подготовку к урокам тратится значительно меньше времени.

Все структурированные уроки можно найти в разделе МЭШ «Библиотека». Она содержит образовательный материал, готовый к запуску на интерактивной доске и на индивидуальных устройствах обучающихся.

Каждый урок уже разделен на этапы, спланирован по времени. Электронный материал урока доступен для отображения на доске, устройствах учащихся, ноутбуке (планшете) учителя. Програм­мное обеспечение для работы в библиотеке учитель и ученик могут загрузить и на свой личный смартфон. Возможности библиотеки позволяют учителю предусмотреть отсутствие у обучающихся смартфона (или, например, его разрядку), «зависание» интерактивной доски и прочие неожиданности. В любой момент учитель может распечатать как весь сценарий урока, так и его отдельные части:
– конспект;
– рабочие листы для обучающихся;
– иллюстративный материал (фото, скриншоты, таблицы).

Важно отметить, что электронный урок по предмету можно запустить и на стационарном компьютере. Это означает, что урок с использованием МЭШ можно проводить в абсолютно любом кабинете, оснащенном персональным компьютером. Кроме того, учитель может варьировать отображаемый вариант на разных носителях по ходу одного урока. Например, одна часть класса может работать, используя интерактивную доску, а другая половина – с планшетами или смартфонами. Таким образом, на уроке будет осуществлена организация групповой, мини-групповой и индивидуальной учебной деятельности. Также разнообразие электронного материала библиотеки позволяет реализовать технологию смешанного обучения на уроке. Но учитель может смоделировать и такие учебные ситуации, когда на интерактивной доске и на планшете учащихся будет транслироваться одинаковый материал. Это могут быть теоретический материал, схемы, текст для анализа, тест. Главное, чтобы класс при этом занимался решением одной задачи. Подобное свободное отображение учебных материалов в зависимости от предпочитаемых учителем педагогических технологий и решаемых задач является конкурентным преимуществом сценариев уроков из библиотеки МЭШ в сравнении с обычными презентациями, фильмами и анимационными роликами.

Ознакомимся с некоторыми сценариями уроков из библиотеки МЭШ, которые можно использовать при изучении филологических дисциплин в основной школе.

В большом количестве представлены уроки по теме «Деепричастие». Так, на уроке систематизации знаний по данной теме учащимся предлагается отправиться в путешествие, во время которого они повторят основную информацию не только об этой самостоятельной части речи, но и посетят моря знаний по фонетике и лексике, чудесные земли морфологии и морфемики. Учитель оставляет учащимся возможность выбрать и средство передвижения: яхту, фрегат или бриг. Этим он проводит не только словарную работу, но и вносит в урок определенный игровой момент. Здесь же учитель может осуществить и метапредметные связи.

Например, можно дать задание подобрать название выбранному средству передвижения. Учитель может рассказать об истории одноименного фрегата или брига, а также о традиции отправлять послания в закупоренных бутылках. Одну из таких бутылок можно прямо с экрана интерактивной доски «перенести» в класс, достав из нее задание для обучающихся. Заданием может послужить текст, который в дальнейшем нужно будет разобрать и выполнить к нему ряд заданий (например, найти деепричастия, сделать их морфологический разбор).

Для обучающихся 5‑х классов педагоги могут подобрать в библиотеке МЭШ уроки с использованием лингвистических игр. Например, второй урок по теме «Склонение имен существительных» можно начать с одноименной игры. Класс разбивается на три команды, определяются капитаны, которые тянут жребий с цифрами «1», «2» и «3» (по числу склонений существительных в русском языке). Затем дается задание подобрать название своей команде в соответствии с вытянутым склонением. После этого учащиеся смотрят фрагмент мультипликационного фильма «Незнайка учится» и прослушивают песню «В траве сидел кузнечик». Во время прослушивания песни команды записывают прозвучавшие в ней имена существительные, определяя после этого их склонение. Побеждает команда, у которой будет наибольшее количество правильных ответов. Дополнительный балл отдается команде, выполнившей задание быстрее остальных. Следующим этапом игры будет конкурс капитанов – интерактивное задание, которое заключается в составлении верных высказываний. Например, тип склонения является… (постоянным морфологическим признаком). Баллы начисляются в соответствии с правильностью и полнотой данных ответов. Чтобы снизить градус борьбы, можно устроить лингвистическую паузу. Учащиеся должны составить как можно больше слов из слова «склонение». Победителя можно поощрить индивидуальной оценкой. Следующим командным заданием (оцениваются скорость и правильность) будет определение рода и склонения существительных «водевиль», «тюль», «бемоль», «аэро­золь», «мозоль», «антресоль». Далее командам раздается иллюстративный материал. Это может быть программка какого-либо спектакля, аннотация к нему. Задача учащихся заключается в быстром поиске имен существительных определенного типа (одушевленных, неодушевленных, собственных и нарицательных). Затем следует подведение итогов лингвистической игры: подсчет набранных баллов, объявление команды-победительницы, самых активных игроков. В качестве рефлексии учащиеся в анкете выбирают те утверждения, которые они разделяют:
– «Во время игры я был активен»;
– «Я старался помогать команде»;
– «Я понял, каких знаний мне не хватает»;
– «Игра была для меня полезной»;
– «Я не смог продемонстрировать свои знания и умения» и др.

На сегодняшний день в библиотеке МЭШ можно найти сотни тысяч загруженных и прошедших апробацию уроков по русскому языку, литературе, географии, истории, физкультуре. Учащиеся в полной мере стали активными участниками образовательного процесса. А значит, потенциал развития данного проекта очевиден.

Павел ТЮРНИКОВ, учитель русского языка и литературы школы №1542


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
  • Итоговое сочинение нужно отменить совсем или заменить его диктантом 47%
    184 голоса 47%
    184 голоса - 47% из всех голосов
  • У сочинения вообще не должно быть модели - это вид творчества 38%
    146 голосов 38%
    146 голосов - 38% из всех голосов
  • Нет, существующая модель сочинения актуальна до сих пор 9%
    34 голоса 9%
    34 голоса - 9% из всех голосов
  • Да, нынешняя модель уже устарела 6%
    24 голоса 6%
    24 голоса - 6% из всех голосов
Всего проголосовало: 388
Ноябрь 18, 2020 - Ноябрь 24, 2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt